БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!

Поделиться
О Колонном зале имени Н.Лысенко принято писать с особым пиететом. Ведь это главная филармоническая сцена не только Киева, но всей Украины!..

О Колонном зале имени Н.Лысенко принято писать с особым пиететом. Ведь это главная филармоническая сцена не только Киева, но всей Украины! На него равняются, по его программам проверяют пульс и температуру жизни классической музыки в стране, выступление в его стенах — заветная мечта многих отечественных и зарубежных музыкантов. И, по правде говоря, Колонный зал Национальной филармонии действительно заслуживает всяческих похвал и преклонения, как один из немногочисленных островков истинной культуры в бурном море агрессивного псевдоискусства. Но сегодня речь не об этом. Сегодня — о ежегодном «становом хребте» концертного сезона Колонного зала — филармонических абонементах. Причем речь пойдет о «взрослых» абонементах «Искусство фортепианной игры» и «Скрипичная музыка». «Детские» (для учеников младших классов, «Очерки о композиторах-классиках», «Литературные произведения в музыке» для старшеклассников, студентов и т.д.) имеют свою, четко очерченную аудиторию, приоритет скорее воспитательно-просветительских, чем художественных, задач и посему обеспечиваются силами внутренних резервов филармонии. Совсем не то — упомянутые абонементы «Искусство фортепианной игры» и «Скрипичная музыка». Они обладают (в отличие, скажем, от открывшегося в прошлом году абонемента «Чарівна гітара») мощными традициями, постоянной поддержкой Фонда содействия развитию искусств, и сверхзадача их — прежде всего художественная. Поэтому и спрос с них — по особому, гамбургскому счету.

В том, что абонементы эти нужны, не сомневается сегодня, пожалуй, никто. И правда, вдумаемся: насколько хороша и перспективна сама идея! Для слушателя — возможность насладиться искусством ведущих мастеров в наиболее рафинированных сферах классической музыки — фортепианного и скрипичного исполнительства. Для филармонической администрации — возможность совместить собственно творческое начало с материально-организационным, заранее спланировав сезон и выстроив его драматургию сообразно пожеланиям гастролеров и своим материальным возможностям. Для музыкальной жизни Киева, наконец, — продолжение славных гастрольных традиций и гарантия интересной составляющей филармонических программ.

Но, с другой стороны, не все так гладко и беспроблемно в «абонементной» реальности. Нет, речь совсем не об отменах либо переносах концертов — тут филармония и музыканты-гастролеры как раз на высоте, все происходит точно и в срок. А от форс-мажорных обстоятельств — таких, как перелом руки скрипача либо срочная операция, пианисту застраховаться невозможно. Впрочем, и в этих случаях абонементные обязательства в прошлом сезоне были выполнены: концерт Дмитрия Башкирова, например, отмененный из-за сложнейшей операции, состоялся — не 13 марта, а 31 мая. Проблемы видятся в ином.

Сегодня (как и в прошлые сезоны) слушатель, приобретающий абонемент на весь сезон, берет, практически, кота в мешке. Никакого представления о программах, предлагаемых в абонементных концертах, он не имеет. Разве можно считать достаточной информацией фразу типа «у програмі — твори Л.Бетховена» (А.Дворжака, Ф.Шопена, А.Кос-Анатольского, С.Танеева, К.Вебера, Ф.Э.Баха, Ф.Шуберта, К.Дебюсси etc) в абонементном буклете? Позволительно ли узнать, какие именно произведения из огромного фортепианного наследия, скажем Листа, будут исполнены Владимиром Крайневым, Паскалем Годаром и Эльмаром Гасановым в концерте 20 октября? И чем бетховенская программа Сергея Стадлера 22 марта будет отличаться от бетховенской же программы Григория Жислина 11 апреля, а шопеновский вечер Дмитрия Суховиенко 7 декабря — от шопеновского вечера Бориса Блоха 10 ноября?

«Настоящего любителя музыки, завсегдатая зала интересует любая встреча с миром прекрасного, с искусством выдающихся исполнителей», — справедливо, хоть и несколько патетически ответит мне воображаемый оппонент. Это, конечно, так, но...

Почему-то более аргументированной представляется точка зрения, согласно которой истинный ценитель идет не только «на исполнителя», но и на четко определенную программу, даже на конкретное произведение. Он ждет — не просто исполнения, но живой и оригинальной интерпретации, — ведь «что-то из Шопена» в условиях современной технической вооруженности и бурного развития звукозаписи он может послушать дома в любое удобное для себя время. Он ждет — концептуальных программ, когда в самой компоновке концерта проявляются творческая позиция исполнителя, его художественный вкус, драматургическое мастерство и масштабность мышления. Филармонический зал нынче находится в состоянии жестокой конкуренции за слушателя — и не только с неакадемическим искусством, агрессивно расширяющим ряды своих поклонников, но и с самой академической музыкой, использующей новые, нетрадиционные пути коммуникации. Сильные стороны «живого» концерта, помимо ситуации непосредственного, на наших глазах, творения, состоят и в драматургической продуманности, оригинальности, эксклюзивности программ...

И еще. Отсутствие заранее объявленных конкретных программ, на мой взгляд, можно трактовать как проявление неуважения исполнителей-гастролеров к нашей аудитории. «Будьте счастливы, что я сюда вообще приехал, выкроив для вас время в своем напряженнейшем графике, расписанном на несколько лет вперед», — вот что прочитывается, в конечном счете, за неконкретностью предлагаемых в киевских филармонических абонементах программ. Интересно, выступая на Западе и в Америке, заблаговременно, за два-три года (как нас уверяют) подписывая контракты, приглашаемые к нам гастролеры тоже скрывают от слушателей, что они будут играть?

Другая проблема — реальное наполнение абонементных концертных программ. Когда слушатель приобретает филармонический абонемент, именуемый «Искусство фортепианной игры», он рассчитывает на серию (восемь!) клавирабендов — вечеров именно фортепианной музыки. Он ждет встречи с пианистом — а ему предлагают «в нагрузку» (и не впервые!) Пятую симфонию Бетховена, либо увертюру к оперетте «Летучая мышь» Йоганна Штрауса, либо Шестую симфонию Гии Канчели, либо сюиту «Поручик Киже» Шостаковича в исполнении оркестра филармонии под управлением Николая Дядюры. Слов нет, филармоническому оркестру необходимо выполнять концертную норму — но почему именно за счет абонементов? В прошлом сезоне не было ни одного абонементного концерта — ни скрипичного, ни фортепианного, который был бы целиком посвящен именно скрипичной либо фортепианной музыке. Сольные отделения пианистов в абонементных концертах — редчайшее явление (о «полнометражном» концерте и мечтать не приходится, а любое возможное исключение лишь подтвердит общее правило)...

И, наконец, присмотримся к именам приглашаемых «звезд первой величины». Здесь тоже не все так гладко, как представляется на первый взгляд.

Скрипачи Григорий Жислин, Сергей Стадлер, Лиана Исакадзе; пианисты Владимир Крайнев, Владимир Мищук, Дмитрий Башкиров, Владимир Виардо — вот наиболее часто повторяющиеся в абонементных афишах имена. Бесспорно, все названные исполнители — мастера высочайшего класса; действительно, «заполучить» их в абонементные концерты — весьма непросто, и высокий уровень программ и качество исполнения автоматически гарантированы. Но ведь Колонный зал имени Лысенко — первая сцена страны! Здесь, по идее, должны выступать многие (и разные!) солисты — и из бывших братских республик, и из Западной Европы, и из Америки, и представители стран Азии, все более и более весомо заявляющие о себе на мировом музыкальном рынке. Мы не должны обманываться мнимой широтой географии участников абонементных программ (в этом году анонсированы выступления музыкантов из Германии, России, Великобритании, Франции, Испании, США). Все они на самом деле представители советской исполнительской школы, воспитанники Московской либо Ленинградской консерватории, школы, конечно же, очень мощной, богатой традициями, именитой, но не единственной же в музыкальном мире! А выпускники Джульярдской школы, Парижской консерватории, Лондонской королевской академии музыки — где же они? Сколько имен, не входящих в киевскую филармонически-абонементную обойму, но таких же громких и славных, но изолированных от первой абонементной площадки Украины! Или это украинский слушатель изолирован от них? Создается впечатление, что вращается раз и навсегда заряженная обойма исполнителей, в которую крайне сложно попасть чужаку. Да, академическое искусство характерно именно доминированием традиции над экспериментом, и эта его черта все явственнее и явственнее проявляется в персональном подборе абонементных программ. Еще немного — и эта тенденция может стать для абонементов фатальной.

А пока столичный слушатель с нетерпением ждет — знакомых по прошлым сезонам Дмитрия Башкирова и Сергея Стадлера, Элисо Вирсаладзе и Лиану Исакадзе, Бориса Блоха и Владимира Крайнева. Так и хочется воскликнуть: «Ба, знакомые все лица!» — и вновь переступить порог Колонного зала имени Лысенко. Ведь ничего лучше, чем филармонические абонементы, к огромному сожалению, в Киеве пока что найти невозможно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме