"Будущего нет. Мир умирает"

14 октября, 2016, 00:01 Распечатать

В киевском Институте проблем современного искусства проходит выставка Зои Орловой и Александра Найдена "Танго в сумасшедшем доме". Сегодня все еще недооцененные, именно эти авторы, отец и дочь, возможно, будут считаться гордостью искусства Украины наравне с Марией Примаченко или авангардистами 1920-х гг.

© Facebook/Гарри Пхотоман

В киевском Институте проблем современного искусства проходит выставка Зои Орловой и Александра Найдена "Танго в сумасшедшем доме". 

Сегодня все еще недооцененные, именно эти авторы, отец и дочь, возможно, будут считаться гордостью искусства Украины наравне с Марией Примаченко или авангардистами 1920-х гг. 

Выставки этого института в Киеве в последние годы зачастую скучны, предсказуемы. "Настоящих буйных нету": народ, забыв про благоглупости вроде "изобретения художественного языка", наперебой пытается угодить потенциальным покупателям (или грантодателям). И просто воспроизводит или старые собственные приемы — или подсмотренные на Западе тенденции. 

На фоне подобной чинности и благости, на фоне почти тотальной победы коммерции над артом и просто здравым смыслом, работы отца и дочери — Зои Орловой и Александра Найдена (последний, главным образом, известен как искусствовед, лауреат, совместно с Александром Бабаком, Шевченковской премии за монографию "Народная икона Средней Надднепрянщины ХVIII–ХХ вв. в контексте сельского культурного пространства") — выделяются как россыпь перьев жар-птицы среди царства вечной ночи. 

вы_5
Facebook/Гарри Пхотоман

Горят, как "мене, текел, фарес" на стене — в напоминание о том, какими на самом деле должно быть искусство и "жизнь в искусстве". 

Они — во всем другие, и эти картины, и сами их авторы. Яркие, талантливые, не укладывающиеся ни в какие рамки. Включая даже пространственные. Большая часть монументальных полотен Зои Орловой — габаритами по 5 метров, именно такую длину, по ее словам, имеют стены ее комнатушки-мастерской на столичной Троещине. (Там художница проводит большую часть времени, живя, фактически, в "затворе", как монах-отшельник. Вместо арт-тусовок, как ни нужен самопиар, Орлова день за днем методично работает). 

Из-за некарликовых масштабов организатор выставки, основатель Фонда культурных инициатив ArtHuss Константин Кожемяка, вместе с куратором Викторией Бурлакой и художниками, долго не могли найти для нее помещения в Киеве. ("Мистецький Арсенал", на "Арт-Киев" в котором все рассчитывали, по понятным причинам, "вне зоны доступа"). Странников приютил Институт проблем современного искусства. Где работы, ко всему, смотрятся совершенно "на своем месте".

Но дело, конечно, не в масштабах изображений (да и у Найдена это — циклы биографических гуашей в стилистике ар брют на стандартных ватманских листах). В их выходе за рамки любых конъюнктур и ожиданностей. В полном игнорировании моды, мыслей о продажах, и востребованных "тенденций". 

вы_4
Facebook/Гарри Пхотоман

Перед нами — настоящее некоммерческое искусство. В смысле, то, которое живет само ради себя. 

Найден много лет пишет исповедельные гуаши "в стол". Что является для него одним из способов самопознания. 

По сути, это — его личный роман с ХХ веком в красках, а-ля "Сампопознание" Николая Бердяева. Щедро пересыпанный литературными и прочими цитатами. 

Сами персонажи мрачновато-ироничных циклов 2008—2016 гг. "Батова", "Дитя казармы", "Маргинальная зона" и т.п. узнаваемы, от друзей, знакомых и самого автора — до "народной" куклы из знаменитой коллекции Людмилы и Александра Найденов. А сюжеты прорастают и в биографической прозе. (Цикл рассказов "Как я не…" сейчас опубликовал все тот же ArtHuss.).

Но если, при всем уважении, работы отца, Александра Найдена — все же, ближе к столь любимому им народному искусству, творчество Орловой далеко от вообще каких-либо аналогий. Возможно, самими близкими сравнениями окажутся оп-арт, визионер-арт, медиа-арт (но кропотливо, в мельчайших деталях, прорисованный маслом). 

Как бы там ни было, картины-образы ошеломляют. Здесь флюоресцентные водоросли и даже женские косы, свитые из переплетенных мускулов, колышущиеся над водой, кроваво парящие в пространствах темного света. 

вы_2
Facebook/Гарри Пхотоман

Циклопические заброшенные "Бассейны" отблескивают на фоне зеленой травы, и убийственно-красны — поверх опавших осенних листьев. 

"Портал" — огромное, стилизованное изображение советского бетонного уличного мусорного бака. А вон — "мерцает" циклопических размеров картина, словно бы состоящая из одних кракелюров и цитатной надписи поверх них. "Не зря я, наверное, училась на реставратора", — флегматично констатирует Орлова. 

"Будущего нет. Мир умирает", — объясняет свою философию художница, подробно рассказывая о каждой из картин. 

На самом деле за каждой — мысль, философская, ницшеанская во многом. И — настоящий back on through портал в иные, лучшие (а может, просто — не те, что здесь) миры. 

Все работы, кроме, кажется, переливающихся радугами "Психоделических диванчиков" из одноименного цикла, как и у Найдена, содержат еще и текстовые отсылки. 

Но живопись Орловой неожиданно словно "уравнивает" графические и смысловые аспекты изображений, слово с его изображением становится неразделимым одним. 

Из вполне похожего на реальную гвоздику "Цветка" "вырастает" размышление на тему Фуко. Который написал "Это не трубка", рассуждая о картине Рене Магритта "Вероломство образов". А и без того многозначительный символ "Колесо" получает "эпиграф" из Кафки — и делается символом уже кафкианской безысходности. 

Интеллектуализм, свободная ориентация в "тексте" мировой культуры — это тоже то, что сильно отличает Орлову-Найдена от, увы, многих киевских коллег-художников. 

Но — дело, снова-таки, не в этом одном. Перед нами — действительно новый язык, уникальное мировосприятие — и мироотображение. 

вы_1
Facebook/Гарри Пхотоман

"Эстетика, что называется, восстала", — написал бы тут Виктор Ерофеев. Чей рассказ "Жизнь с идиотом", как известно, когда-то послужил основой для оперы Альфреда Шнитке. 

Прямой отсылкой к его "Танго в сумасшедшем доме" служит, как вы догадались, название выставки Орловой—Найдена. И, таким образом, оно тоже оказывается "тройным", как минимум, "перевертышем", заставляющим вспомнить невообразимо огромный пласт мировой культуры. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно