«Артисты из Донецка плакали на ивано-франковском спектакле «Нація». Вадим Писарев рассказал «ЗН» о новом проекте «Восток—Запад»

18 июня, 2010, 15:57 Распечатать Выпуск №23, 18 июня-25 июня

«Положить конец политическим интригам» и «объединить страну с помощью искусства» Вадим Писарев пообещал еще весной...

«Положить конец политическим интригам» и «объединить страну с помощью искусства» Вадим Писарев пообещал еще весной. По-донецки предприимчивый, народный артист успел заручиться поддержкой в администрации президента, в Минкульте, уладил все оргвопросы с губернаторами западных областей, нашел меценатов… В конечном итоге талантливый балетмейстер воплотил в жизнь свою идею культурного проекта — «Восток—Запад». И «объединение страны», очевидно, началось с культурной экспансии донецких — на Запад. Донецкий национальный театр оперы и балета им. А.Соловьяненко почти месяц гастролировал по нашим западным городам. В интервью «Зеркалу недели» г-н Писарев рассказал об итогах этих гастролей, а также прокомментировал кулуарные предположения о своем возможном появлении уже в Нацопере Украины — в статусе худрука.

— Вадим, можете назвать реализацию вашей культурной инициативы успешной?

— Понимаете, нет театров оперы и балета в таких городах, как Тернополь, Луцк, Черновцы… Нет таких классических спектаклей, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Жизель», «Аида», «Набукко». Во Львове, знаете, не такой уж богатый балетный репертуар… Поэтому наши гастроли были приняты на ура. Публика приветствовала нас стоя. Мы привезли на Запад спектакли «Пер Гюнт» и «Тысяча и одна ночь». Вот с этими спектаклями и гастролировали в Луцке, Ровно, Хмельницком, Черновцах, Ивано-Франковске…

Не возникало никаких «национальных» вопросов наподобие — «кто откуда приехал?» Нас принимали с любовью. Ни одна наша афиша не была сорвана, несмотря на то, что там было написано «программа президента», «под патронатом Людмилы Янукович», «при поддержке Министерства культуры», а спонсоры — донецкие компании… Плакаты, афиши висели по всей Западной Украине. Нас принимали губернаторы. Мало того, организовали нам и культурную программу. Показали музеи, Буковель, Коломыю, монастырь православный… В Ивано-Франковском драматическом театре нам показали спектакль «Нація» по произведениям Марии Матиос. Поверьте, после этой постановки вся наша донецкая труппа — а это довольно искушенные артисты — буквально плакала и не стеснялась слез… Таким было потрясение!

То есть мы все вернулись в Донецк под большим впечатлением.

— А Западная Украина, вы полагаете, осталась под столь же большим впечатлением от ваших артистов?

— Ну, если люди стоя аплодируют и не отпускают… Я могу сказать, что там публика — одна из лучших в мире. Да! Именно так! Я был потрясен таким приемом. Уже все, занавес закрылся, можно бежать домой, а все равно ни один человек не выходит из зала, продолжают аплодировать, снова поднимается занавес и еще десять минут аплодируют… То есть публика очень благодарная. Мне кажется, в рамках объединения Украины вот этот культурный проект имеет самое сильное влияние.

— Почему же западноукраинская публика, как вы говорите, так сильно «соскучилась» по балетным спектаклям? Разве Львовский театр по регионам не гастролирует?

— Видимо, редко. А московские компании чаще халтуру предлагают. Приезжают без декораций, костюмы какие-то странные. Вообще непонятно кто приезжает, а пишут — «Москва». Публика это уже раскусила и знает, где качество, а где — халтура.

— Будет ли проект «Восток—Запад» иметь продолжение?

— Мы собираемся везти на запад Украины «Ромео и Джульетту». Это символично — с родины Прокофьева на Западную Украину. Черновцы нас ждут, Ивано-Франковск, Львов, конечно. Этот спектакль нужно везти с оркестром. То есть немножечко больше затрат.

— С движением на Запад все понятно, а на Восток?

— Многие коллективы с Западной Украины приедут к нам. Ивано-Франковская филармония, бандуристы...

— Думаете, будут пользоваться успехом в Донецке?

— Для человека, который совершенствуется и в музыке что-то понимает, это важно. Мы присутствовали на таких концертах, это захватывающее зрелище. Мы ведь мало знаем о Западной Украине, ее интересной истории. Там столько соборов! Это очень верующий в Бога народ. У нас во многих селах нет церквей, а у них — по пять-шесть. Был свидетелем: село на сорок домов — и две церкви: православная и грекокатолическая.

— Но все равно навеянную политиками предубежденность так просто не изжить.

— Но надо же с чего-то начинать.

— Если можно, сформулируйте общую идею вашей инициативы. Как именно люди искусства должны наводить «мосты» между регионами страны?

— Это просто: чистота классического танца объединяет. Человек стремится к чистому, хочет избавиться от негативной информации, от всей этой «говорильни». Вот это и есть общее для нас стремление к совершенству к совершенствованию. Дальше надо идти, подрастать. Должны быть новые спектакли. И денег нам давать не надо, мы сами будем зарабатывать и находить их. Только пусть не мешают! Выборы, к сожалению, опять разъединили людей… Это гора не сходится с горой, а люди — сойдутся. Я в этом уверен.

— Скажите, в культурной среде этот пресловутый раскол страны ощутим? Или непонимание тем больше, чем ниже общий уровень культуры?

— Чем ниже уровень культуры… А уровень на западе Украины высокий. Поэтому раскола нет. Мы скоро по просьбе губернатора и жителей откроем в Ивано-Франковске балетную школу. Будет в Ивано-Франковске и классический балет…

— Вы имеете в виду свою школу?

— Да, филиал школы Писарева. Летом будем создавать.

– Разговоры об объединении часто упираются в язык...

— Когда хороший спектакль на украинском языке, как «Запорожец за Дунаем», «Богдан Хмельницкий», «Наталка-Полтавка», — это прекрасно. А когда это мировая классика, то…

— Знаю, что вас об этом в последнее время часто спрашивают, но… Вы уже определились, какие проекты будут в вашем театре во время Евро-2012?

— Мировая классика: «Аида», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Все — на английском языке.

— Рассчитываете, что это привлечет зарубежных гостей?

— Когда человек, даже неискушенный, видит, что идут такие спектакли, он понимает, что приехал в цивилизованный город с высоким уровнем культуры. И билеты по 50—70 гривен — пойдут. Я думаю, у нас будут аншлаги.

— Статус «национального» Донецкий театр оперы и балета получил недавно — одним из последних указов Виктора Ющенко. Что вам дала смена статуса?

— Во-первых, это престижно. Когда мы были на Западной Украине, люди это отмечали…

— То есть для них это действительно важно?

— Вообще-то да. Когда артист, выходя на сцену, чувствует, какая это ответственность, он не может плохо петь, плохо танцевать… Здесь много нюансов. Сейчас мы работаем над финансовой частью, чтобы зарплата у артистов получилась очень высокая.

— А господдержка есть?

— Пока нет. Но мы напоминаем… Встречались с Владимиром Семиноженко, с Борисом Викторовичем (Колесниковым. — Авт.), с министром культуры… И убедили их в том, что надо как можно скорее статус «национального» воплотить на деле, а не на бумаге. Это госфинансирование и другие формы поддержки.

— В Киеве говорят, что скоро именно вы можете стать художественным руководителем Национальной оперы…

— Ну, это пока разговоры... Я, честно говоря, к этому не готов. И прямых предложений никто не делал. Единственное, что бы я сказал: Национальной опере нужно… больше шевелиться, что ли… Она не проводит заметных фестивалей — ни оперных, ни балетных. Уже и конкурс Лифаря там не проходит. Мы в семнадцатый раз проводим фестиваль «Звезды мирового балета». А что, Национальной опере нельзя пригласить хотя бы наш фестиваль? Тем более что затраты небольшие и все уже организовано.

Не понимаю, почему там творчество спит… Творчество не должно спать, должна быть динамика! У них высокие зарплаты, государство хорошо стимулирует. Им и все карты в руки, чтобы быть лучшими.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно