Беспредельность искусства

3 июня, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 3 июня-10 июня

«Вселенная едина, безгранична». Почему эти выводы, сделанные после созерцания неба, привели Джордано Бруно на костер инквизиции?..

На выставке «Проверка реальности»
На выставке «Проверка реальности»

«Вселенная едина, безгранична». Почему эти выводы, сделанные после созерцания неба, привели Джордано Бруно на костер инквизиции? Возможно, церковь боялась, что человечество массово забросит ежедневный труд, потеряет веру и разум, стремясь осознать понятие, абсолютно неприемлемое для осознания — беспредельность. Действительно, наверное, простейший путь к безумию — вместить негабаритное пространство и время в кубический дециметр мозга. Пожалуй, хорошо, что большинство людей выстраивают свои локальные миры, не забираясь в мегагалактические дали — не может же цивилизация держаться исключительно на философах-созерцателях.

Л. Жоголь «Голубая планета». 1975 г.
Л. Жоголь «Голубая планета». 1975 г.

Правда, существует тонкая, как озоновый слой, каста художников, совмещающая в себе умение простого труженика-ремесленника со стремлением подняться над суетой каждого дня.

Два года разделяют последние киевские выставки художника Владимира Шпанько. Поэтому новая экспозиция, открытая на днях в Украинском фонде культуры, вызвала интерес у ценителей творчества этого живописца. Какие новые пейзажи воспроизвел он на своих полотнах? Оказывается, художник, как и следует время от времени делать настоящему философу, оставил городской муравейник и мастерскую и рванул аж на Алтай. Результат прекрасный. Я всегда с чувством какого-то неуловимого единения с вечностью общался с воспроизведенными кистью художника наддеснянскими пейзажами. Волны покоя, гармонии охватывают ваше естество в отраженных в душе художника и воспроизведенных его рукой величественных горах и небесах. Не удивлюсь, если Владимир Шпанько опять исчезнет на какое-то время из шумного Киева и подарит нам, например, тибетскую серию.

Нечасто в нашей художественной жизни бывают события, организованные совершенно безупречно. Но все же случается — в Киевском музее русского искусства открылась выставка произведений Александра Клименко. Пусть Евросоюз едет к нам учиться презентациям. Много трансцендентной (я постоянно забываю, что это слово означает, и постоянно перечитываю статью об этом термине в философском словаре) живописи, струнный квартет, изданный на замечательном полиграфическом уровне альбом, вернее, полупудовая книга репродукций работ Александра и его культурологических эссе. Почему-то страшно хотелось, чтобы длинноногие красавицы, присутствовавшие на открытии выставки, выкроили свою одежду из тканей, на которые перенесены цвета и композиции экспонированных работ. Представляете — по залам ходят метафизические и трансцендентные девочки. Не так давно в центре Вены я видел громадный рекламный плакат выставки Кандинского. Зависть немного погрызла душу, ведь у нас такого формата можно увидеть разве что рекламу растворимого кофе. Не удивлюсь, если в скором времени в столице Австрии мы увидим исполинскую надпись «Выставка Александра Клименко».

Не стыдно за организацию и техническое качество выставки Александры Жумайловой-Дмитровской CitiCode. Киев. Париж. Амстердам. Лондон. Венеция. Хорошее образование. Искусная живопись. Представляю, сколько дней художнице пришлось простоять перед мольбертом, чтобы воссоздать панораму холмов Монмартра. Да еще и туристы мешают, из-за плеч заглядывают. Правда, можно вставать рано утром — Париж еще спит, лишь африканцы с зелеными синтетическими метлами убирают следы ночной жизни. Впрочем, современная техника уже дает возможность не топтаться под солнцем и дождем, пытаясь уловить дыхание города.

Галерея «Коло» открыла очередную выставку живописи Юрия Химича. Творческое наследие этого мастера не позволяет говорить о нем в прошедшем времени. Ведь каждая встреча с его работами всегда поражает новизной и открывает все новые и новые грани в его безграничном таланте. Архитектор по образованию, он всю жизнь рисовал архитектуру, объединенную с природой, со вселенной. Мне, как и многим студентам, архитекторам и живописцам, посчастливилось работать рядом с Юрием Химичем. Я уверен, в каждой душе он оставил искру своего божьего дара.

Море букетов, принесенных в большой зал Союза художников Украины ценителями искусства гобелена Людмилы Жоголь, все же не смогло превзойти по пышности цветы и травы, которые стали основным мотивом большей части художественного текстиля этой выдающейся мастерицы. Энергии и таланта Людмилы Жоголь хватило бы на дюжину мастеров. И без какой-либо иронии можно говорить о том, что текстильное искусство Украины последних пятидесяти лет развивалось в эпоху Жоголь. Искренне надеюсь, и последующие пятьдесят тоже.

Жаль, что нет с нами композитора Георгия Майбороды, поскольку лишь его талант был бы в состоянии создать еще одну оперу «Арсенал», вернее, «Мистецький арсенал». Страсти вокруг дислокации и идеологии культурного бастиона пока вылились в зеленый забор вокруг будущего украинского Эрмитажа (почему не Лувра, например?) и строительный кран без крановщика.

Вытесненный из высоких заводских цехов в связи с новыми обстоятельствами, благотворительный фонд Виктора Пинчука все-таки продолжает веселить, шокировать или пугать новыми художественными акциями. В Украинском доме открылась выставка постмедийного искусства «Проверка реальности».

Знакомые все лица: Василий Цаголов, Олег Тистол, Николай Мащенко, Арсений Савадов, Сергей Чайка, Илья Чичкан, Игорь Гусев. Впечатления? Разные. Кое-что поражает высоким мастерством, что-то похоже на римейки, каверы или, проще говоря, грабли, на которые художественный мир уже наступал. Атмосфера — как на студенческом капустнике, где разрешены любые выходки и запрещено восприятие их со слишком серьезным лицом. Несколько угнетает культурно-векторная война. За годы независимости в Киеве не построили ни одного музея, а любой даже намек выкопать котлован мгновенно превращает его в траншею для противоборства. Ничего не понимаю.

День Киева создает такое впечатление, будто столица населена только художниками и искренними сторонниками их труда и сконцентрированы они исключительно на Андреевском спуске. Иллюзия. Но иллюзия приятная. Выплываю из человеческого моря. В уюте музея-мастерской Ивана Кавалеридзе покой и прохлада, как и в любой другой день. С удовольствием рассматриваю выставку аутентичной петриковской росписи из коллекции Наталии Тигипко. Хорошее завершение художественного месяца. За окном на мостовой бойко торгуют псевдопетриковкой. Не хочу туда. И в маленьком полуподвале может поместиться безграничная вселенная.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно