«БЕЗУМНЫЙ ЭДГАР» — САМЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИСТИК

16 июля, 1999, 00:00 Распечатать

Как любили в начале века «безумного Эдгара» и какие только театральные постановки по мотивам рассказов и стихотворений По не были следствием этой любви!..

Как любили в начале века «безумного Эдгара» и какие только театральные постановки по мотивам рассказов и стихотворений По не были следствием этой любви! Потом интерес иссяк, чтобы после «второго прочтения» американского мистика символистами возродиться в третьем, постмодернистском прочтении. Постмодернистов больше всего привлекала абсурдность и нелепость художественных построений По - об их мистической глубине и думать забыли. Спектакль «Маска красной смерти» по мотивам рассказов Эдгара По, премьера которого состоялась 12 июля в Камерном театре-студии на Ереванской, представляет собой эклектическую смесь второго и третьего прочтений По. И, конечно, без всякого пиетета к первому, прижизненному, когда в писателе видели прежде всего безукоризненно логичного автора детективных рассказов.

Елена Иванченко, режиссер и автор сценария, поступила оригинально - переложила рассказы «Маска красной смерти», «Вильям Вильсон», «Король Чума» и другие в белые стихи, смешала их сюжеты и стилизовала костюмы и декорации под знаменитые картины К. Сомова «Карнавал» и «Арлекин и смерть». Одновременно образ безумного сластолюбца Вильяма Вильсона, убивающего в поединке своего двойника, был снижен до напомаженного альфонса, талантливо сыгранного Алексеем Климовым. Так что сквозь поединок героя с маской красной смерти, оказавшейся его страшным «я», просвечивала соответствующая сцена из мольеровского «Дон Жуана».

Играл на премьере молодой театральный коллектив (в недалеком прошлом - детский театр), приютившийся под крылышком Театра на Ереванской. За время, проведенное в учебе у основной труппы театра, дебютанты успели дорасти до уровня подающих надежды выпускников соответствующих театральных заведений. Так что, не видев их почти год, я была приятно удивлена.

Действие спектакля было двуплановым - пока Вильям Вильсон и его Лепорелло буйствовали, соблазняли богатых невест и обыгрывали в карты незадачливых отцов, свита красной смерти проносилась по сцене сплоченной процессией и пугала героев и зрителей. В финале все эти призраки и вампиры встретились с парочкой прожигателей жизни и вынесли им смертный приговор, который однако был приведен в исполнение самой жертвой, убившей двойника, а, следовательно, и самого себя. Если Вильям Вильсон и его слуга Девенпорт были стилизованы под авантюристов XVIII века, то спевшаяся нечистая сила скорее напоминала персонажей итальянской комедии del'arte на картинах русских модернистов

Смесь в духе «безумного Эдгара», несмотря на белый стих и отдаленно напоминающий тексты сюжет. Нужно признать: режиссер и актеры сумели в своей стилизации уловить главное - мгновенное превращение заурядного в необыкновенное, мастером которого был Эдгар По.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно