БЕРЕГ СЛОНОВОЙ КОСТИ-4

13 апреля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 13 апреля-20 апреля

Через неделю с небольшим в Киеве соберутся аксакалы музыкального мира. Будут слушать молодых пианистов и недоумевать, откуда они у нас тут берутся...

Владимир Горовиц
Владимир Горовиц

Через неделю с небольшим в Киеве соберутся аксакалы музыкального мира. Будут слушать молодых пианистов и недоумевать, откуда они у нас тут берутся. Знающие люди говорят, что для иностранцев Украина — эдакий «Берег Слоновой Кости», где бриллианты рассыпаны повсюду, только не ленись «подбирать», да на сцену. Дети есть дети. Они ярче взрослых, трогательны и непосредственны. Они не могут не нравиться.

Пять лет назад, когда впервые проводили международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, профессура и гости акции бурно обсуждали, стоит ли превращать детей в беговых лошадей, на которых поставили их педагоги. Было модно говорить о пианизме как виде спорта и пользе тихого «закулисного» вызревания, вроде пути Евгения Кисина. Затем стали говорить о синдроме взросления. Разыгрывалась карта трагической встречи молодого виртуоза, избалованного конкурсными победами, с суровыми, неустроенными артистическими буднями. Сегодня споры на эти темы выглядят беспочвенными.

К своему четвертому проведению конкурс молодых пианистов приобрел безукоризненную репутацию. Его организаторам удалось наладить уникальный для Украины и жизнеспособный на международном уровне механизм музыкального менеджмента. Для молодых музыкантов конкурс — это и школа с экзаменами, и бесплатные международные мастер-классы, и возможность выступить в хороших залах, забитых до отказа зрителями, и игра с оркестром, и, если повезет, гастроли и стажировки за границей. В конкурсе принимают участие пианисты от 9 до 33 лет, причем в этом году среди участников старшей группы — те, кто на первом конкурсе выступал в младшей группе. Таким образом оргкомитет может наблюдать за развитием и становлением своих подопечных. В поле конкурса прошли шлифовку Александр Гринюк, Александр Гаврилюк, Алексей Емцов, Юлия Швед, Василий Нетук.

Косвенно конкурс влияет и на всю систему пианистического образования в Украине. Изменились сами педагоги. Рассказывает генеральный директор конкурса Юрий Зильберман:

— В первые годы члены жюри, особенно из Европы, неоднократно говорили — «очень здорово у вас играют романтическую музыку, а классику не умеют. Так в Европе не играют!» Но сегодня видны изменения, особенно на маленьких. В их игре — больше грамотности, четкости, точности, все звучит ближе к уртексту. По всей видимости, конкурс является какой-то обучающей системой. Ведь недаром хорошие педагоги сидят от начала до конца состязаний и все слушают.

Но здесь следует оговориться: стилистическая грамотность и наученность не одно и то же. Как раз наученность наше жюри прежде всего и отбрасывает. Бывает так, что ребенок сыграл все безупречно, а на второй тур не прошел, а талантливого малыша, хоть он и много ошибался, оценили. Мне на это когда-то Николай Сук так сказал: «Конкурс есть конкурс. Мы оцениваем только наше сиюминутное представление о музыканте. Он нам показался ярким, талантливым, он талантливо сыграл. Все. Пусть он сделал ошибки, это не столь важно».

Наученность всегда неестественна и нехудожественна. Она всегда режет слух. Наша же цель — найти такие моменты, когда под пальцами ребенка вдруг рождается откровение. Иногда просто поражаешься, откуда может взяться такое фантастическое ощущение звука или ощущение времени. Этому невозможно научить.

Сегодня считается, что ребенок почему-то не может играть балладу Шопена. Да, возможно, взрослый пережил больше, но у него нет тех эмоциональных градаций, которые есть в детской психике. Взрослый закомплексован, зажат этикетом, хорошими манерами, общественным мнением. А ребенок от всего этого свободен.

Выступления молодых пианистов на конкурсе памяти Горовица оценивает жюри, которое на 75% состоит из людей, принадлежащих к системе крупнейших пианистических конкурсов мира. В этом году жюри возглавляет Иван Карабиц (Украина), члены жюри — Игорь Рябов (Украина), Пнина Зальцман (Израиль), Гуангрен Джоу (Китай), Бернд Гецке (Германия), Владимир Виардо (Россия), Джером Ловенталь (США), Хуберт Ступпнер (Италия), Девид Дюбаль (США) и Даниел Поллак (США).

Четвертый конкурс молодых пианистов откроется 18 апреля в зале Национальной филармонии. На участие в конкурсе дирекция получила 182 заявки. Ко второму туру допущено 88 пианистов из 18 стран мира (Белоруссия, Великобритания, Грузия, Израиль, Италия, Казахстан, Киргизстан, Китай, Корея, Литва, Польша, Россия, США, Тайвань, Узбекистан, Украина, Эстония, Япония). Второй тур пройдет 19—25 апреля, третий — 27—30 апреля, четвертый — с 1-го по 4 мая. В рамках конкурса предполагаются концертные программы. 18 апреля Владимир Виардо играет «Рапсодию на тему Паганини» С.Рахманинова и «Вариации на тему Паганини» В.Лютославского, 26-го Джером Ловенталь выступает со Вторым концертом Бетховена (в 19.00) и Хуберт Суппнер дирижирует своим фортепианным концертом. А 3 мая он выступит с лекцией «Воспитание исполнителя в системе международных конкурсов». 30 апреля в 17.00 бывший редактор классического канала Нью-Йорка, автор свыше сорока изданий Девид Дюбаль устраивает презентацию уникальных аудио- и видеоматериалов о Владимире Горовице. В рамках конкурса с сольными концертами из произведений классической и современной фортепианной музыки выступят Даниэл Поллак (30 апреля) и Борис Блох (2 мая). И наконец, 5 мая в Национальной опере состоятся торжественная церемония закрытия и концерт лауреатов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно