БОЛЬШОМУ ТЕЛЕКОРАБЛЮ — БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ!

2 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 2 июня-9 июня

В словосочетании «бархатный сезон» наш человек, приученный готовить сани летом, слышит нездешний шум прибоя и раскрепощенные крики непуганых чаек...

В словосочетании «бархатный сезон» наш человек, приученный готовить сани летом, слышит нездешний шум прибоя и раскрепощенные крики непуганых чаек. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»... Не снилось им и то, что в 1993 году негосударственная украинская телекомпания ТОНИС придумает и воплотит в жизнь Международный фестиваль телевизионных программ и наречет его «Бархатный сезон». А в сентябре 95-го года фестивальный корабль поплывет по морям и океанам под девизом «За единое информационное пространство во имя мира и согласия». Сегодня телекомпания ТОНИС работает в поте лица, собирает вещи и документы, сушит сухари на дорогу — в общем, творчески подходит к вопросу: быть или не быть телевидению в отдельно взятой в оборот стране. Президент ТОНИСа Владимир Александрович ИВАНЕНКО, крестный отец «Бархатного сезона», любезно согласился дать для «ЗН» эксклюзивное интервью. Больше двух часов он рассказывал о фестивале, о системе спутникового вещания «Славянский канал», о буднях и праздниках, поражениях и победах современного телевидения.

— Владимир Александрович, вашу телекомпанию зовут ТОНИС. Красивое имя, сразу вспоминается Таис Афинская... А что это имя означает?

— ТОНИС переводится как творческое объединение новых информационных систем. Это бывшая всесоюзная ассоциация, которая была организована в 1989 году, зарегистрирована в Москве.

Учредителями телекомпании были Госкино СССР, Советский фонд культуры, Союз ветеранов войны и труда, Министерство обороны и многие другие организации. Идея такого ТОНИСа родилась в Николаеве, потому что именно там с 88-го года группа телевизионщиков начала заниматься первым кабельным телевидением. Сначала это был ТОНИС, который организовали комсомольские кабельные сети разных городов. А с 89-го года именно мы представляем группу, занимающуюся всем спектром телевизионных задач, которые по своей сути должны помочь выжить телевидению. Мы занимаемся негосударственным, небюджетным, то есть самоокупаемым телевидением. На протяжении шести лет мы работаем в области глобальной телесети, решаем проблему создания в Украине телевизионной структуры, которая вещает не только на одну страну, а практикует и иновещание. Телевидение — только тогда телевидение, когда можно увидеть конечный результат, когда группа отвечает за три позиции: она подает сигнал, дает программу и доводит ее до зрителя. С 91-го года мы пытаемся решить вопрос, как можно подать сигнал на большую территорию.

— Вы подошли вплотную к осуществлению спутникового вещания. Итак, что собой представляет «Славянский канал»?

— Вы знаете, национальная принадлежность любого предпринимателя определяется двумя вещами: где он дает работу и где он платит налоги. Вокруг названия «Славянский канал» было много разных разговоров... А по сути, это название возникло потому, что сегодня в мире практически не существует славяноязычного канала. Наиболее мощные каналы — американский, французский, английский, немецкий. «Славянский канал» нашел экономические формы решения тех проблем, которые сейчас возникли у любого телевидения. Каким образом мы можем показать нашу информацию в Минске или в Москве? Сколько нужно за это заплатить? Как заинтересовать соседние страны, чтобы они ретранслировали наш канал? Глубокий анализ, проведенный телекомпанией ТОНИС, показывает, что чисто украинская программа в странах СНГ большого интереса не представляет и в распространении ее ни государственные, ни частные телекомпании не заинтересованы.

Единственная возможность доставлять информацию в страны СНГ — в сотрудничестве негосударственных телекомпаний СНГ с ТОНИСом на коммерческой основе, поскольку они заинтересованы в увеличении своего рекламного пространства и получении высококлассного лицензионного продукта. На этом принципе они готовы распространять программы «Славянского канала» на своей территории, взяв затраты по ретрансляции на себя. Они готовы также поставлять на «Славянский канал» лучшие свои программы, которые несомненно увеличат их конкурентоспособность и укрепят финансовое положение за счет притока рекламы. Вся необходимая работа с независимыми телекомпаниями в СНГ уже проведена, и мы обладаем договорами по распространению «Славянского канала» в России, Прибалтике, Беларуси, Молдове, а также в странах Восточной Европы. Телеканал, представляющий лучшие программы славянских стран и принимаемый во всех странах СНГ, уже вызывает интерес у частных телекомпаний Запада. Создание международного художественного совета «Славянского канала» с привлечением ведущих деятелей культуры стран-участниц, в том числе украинских, для поддержания высокого художественного уровня телеканала, позволяет профессионально координировать вещание.

Благодаря деятельности «Славянского канала» Украина получает возможность создать на своей территории мощный современный телевизионный центр, оснащенный оборудованием самой высокой технологии, что позволит дать работу многим творческим деятелям Украины.

— III Международный фестиваль телевизионных программ «Бархатный се-
зон-95» предусматривает серию презентаций «Славянского канала» в разных странах. Расскажите, как возникла идея такого фестиваля?

— Фестиваль с самого начала был задуман как одна из программ, связанных с созданием глобального телевидения. На фестивале соберутся представители России, Украины, Беларуси, Прибалтики, Молдовы. Мы подписали конвенцию об объединении в единое информационное пространство. А предыстория «Бархатного сезона» такова: в январе 93-го года в Москве несколько групп из «Останкино» пытались создать что-то похожее на альтернативу Московскому кинофестивалю в области телевидения. Меня тогда пригласили выступить соучредителем Московского телефестиваля. Но, к сожалению, по каким-то причинам фестиваль этот был отложен — и так и не состоялся. Тогда мы предложили наш вариант с фестивальным центром в Украине. Николаев превратился в город-фестиваль у Черного моря. А город у Черного моря — это еще и большая политика. Если ты говоришь о Киеве в Москве или в Минске, многие вопросы усложняются, поскольку начинают играть политические амбиции. А город у моря — всегда вне конкуренции. Мы категорически настаивали еще с первого фестиваля на том, что все телепрограммы, принимающие участие в конкурсе, должны оцениваться жюри объективно независимо от званий и регалий конкурсантов. Основная задача фестиваля — поиск талантов, а для этого мэтры и начинающие должны находиться в равных условиях. Например, в прошлом году у нас среди лауреатов были не только «До и после полуночи» и «Пока все дома», но и одесская, днепропетровская группы.

— Помните, у Геннадия Шпаликова: «Пароход белый-беленький, черный дым над трубой»... Наверное, у плывучего фестиваля особая атмосфера?

— Ну конечно, мы ведь недаром приняли теплоход за основу основ — в этом есть свои преимущества. Когда человеческое общение происходит между двумя бортами, это психологически хорошо воздействует на создание определенной атмосферы. Все мы становимся братьями и сестрами, мы вынуждены считаться друг с другом — ведь раньше положенного срока на берег не сойдешь. Кроме того, фестиваль должен быть комфортным, люди приезжают для творческой работы. Даже самые крупные деловые контакты успешнее проходят в комфортных условиях, благоприятных для хороших человеческих отношений. У нас есть просмотровые залы, пресс-клубы и множество удобных помещений для работы и отдыха. Сверхзадача «Бархатного сезона» — объединение усилий «Славянского базара», «Таврийских игр» и славянских кинофестивалей. Можно создать такую цепочку, когда все будут друг другу помогать и в то же время иметь свое лицо. Такой форум выходит за рамки обычного фестиваля — это не элитарная тусовка, потому что мы, прежде всего, работаем на зрителя. У нас обязательно каждый год открытие и закрытие проходят не только в рамках дворцов, все заканчивается выходом к зрителям. В прошлом году мы на закрытии фестиваля вывели всех участников на улицу, устроили для людей праздничный фейерверк, потому что фестиваль — это праздник, которого нам ужасно не хватает! Представляете, весь город 25 минут сиял красочными огнями!

— Почему вы в этом году выбрали такой экзотический маршрут: Греция, Израиль, Кипр, Турция?

— В этом году мы готовим много акций, связанных со «Славянским каналом». Наш теплоход «Леонид Собинов» приходит в Грецию, и мы в Афинах устраиваем первую фестивальную презентацию «Славянского канала». А сам маршрут мы, конечно, выбрали не случайно: мы будем проходить через страны трех мировых конфессий — христианскую Грецию, иудейский Израиль и мусульманскую Турцию. Кроме того, Иерусалим символизирует центр всех трех религий, и мы, конечно же, будем у Гроба Господнего. На открытии в Николаеве готовится огромная праздничная программа, будет прямая ретрансляция с вещанием на всю Европу. А потом «Леонид Собинов» превратится в столицу фестиваля. Вторая презентация «Славянского канала» пройдет в Израиле. Там же авторское телевидение организует прямую трансляцию «Пресс-клуба». Мы считаем, что фестивалем «Бархатный сезон-95» мы начинаем миссию мира.

— Кто в этом году будет участвовать в фестивале?

— Мы предполагаем приблизительно 300 человек — участников конкурса, чьи программы попадут в финал. Жюри будет состоять из украинских и российских деятелей культуры. На фестивале также будут крупные финансовые компании и знаменитые артисты и телезвезды. Наш неизменный председатель жюри — Давид Черкасский, уникальная личность, талантливейший режиссер-мультипликатор. Я бесконечно благодарен ему и Володе Быстрякову за помощь в проведении наших фестивалей. Это люди с большой творческой и человеческой буквы, профессионалы высочайшей категории, которые внесли огромный вклад в «Славянский канал». Итак, четыре необыкновенных человека будут в жюри от Украины: Давид Черкасский, Владимир Быстряков, Иван Мащенко и Светлана Малявская. Гости фестиваля — тоже наши добрые друзья: Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Клара Лучко, Лия Ахеджакова, Тамара Гвердцители, Александр Дольский и многие другие. Это люди, которые украсят любую компанию. В самом начале нашей деятельности они не побоялись своим авторитетом поддержать нас и придать уверенность в том, что мы на правильном пути.

— В чем будет заключаться конкурс?

— На конкурсе будут рассматриваться телевизионные программы, выходившие в эфир не менее трех раз с сентября 94-го года по июнь 95-го. Лауреаты будут определены по следующим номинациям: лучшая публицистическая программа, лучшая музыкальная программа, лучшая развлекательно-игровая программа, лучшая программа для детей и лучший рекламный видеоролик. Призы жюри будут вручены за лучшую режиссерскую работу, лучшую операторскую работу, лучшую звукооператорскую работу, лучшему телевизионному ведущему и лучшему художнику-постановщику. Приз имени Владислава Листьева будет вручен личности или коллективу, внесшим значительный вклад в развитие телевидения. В период подготовки, проведения и после фестиваля программы конкурсантов будут представляться на независимых каналах стран СНГ, включая спутниковое вещание на «Славянском канале», в передачах государственных телекомпаний России, Украины и других стран СНГ.

— На фестивале, надо полагать, будет спето много хороших, старых и новых, песен. Вы могли бы сказать о себе сегодня: «надежда — мой компас земной»?

— Если бы не было надежды, пришлось бы умирать или уезжать. А я считаю, что не стоит уезжать из этой страны, здесь просто нужно навести порядок. Славянин думает чувствами, поэтому для действия ему нужно создать стимул. Нельзя славянского человека убедить логически, что ему выгодно поступать так, а не иначе. Ему нужно подарить праздник — и тогда он горы способен свернуть. Если бы я жил в цивилизованной стране, мне было бы, конечно, гораздо проще. Там есть здравый смысл и экономический расчет. А я, к сожалению, не могу сегодня прийти в банк и взять кредит для развития своего дела. Во всем мире люди развиваются на кредитах, на инвестициях. У нас этого нет, но зато у нас есть художественное видение, мы хотим в своих программах показывать не шаровары во весь экран, а высшего качества передачи. Мы создаем телевидение, и у нас есть надежда, что мы выживем и сделаем из Киева европейский информационный центр. Мы верим в то, что Киев как центр Европы и древнейшая славянская столица сможет консолидировать все славянские государства во имя мира и согласия.

«ЗН» — информационный спонсор фестиваля «Бархатный сезон».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно