Большая культура маленькой страны

Поделиться
Чувство ностальгии не понять тем, кто никогда не покидал уголок земли, где родился. Я ощущала это чувство, даже когда покидала свой родной Киев на две-три недели...

Чувство ностальгии не понять тем, кто никогда не покидал уголок земли, где родился. Я ощущала это чувство, даже когда покидала свой родной Киев на две-три недели. Мне улыбалась судьба, я побывала во многих странах мира, но пробыв неделю, уже тосковала о своем теплом доме, о красивом и любимом Киеве. Даже будучи в изумительно красивой Италии месяц — как стипендиат Академии художеств СССР, к концу пребывания я говорила: «Домой, домой, домой». Я не смогла бы прижиться на самом «лучшем грунте» ни Америки, ни Европы. Мне понятны слова Богдана Которовича, который сказал: «Надо иметь смелость, чтобы уехать за рубеж, но еще большую смелость надо иметь, чтобы остаться здесь». Мы остаемся! Я понимаю украинцев, своих земляков, покинувших свою землю и живущих воспоминаниями о своем крае, обычаях, природе. И каждое соприкосновение, напоминание о родном прошлом дает им живительную силу.

В городе Скопье в новом жилом районе, сооруженном после страшнейшего землетрясения 1963 года, в окружении экзотических южных чинар, каштанов растет небольшая нежная верба. Ее здесь называют вербичка. За ней ласково ухаживают, ее обильно поливали в зной утром и вечером, дабы она не усохла, а история появления украинской вербы такова. В марте 1998 года в Киеве состоялась международная конференция «Украинский килим. Генезис, иконография, стилистика». Участниками конференции были историки, искусствоведы и художники. Среди них были ученые из Македонии — Алла Качева из музея г. Скопье и — Мария Каневче из музея г. Охрид. Оказалось, что Алла Качева родом из Украины, с Виннитчины.

Она посадила недалеко от своего дома несколько веточек вербы. Из трех две прижились. К любому дереву, кусту в Македонии относятся как к живой частице природы. Город Скопье находится как бы в чаше — город окружают горы. Они были безлесые, и вот по призыву Броз Тито молодежь засадила склоны гор деревьями, и сейчас, когда вы поднимаетесь высоко в горы к монастырю Святого Пантелеймона, вы окружены сочной буйной зеленью.

Македония — удивительная страна, родина легендарного Александра Македонского. Правда, та часть, где он родился, сейчас находится в Греции, возле города Салоники. И споры идут, кому принадлежит герой, какому народу. Но, видимо, он принадлежит всему миру. Как и мать Тереза, которая родилась в Скопье. Достойный памятник стоит в парке. Но нас удивило другое: в центре площади города в плоскость тротуара вмонтирована бронзовая плита с надписью — «Здесь находился дом матери Терезы», и никто не становится на эту плиту.

С 1991 года Македония, раньше входившая в состав Югославии, стала независимой республикой, но македонцы считаются наследниками древних македонцев и славянских племен, проживавших на этой территории.

Красива столица Македонии — древний город Скопье, в котором сейчас проживает около 600 тысяч населения, а всего в Македонии насчитывается около 2 млн. человек. Город богат древностями, да и новые жилые массивы красивы, неповторимы.

На протяжении всей многовековой истории город строится. Катастрофические землетрясения происходили в 518 году, в 1515-м, а в 1589-м город был сожжен австрийцами. В 1963 году вновь страшное землетрясение, которое помнит наше поколение. И всякий раз город возрождался и становился еще краше. Несмотря на многочисленные природные разрушения и исторические завоевания (турецкое иго длилось более 500 лет до 1912 года), остались шедевры зодчества — знаменитые бани Даут-Паши, Саат-Кула, мечети около Бит-базара, церковь св. Спасения (XVII в.) в Скопье, Святого Пантелеймона (1164 г.) в с. Нерези близ столицы, Святого Андрея (1389 г.) в с.Матка в 12 км от города и многие другие. Все эти сооружения в прекраснейшем состоянии, они сохраняют свою первозданность, удивительное слияние с природой.

Македонцы бережно охраняют каждый храм прошлого, будь он мусульманский или христианский. В Скопье, да и во всех остальных городах, мечети и церкви ХI—ХVIII веков и современные соседствуют рядом, религии также. Возможно, какое-то противостояние есть, но агрессивности, к счастью, мы не наблюдали. Наступает утро или вечер, слышен звон православных соборов, в определенное время голос муллы.

В черте города мало сохранилось церквей и мечетей после землетрясения, которое разрушило город на 80 процентов. И все же именно культовые сооружения менее пострадали. Лучше строили?

Недалеко от мечети в старом городе находится церковь Святого Спасения (мы говорим Спаса). Церковь строилась в XVIII веке, т.е. когда Македония была под игом Турции. В то время никакие сооружения не должны были превышать высоту мечети. Строители церкви Святого Спасения нашли выход — они углубили церковь в грунт. Таким образом, не были нарушены «идеологические» каноны того времени. Церковь небольшая, скромная, с хорошим письмом икон, но особенно ценна эта церковь иконостасом. Братья Филипповские из села Галичник в течение 1819—24 годов создали это удивительное произведение. Иконостас выполнен из дерева ореха, сложная так называемая сницарская резьба сочетает сюжетные библейские сцены с орнаментальными мотивами. Поражает виртуозность построения композиции и техника исполнения.

Сохранившихся культовых сооружений церквей и монастырей особенно много на юге Македонии в районе города Охрида.

Охрид расположен на берегу озера Охрид (таких уникальных озер в мире три — Байкал в России, Охрид в Македонии и Виктория в Африке). Охрид — самый древнейший центр не только македонской, но и мировой культуры и письменности. О чем свидетельствует памятник Кириллу и Мефодию. В этом же городе творили и ученики Кирилла и Мефодия Климент и Наум, которые вместе со своими учителями были причислены к лику святых. Ниже городской крепости расположены монастырь и церковь Святого Климента. Климент является святым покровителем не только г. Охрида, а всей православной македонской церкви, провозглашенной на народном соборе 17—19 июля 1963 года автокефальной.

Охрид и окрестности — это потрясающие музеи древней архитектуры: церковь Святого Иоанна Богослова (XVI в.), храм Святой Софии (XI в.), церковь Св.Богородицы (XIII в.), монастырь Святого Наума. Все они ухожены, с любовью сохраняются, и народ гордится своим величественным прошлым. Нас поразило сохранение памятников и развитие культуры. Македонцы понимают, что уважительное отношение к своей культуре будет соответственно вызывать уважение и других государств.

После тяжелого разрушения 1963 года построены новые жилые кварталы, красивые с комфортабельными квартирами (у македонцев культ дома). Прекрасно решены общественные торговые и культурные центры. Решены транспортные проблемы. Но строятся и новые храмы. После землетрясения 1963 г. в центре города Скопье построена новая церковь Святого Климентия. Эта церковь сооружена с использованием новых конструкций и материалов. Монолит из бетона придает новое звучание сооружению, отсутствует архаика, духовность решается прогрессными средствами. Ощущение свободы, легкости пространства, решенного за счет масштабности деталей храма. Церковь идеально вписана в пространство городской площади.

Македонцы понимают, что сохранение исторических памятников, памятников искусства, строительство новых — это золотая жила государства, т.е. приток туристов, а значит и пополнение бюджета. В каждом большом и малом городке музеи в прекрасном состоянии. Это гордость страны. Да и есть чем гордиться. В Скопье много музеев, культурных центров (в центральном выставочном зале с 14 по 28 июля экспонировалась моя выставка гобеленов). Потрясает решение музея г. Скопье. После разрушений 1963 года сохранилась половина здания вокзала. Полуразрушенное здание с обломками колонн и деталей конструкций так и стоит. В уцелевшей части вокзала разместили музей г.Скопье. Сотрудники называют его «музей в музее». Они создали экспозицию истории города на самом высоком техническом и эстетическом уровне. Главное, что организацию выставки решал архитектор, а наполнение экспонатами — научные сотрудники. Грамотно, эмоционально представлены экспонаты отделов археологии, истории и современного искусства города.

В этом же музее на трех этажах проходят выставки македонских и зарубежных художников. И что отрадно, к выставкам метра и начинающего молодого мастера обязательно выходит каталог, и это не с «потугами» художника. Нет, каталоги издаются министерством культуры. Пропаганду искусства берет на себя государство. Почти как у нас? Умолчу, потому что на организацию большинства выставок в Украине Министерство культуры не может выделить деньги. Они почему-то больше уходят на «шоу»...

Музей г.Скопье решен в масштабах города, но музей Македонии, расположенный в старой исторической части города — это гордость страны. Пожалуй, один из лучших современных музеев Европы. Архитектор решал ансамбль, основанный на традиции балканской архитектуры, но только легким намеком, в целом это произведение современной архитектуры. Покоряет экспозиция всех разделов: археологии, истории, иконографии, народного костюма. Народный костюм особенно нас покорил, потому что мы увидели много общего с нашим украинским, особенно западных областей. Экспозиция раскрывает страну Европы, существующую со времен неолита. Здесь экспонируются уникальные терракотовые иконы II—III веков, недавно обнаруженные в древнем поселении Виничко Кале в Восточной Македонии. Прекрасно представлены иконы и фрески православных церквей Македонии. Копии фресок мастерски выполнены лучшими художниками страны, они имеют авторство, скромно указано, когда и кто выполнил копию. Оригиналы все «на местах» — в церквях, монастырях. Они не закрыты, доступны для изучения, для наслаждения. Как величественно, красиво звучат они в интерьерах, особенно при концертах в Святой Софии в г. Охриде, где каждые два года проходят фестивали «Охридское лето». А принимают участие самые лучшие оркестры и театры мира. Довелось и нам послушать лучших французов — квартет и русских — оркестр «Вивальди». Но, к сожалению, лучших наших украинских не было. А жаль, ведь достойных много. Народ любит эти вечера, поражает на них присутствие молодежи.

Молодежь — особая статья. Нас поразило отсутствие агрессивности, грубости, лица просветленные, чистые. Вечером за столиками кафе, а их множество, молодые пары или компании мирно беседуют за бутылочкой кока-колы или сока.

Македонцы любят говорить: «Но проблем!». Так ли это? Сегодня трудностей много. Они считают, что пенсия мала — 150 долларов. Трудно, особенно интеллигенции.

Сегодня трудно. А завтра? Македония борется за завтрашний день, за сохранение границ, которые многие считают неустойчивыми. За сохранение своей культуры сегодня и расцвет — завтра. На телеэкранах отсутствуют убийственные американские фильмы, пошлая реклама, разнузданная эстрада. Значит, завтра в поведении молодежи не будет преобладать агрессивность. Борется за привлечение большего числа туристов, а значит, пополнение бюджета страны. Второй канал Македонии, который вещает на Европу, показывает только программы истории, археологии, архитектуры, народного творчества, современного искусства.

Македония сегодня борется за сохранение и развитие своей промышленности. Значит, завтра в этой стране будет меньше безработных. Недавно прошли выборы нового парламента, который стремится завтра работать лучше, чем сегодня.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме