БАРОККО С ПРИМЕСЬЮ РЫНКА

17 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 17 октября-24 октября

Сегодня условия существования наших музыкантов трудно назвать безоблачными (говорю, разумеется, ...

Сегодня условия существования наших музыкантов трудно назвать безоблачными (говорю, разумеется, о тех, кто вопреки всему еще не уехал на близкий или далекий Запад и все еще пытается работать по преимуществу в Украине и для украинской публики). Хронического безденежья и равнодушия отечественных чиновников от искусств выдерживают не все. «Иных уж нет, а те далече».

Поэтому многообещающие проекты перестают существовать ввиду естественной миграции ключевых действующих фигур за пределы нашего чудесного Отечества. Казалось бы, такая судьба уготовлена и трио им. Дмитрия Бортнянского, которое за почти пять лет творческой судьбы создало себе реноме вдумчивого интерпретатора музыки украинского и европейского барокко. Маленький ансамбль (клавесин, флейта и сопрано) успел полюбиться меломанам. В его репертуаре - мало исполняемые у нас камерные произведения А.Вивальди, Д.Скарлатти, Г.Генделя и, конечно же, самого Дм. Бортнянского.

Отъезд за границу флейтиста О.Вишневского поставил дальнейшее существование коллектива под большой вопрос. Но энтузиазм и творческая энергия руководителя трио - заслуженной артистки Наталии Свириденко, практически создавшей украинскую школу клавесинного исполнительства, - в очередной раз сделали почти невозможное.

Первого октября трио предстало перед слушателями Колонного зала им. Н.Лысенко в обновленном составе. Вместе с Н. Свириденко и молодой солисткой Детского оперного театра Ириной Зябченко, успевшей зарекомендовать себя блестящим исполнением партии Марины в нашумевшей постановке «Сокола», осуществленной полтора года тому на сцене Киево-Могилянской академии, играл студент выпускного курса Национальной музыкальной академии (класс профессора О.Кудряшова) Владимир Дмитриев.

Программа была составлена так, чтобы продемонстрировать сильные стороны всех исполнителей. Редкая по красоте и полетности звука колоратура Ирины Зябченко блестяще звучала и в кантате А.Вивальди «All' ombra di sospetto», и в кантате Г.Генделя «Il Pensieroso». При этом певица продемонстрировала целую гамму настроений - от изящного кокетства до романтической меланхолии. Возможно, единственное, чего мог бы пожелать придирчивый слушатель, - это более тщательной работы над английским произношением: ведь кантата Генделя написана на слова самого Джона Мильтона, автора знаменитого «Потерянного рая».

Владимир Дмитриев никоим образом не портил картины ни в трио (он уверенно аккомпанировал в сложных ансамблях с сопрано), ни в сонатах для флейты и клавесина Д.Скарлатти и Г.Генделя. Но, без сомнения, наивысших похвал заслуживает сама Наталия Свириденко, не только бывшая душою всех ансамблей, но и блестяще сыгравшая несколько сложных сольных клавирных произведений тех же авторов. Признанием успеха стало море цветов и длительные аплодисменты.

Но не хотелось бы ограничивать все проходной рецензией на один (пусть даже очень хороший) концерт. В тот вечер слушатели обратили внимание: на сцене стояли два клавесина. Первое отделение Н.Свириденко отыграла на точной копии французского спинета XVIII века, а второе - на воссозданном английском вирджинале (известном на два столетия ранее). Оба инструмента, по оценкам специалистов, превосходят по качеству западные аналоги (говорю и о ясном, чистом звуке, и о блестящем внешнем оформлении в старинном стиле). При этом оба изготовлены в Киеве - на художественно-производственном комбинате минкультуры, под непосредственным руководством самой Н.Свириденко.

Но увы. Хотя киевские клавесины и дешевле раза в три их западных собратьев, никто не рискнул бы предсказать им сегодня блестящее будущее. Внутренний рынок для них очень узок. Обедневшие концертные организации не имеют денег (даже за два упомянутых инструмента Национальная филармония до сих пор так и не сумела расплатиться с производителем). А выходу на внешний рынок препятствует отсутствие рекламы и деловой информации - вместе с полной незаинтересованностью родного Минкультуры.

Надолго ли хватит энтузиазма директора комбината В.Товстенко и самой Н. Свириденко бороться с безденежьем и равнодушием? Будут ли звучать киевские клавесины в лучших залах мира или же производство свернут, а уникальные мастера вынуждены будут зарабатывать на хлеб насущный более прозаическими вещами? Вопреки всему, не хочется быть пессимистом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно