Божья слеза. Лесь Сердюк

28 мая, 2010, 14:06 Распечатать

На прошлой неделе ушел из жизни наш замечательный артист Лесь Александрович Сердюк. Он долго болел...

На этой неделе ушел из жизни наш замечательный артист Лесь Александрович Сердюк. Он долго болел. Но в театре имени Ивана Франко, где актер работал в последние годы, все равно ждали его возвращения…

Зритель часто воспринимал его как одну из «эмблем» украинского кино. При том, что «больших» фильмов у него было не так чтобы много. Пожалуй, за исключением «Вавилона ХХ» И.Миколайчука да «Соломенных колоколов» Ю.Ильенко…

Только узнаваемый образ артиста — его истинно национальная харизма, его казацкая удаль, а еще суровый мужской темперамент — все это и выдвигало Сердюка «в центр», в нашу память, даже в средних картинах... Которых, кстати, тоже немало: «Их знали только в лицо», «Абитуриентка», «Дума о Ковпаке», других...

Сниматься он начал еще в 1963-м, когда служил в Харьковском театре имени Т.Шевченко. То была экранизация знаменитой пьесы А.Корнейчука «Гибель эскадры».

А одна из последних его киноработ — в «Тарасе Бульбе» у В.Бортко.

Этот нашумевший блокбастер стал для Сердюка поворотом по «служебной» линии. Спустя много-много лет он вернулся на театральные подмостки. Правда, уже киевские — по приглашению Б.Ступки. На съемках «Бульбы» худрук и принял такое решение…

Ведь именно с театра начался ранний полет Сердюка. Он — истинное дитя кулис. Отец — корифей театра, знаменитый курбасовец Александр Сердюк. И харьковская среда (И.Марьяненко, М.Крушельницкий, В.Чистякова, сам Сердюк-отец) словно бы «нашептывала» ему о дальнейшем пути…

В 60-е Сердюк-младший, как чеховский Треплев, увлекается новыми формами. Его подзадоривало, что в Москве «куролесил» «Современник», и в Харькове должен бы возникнуть подобный театральный организм. Со своими коллегами Лесь репетировал в клубе автомобилистов с 11 вечера до пяти утра пьесы Шатрова, Зорина. Тогда их команду заприметили — пригласили в Ригу.

Уже после он взойдет на сцену столичной Русской драмы. В этом же театре вспыхнет пламя его яркого романа с актрисой Ириной Буниной (у них дочь Анастасия). Затем пути разойдутся. И у него — с любимой женщиной и дочерью. И у него же — с театром…

Он станет активно сниматься в продукции киевской киностудии — в 70—80-е. Затем, когда в Украине начнется период «бескартинья», его позовут на Свердловскую студию.

После — кормильцы-сериалы.

И еще преподавательская деятельность (благодаря Леониду Осыке, который и пригласил его на кинофакультет).

…Возвращение в театр сулило актеру интересные перспективы. Его любили франковцы. Облик такого мудрого и слегка ироничного «старика» найдешь сегодня не в каждой труппе… Он успел сыграть камерную прибалтийскую пьесу на малой сцене. На большой сцене появился его интересный (пасмурный, кажется, «чего-то» стыдящийся...) гоголевский Жевакин (в «Женитьбе»). Всего-то раз или два он вышел к зрителю в роли Старика, в спектакле «Божья слеза» (затем автор текста эту постановку «запретил») и играл он тогда «негромко», но замечательно и вдохновенно. Словно пульс трагической эпохи и вечное недомогание родной земли истязали каждую клеточку и его усыхающего организма. Актер говорил тихо, а все равно подчинял себе зал.

И последняя роль. Образ символический. В чем-то пророческий. В горьком своем остатке, в общем, достойный судеб артистов значительных. Это герой монодрамы С.Беккета «Последняя лента Крэппа». В пьесе за героя «говорят» магнитофонные записи (таков драматургический принцип). Но в театре решили, что без живого голоса не обойтись. И «нарушили» каноны Беккета, но интуитивно угадали суть истории, рассказанной для горстки зрителей самим Сердюком… Из кафкианского существа, копошащегося в своем маленьком «секонд-хендовском» мирке, благодаря артисту все равно прорастал Человек… Прорезался его живой — человеческий — голос… Который, может, и некому рядом расслышать, так он и разговаривал не с «ними», а только с собой или с Богом… Потому-то на его единственной (и последней) премьере и плакали... «Все» понимали — и не хотели прощаться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно