Арт-сезон: погромы выставок, перезагрузка "Арсенала", Боб Михайлов на биеннале

7 июля, 2017, 16:45 Распечатать Выпуск №26, 8 июля-14 июля

Известные эксперты украинского арт-рынка рассказали ZN.UA, какие события на этом рынке в условном сезоне (сентябрь-2016/июнь-2017) оказались наиболее знаковыми, а какие тенденции — наиболее тревожными.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Известные эксперты украинского арт-рынка рассказали ZN.UA, какие события на этом рынке в условном сезоне (сентябрь-2016/июнь-2017) оказались наиболее знаковыми, а какие тенденции — наиболее тревожными. 

Если к арт-жизни применить календарные стандарты театральных сезонов, то за подобный отчетный период также можно обнаружить немало интересных событий. Явления украинской арт-сцены, тем более сегодня, интересны и принципиальны, поскольку война на Востоке заметно повлияла на финансовые расклады внутри арт-рынка. 

В это же время все более активными становятся наши молодые художники на Западе. В самом обществе, как оказалось, давно вызрела идея Музея современного искусства. А знаменитый "Мистецький Арсенал" с приходом нового руководства начал новый период художественной жизни. 

Кстати, Олеся Островская-Лютая (гендиректор "Арсеналу") недавно в FB оставила симптоматичный пост: "Здається, театр стає the new cool. Як п'ять років тому було сучасне мистецтво". 

Из этого совершенно не следует, что современное украинское искусство застыло на рубеже пятилетней давности. Оно развивается, видоизменяется. Провоцирует разные мнения-комментарии авторитетных экспертов — в данном случае по итогам сезона 2016/2017.

"Парламент" Михайлова — достойный проект на биеннале"

Игорь АБРАМОВИЧ, арт-дилер

абрамович игорь
officiel-online.com
Игорь АБРАМОВИЧ

— Говоря о международной сцене и ее знаковых арт-событиях, в первую очередь, конеч-но, нужно говорить о Венецианской биеннале, где Украину представляет Борис Михайлов при участии групп Жужалка и SVITER, Ивана Светличного, Антона Белинского. 

Какими бы разными ни были мнения на этот счет, на мой взгляд, это действительно достойная презентация Украины. И тема биеннале этого года актуальна. Как и тема проекта Михайлова "Парламент" — не только для Украины, но и для мировой политики. Везде ведется перманентная борьба за власть и умы людей. 

Борис Михайлов. Парламент. 2014‒2016.
Борис Михайлов, "Парламент", 2014-2016 гг

Также сейчас проходит Documenta 14 — одно из важнейших мировых арт-событий, которое проводится раз в пять лет, и там тоже участвуют украинские художники. 

В Украине (из последних событий) лично для меня интересной работой оказался масштабный проект Show Promise во Львове (сокуратором которого являюсь). На этой выставке представлены разные, но точные и своевременные высказывания ярких украинских художников. 

Тема постоянных обещаний, надежд и ожиданий в наше турбулентное время крайне актуальна. И тоже отчасти пересекается с "Парламентом" Михайлова. 

Из тревог — нехватка государственной поддержки искусства. Хотелось бы, чтобы вкладывались финансы в культуру как одно из основных направлений деятельности страны. Для государства поддержка искусства и формирование культурной среды должна быть одной из первоочередных задач. Это канон, показатель, международный имидж. 

Не хватает Музея современного искусства. В идеале -- как самостоятельной институции. Сейчас возникла инициатива создания такого музея на базе Национального художественного музея. И это событие. Главное, чтобы у Музея была поддержка и возможность развиваться. 

"Погромщики выставок — это "русскомирцы"

Константин ДОРОШЕНКО, арт-критик, куратор современного искусства:

дорошенко константин
Константин Дорошенко / Facebook
Константин ДОРОШЕНКО

— Пространство играет в современном искусстве не меньшую роль, чем произведения. Масштабные объекты, громкие имена, замысловатые концепции могут развалиться в экспозиции на бессвязный набор артефактов, аттрактивность еще не гарантирует успешности высказывания. Ведь художественная выставка — не кунсткамера, не доска почета, не ярмарка. Хочу отметить две выставки, которые апроприировали пространство, сделали его органичной составной частью проекта.

Высокий класс продемонстрировал Бйорн Гельдхоф, куратор выставки лауреатов международной премии для молодых художников Future Generation Art Prize 2017. Экспозиции выставок в Киеве и на Венецианской биеннале решены по-разному, и обе производят впечатление масштабного, увлекательного, небанального слепка современного мира с его проблемами, претензиями, надеждами и фрустрациями. 

Future Generation И.Джей Хилл (США) Организация бесконечностей, 2017.
PinchukArtCentre
Выставка "Future generation", И.Джей Хилл, "Организация бесконечностей", 2017 г.

Гельдхофа обвиняют в том, что он подбирает работы конкурсантов, в первую очередь думая об их сочетаемости в экспозиции, а не об идеях художников. Но последний проект свидетельствует развитие куратора в сторону от формализма к смысловой глубине. 

Очевидно, Бйорну добавила опыта и гибкости работа в бакинском центре современного искусства YARAT, патронируемом вице-президентом Азербайджана Мехрибан Алиевой. 

Тамошняя специализация — прежде всего национальное актуальное искусство и произведения художников мусульманского и тюркского мира — стали для арт-директора PinchukArtCentre вызовом, заставившим отказаться от колониального взгляда на постсоветскую арт-территорию.

"In progress. Дресс-код Украины времен независимости" — пример достойного решения сложной кураторской задачи. Масштаб и архитектура "Мистецького Арсеналу" таит в себе две угрозы. Заполнить его очень сложно, всегда есть риск оставить экспозиционные лакуны, пустота здесь зачастую поглощает пространство и нивелирует произведения. 

С другой стороны — есть риск завалить залы максимальным количеством артефактов. Зоя Звиняцковская смогла обойти эти опасности. Работу облегчала соразмерность большинства объектов — одежды, выставленной на манекенах. 

Но сами манекены соразмерны человеческим пропорциям, визуально подавляемым размерами "Арсеналу". Здесь понадобились работа со светом, ритмом, видеоэкранами, расчет высоты подиумов, инсталляция определенных объектов под потолком. 

Кроме того, что нарратив выставки прочитывается у Звиняцковской ясно, позволяя при этом зрителю делать собственные выводы, а артефакты занятны сами по себе, проект оказался серьезным антропологическим и социологическим исследованием украинского современного менталитета.

Тревогу вызывает то, что после веков борьбы за человеческое достоинство, права и свободу, после того, как большинство граждан Украины высказались за европейский выбор, у нас безнаказанно происходят рецидивы большевистского варварства в отношении культурного наследия, искусства, ставящие порой под угрозу здоровье и жизнь людей. 

Уничтожение памятников прошлого — вместо цивилизованного демонтажа и музеефикации. Погромы выставок... 

Показательным считаю разгром проекта "Утраченные возможности" — одного из самых интересных с точки зрения европейской арт-повестки, самых рефлексирующих молодых украинских художников Давида Чичкана. 

Люди, прикрываясь патриотическими лозунгами, разрушили галерею, избили ее сотрудника, часть работ уничтожили, а часть наиболее сильных украли. 

Не удивлюсь, если они всплывут в частных коллекциях страны-агрессора, которая больше всего заинтересована в навязывании Украине густопсовой ультраправой националистической повестки, дискредитирующей нашу страну в глазах европейских партнеров. Погромщики выставок, памятников, кинопоказов — это "русскомирцы", ряженые в вышиванки.

"Министерство культуры не должно быть министерством недвижимости"

Наталья ЗАБОЛОТНАЯ,
основатель и руководитель Центра современного искусства Art Ukraine Gallery:

заболотная наталья
Василий Артюшенко, ZN.UA
Наталья ЗАБОЛОТНАЯ

— Наиболее важные проекты последнего времени — Future Generation Art Prize в PinchukArtCentre; выставка Александра Гнилицкого в "Мистецькому Арсеналі" (куратор Александр Соловьев). Естественно, украинский павильон на Венецианской биеннале. 

Хорошо, что основным куратором этого громкого события была Лилия Куделя: она начинала свою профессиональную карьеру в "МА", потом уехала в Америку, это талантливый человек. 

Недавно отмечали 10-летие журнала Art Ukraine. Очень рада, что у данного издания юбилей. Сегодня электронную версию читают 60 тыс. подписчиков! 

Если говорить о новых трендах, то, к сожалению, украинский арт-рынок остался прежним. В манере межцехового общения — т.е. в отношении художник, куратор, галерист, арт-дилер — отнюдь нет правил, которые бы соблюдались. 

Сейчас, открыв собственное арт-пространство, столкнулась с тем, что у нас мало галерей. И арт-дилеры часто используют галереи как шоу-румы, чтобы потом продавать работы художников напрямую из мастерских. То есть эти отношения нечистоплотные. Игра не по правилам. Это касается и художников, и арт-дилеров. 

Такой подход не стимулирует меценатов вкладывать деньги в развитие арт-рынка. 

Относительно Венецианской биеннале. Кураторы прибегли к беспроигрышному варианту. Ведь когда участвуешь в выставке подобного масштаба, то надо ставить на победу, на олимпийское золото, а не просто бежать, чтобы согреться. Хорошо, что Украина представила Бориса Михайлова — известного художника, который родился в Украине и признан во всем мире. 

В то же время странно наблюдать, как позорно делится миллион гривен, который должен быть выделен на это событие. Все решается за месяц до открытия биеннале, когда нет времени даже арендовать достойный павильон. 

К сожалению, у нас отсутствует культурная политика, которая должна стать одним из ключевых приоритетов. Министерство культуры не должно быть министерством недвижимости. 

321_4
Василий Артюшенко, ZN.UA

Для меня в этом году определенный челлендж — открытие собственной галереи. Что говорить, было сложно перестроиться. От моих проектов в "МА" остался только "Книжковий Арсенал". А новая галерея Art Ukraine Gallery оказалась одной из самых больших в Киеве. И делаем ставки на знаковые проекты. 

В пространстве этой галереи прошли проекты "Виртуальная мифология" Степана Рябченко, "Раймузей" (общая выставка трех известных украинских художников — Олега Тистола, Николая Маценко и Романа Минина). Сейчас завершается громкий успешный проект Арсена Савадова "Сон Гулливера". И уже в предчувствии открытия выставки Винни Реунова.

Важное событие — основание общественного объединения Art Ukraine Foundation. Мы инициировали масштабную акцию #SOSмайбутнє. Это социальная платформа и гражданский мониторинг украинских городов и сел. Обнажение болезненного нерва страны. 

Многие откликнулись на призыв фотографироваться с хэштегом #SOSмайбутнє на фоне объектов культурной и социальной значимости, которые приходят в упадок. 

Таким образом, объявили "народную инвентаризацию" страны. 

Данный проект позволяет определить масштаб гуманитарной катастрофы в Украине. И силами общественности, иностранных институций, частного бизнеса уже на местах воссоздавать эти объекты. 

Яркий пример — Международный форум Let's Create Our Future Together в разрушенном недействующем бассейне "Чайка". Провели акцию прямо в чаше бассейна, где "должна быть" вода. Городской голова Виталий Кличко пришел на этот форум и торжественно заявил, что бассейн будет восстановлен. Он пригласил через год посетить это место уже в купальных костюмах. 

Если вернуться к теме арт-бизнеса, то сейчас современное искусство продается плохо. Одна из причин — никто не хочет приобретать картины официально. Работают латентные схемы советских торгашей. Поэтому публичный арт-рынок — мечта… 

"Арт-рынка как такового — нет"

Алиса ЛОЖКИНА, куратор проектов современного искусства ("Мистецький Арсенал"):

Алиса Ложкина
Andrij Bojarov / Facebook
Алиса ЛОЖКИНА

— Полагаю, не стоит говорить о перезагрузке "Мистецького Арсеналу". Или о его "неперезагрузке". Институция продолжает свою работу: существует ряд уже известных проектов, развиваются новые направления. 

У "Мистецького Арсеналу" скорее эволюционный, а не революционный период. В этом огромный плюс. 

Могу сказать о проектах как куратор, который работает в данной институции. Персональная выставка Александра Гнилицкого (кураторский проект Александра Соловьева), на мой взгляд, — выдающееся событие. Важный проект — выставка украинского и польского современного искусства "Мистецька праця. Art Work". Всего 60 художников из Украины и Польши (являюсь куратором этого проекта). Полгода занимаюсь в основном местным исследованием украинской арт-среды, поэтому не могу выступать с позиции арбитра всего украинского арт-процесса. 

Александр Гнилицкий  «Сердце», 1999.
Радіо Свобода
Александр Гнилицкий, "Сердце", 1999 г.

Что касается западных кураторов, то им в первую очередь традиционно интересно критическое молодое искусство. Искусство, которое работает с механизмами памяти нашей постсоветской идентичности. 

Украинское искусство малоизвестно на Западе. Но когда возникает интерес и эксперты видят масштаб украинского искусства -- тогда есть плодотворное сотрудничество. 

Вопреки мнению, что сегодня упала платежеспособность некоторых ценителей арт-продукта — в связи с кризисом, войной -- могу сказать следующее. Активность арт-рынка наоборот уплотнилась и многие его направления довольно интенсивно развиваются.

Украинский арт-рынок сталкивается прежде всего с главной проблемой -- рынка как такового нет. Нет кодексов взаимодействия на этом рынке. 

До сих пор происходят неприятные казусы. Когда галерист продвигает художника, а художник потом взаимодействует напрямую с коллекционерами. Или когда могут исчезнуть работы художника при транспортировке… 

На цивилизованном арт-рынке подобное является нонсенсом. 

В общем, отношения в арт-среде скорее базируются на договорных основаниях. Часто это приводит к скандалам, разборкам, недоразумениям. Подрывает авторитет самого арт-рынка. 

"У общества есть запрос на новые музеи"

Анна ПАРОВАТКИНА, арт-критик:

Пароваткина Анна
In Art / Facebook
Анна ПАРОВАТКИНА

— Главные тенденции арт-сезона можно назвать следствием переломных событий Майдана. И по-прежнему можно говорить о противостоянии чиновников и гражданского общества. 

Причем, мне кажется, именно сейчас приходится говорить о попытке чиновнического реванша. И, увы, довольно слабой готовности арт-сообщества противостоять ему.

Больше всего, пожалуй, запомнились нашумевшие конкурсы на замещение руководящих должностей. В нашем случае это касается музейной сферы. Де-факто, кого хотели — того и назначили "рулить" музеями.

Громко обсуждалось назначение директором Львовской галереи искусств им. Бориса Возницкого — Тараса Возняка. 

В Киеве до сих пор не утихает конфликт между директором НМИУ Татьяной Сосновской и трудовым коллективом. 

Если пожар "тлеет", нужно искать компромиссный выход из ситуации. 

Сейчас объявлен конкурс на позицию директора Лаврского заповедника. С интересом ждем развития событий. 

Впрочем, многие назначения вполне устроили музейное сообщество…

Спорный сюжет: переименование "русского музея" -- в "галерею". Вопреки логике музейщиков, некоторые "личности" в КГГА взяли — и решили. Спасибо, конечно, что назвали музей "галереей", а не цирком. А могли бы. Впрочем, трагического цирка нам и так хватает. 

Сказанное затрагивает проблему "декоммунизации", когда вместе с водой зачастую выплескивают младенца. А искусствоведам остается, разве что, фотографироваться на фоне гибнущих памятников материальной культуры: "на память". 

В течение последних лет многие следили, чем закончится история со "скифским золотом", оказавшимся в Голландии. В декабре стало известно, что его все же вернут Украине. Позитив. Ждем, когда вернут? 

Но "бочку меда" умудрились испортить. Напоминаю о скандале, разразившемся из-за коллекции картин, украденных в Вероне, в музее Кастельвеккио, и найденных в Украине. 17 "возвращенных шедевров", в их числе легендарный "Портрет мальчика с детским рисунком" Каротто, полотна Рубенса, Тинторетто, Пизанелло, Якопо Беллини и др., по неизвестным причинам не возвращали на родину, в Италию, с лета по декабрь 2016 г. И итальянцы, изначально благодарные Украине, уже вслух начали подозревать худшее…

Из "позитива" стоит назвать как минимум два момента. Частный касается "Мистецького Арсеналу". Внимательно следила за тем, что происходит с этой институцией после смены руководства. И сегодня можно сказать: "Арсенал" по-прежнему в центре внимания арт-общественности. Г-жа Островская-Лютая дала возможность проявить себя многим экспертам. Есть ряд блестящих выставок, о создании которых некоторые кураторы могли только мечтать. 

Событиями всеукраинского масштаба, этапными для истории отечественной культуры, стали "персоналка" Александра Гнилицкого, выставка "Чистое искусство" Петра Гончара и Лидии Лихач. 

Сейчас в Арсенале проходят сразу два подобных же этапных проекта — это "Дресс-код Украины" Зои Звиняцковской, масштабная выставка украинского и польского совриска "Мистецька праця. Art Work" кураторов Алисы Ложкиной (Киев) и Евы Сулеек (Варшава). "Родимым пятном" прошлого для "Арсеналу" остается неразрешенный конфликт с объединением Р.Э.П. (в результате, рэповцы по-прежнему бойкотируют "Арсенал"). Но тут дело еще и в жесткой позиции самих рэповцев.

321_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

Самой удивительной, жизнеутверждающей, для меня лично — просто-таки чудесной, тенденцией последнего времени стал четко артикулированный запрос общества на появление в Украине новых музеев. 

Причем речь о государственных, крупных институциях. Чем, как не прообразами музеев, были названные выше выставки в "Арсеналі"? Но даже они — частность. Арт-сообщество (возможно, в ответ на усиление давления "админресурса"?) продолжает объединяться. Профильные группы — впервые с 1990-х — обсуждают перспективы появления в стране Музея фотографии. На глазах рождается Музей кино. 

Наконец, совсем недавно, о начале создания Музея современного искусства официально объявил НХМУ, огласивший состав инициативной группы. Готовность арт-сообщества не ждать милостей от государства, а взять дело в свои руки, внушает оптимизм. 

"Художники брошены на произвол"

Ольга ПЕТРОВА, доктор искусствоведения, художник:

ольга петрова
Елена Кимельфельд / Facebook
Ольга ПЕТРОВА

— Трудно из калейдоскопа событий выбрать самые яркие мероприятия, поэтому здесь перечень не то чтобы "наилучших", но незабытых мною проектов… 

Это, например, удачные проекты Музея Ханенко — "Искушения Иеронима Босха", "Царство флоры", живопись XVII—XIX вв, "Малярство польское". Заслуживают внимания проекты в Музее современного искусства Одессы. Из последних — "Евгений Рахманин. В предчувствии Большого Взрыва", BODY & SOUL: Франсуаза Оз и Богдан Перевертун, Вторая гастроль Давида Бурлюка… 

Заинтересовали выставки в Stedley Art Foundation — проект Олександра Животкова "...Аз воздам", "Пластическая метафора" Лери Чантурия, "Календар осяянь" Александра Дубовика и др. 

В галерее "Триптих АРТ" — коллекция из фондов галереи, работы Олега Животкова, Анны Гидоры, Алексея Литвиненко. 

В галерее "Митець" — удачная выставка пастелей Екатерины Корнийчук "Итальянский альбом". 

 "Щербенко Арт-центр" представил персональную выставку украинского художника Георгия Сенченко, после длительного перерыва вернувшегося на украинскую арт-сцену. В экспозицию "Семь видов паники" вошли крупноформатные графические работы в стилистике нуарного комикса, а также граффити, которое будет создано художником в пространстве арт-центра лишь на время выставки.

Удачная выставка Арсена Савадова в Art Ukraine Gallery — "Сон Гулливера".

Что беспокоит в современной арт-жизни? 

В первую очередь, отсутствие Закона о меценатстве (который работает во многих странах). Этот закон содействовал бы развитию современного искусства посредством грантов от частных меценатов. Именно при наличии таких грантов во время непосредственной реализации проекта снимается часть налоговой нагрузки на проект.

В Украине сейчас — финансовая незащищенность художников, равнодушие к ним со стороны государства. Художники брошены на произвол. А в их мастерских накоплены настоящие национальные богатства, которые, как видим, государству отнюдь не нужны.

Сохраняется постсоветская коррумпированность руководящего отряда Союза художников и Президиума Академии искусств. Есть банальная эстетическая необразованность чиновничества, которое "руководит" искусством. Из этого вытекает, что украинское искусство представлено по минимуму за рубежом. Можно говорить и об отсутствии эстетической дипломатии в связи с этим. 

"Из украинского искусства исчезает социальная критика"

Галина СКЛЯРЕНКО, кандидат искусствоведения, куратор, художественный критик:

Галина Скляренко
Галина Скляренко / Facebook
Галина СКЛЯРЕНКО

— Обозначив главным вектором своего развития "путь в Европу", а главным достижением — "безвиз", украинская культура так и не удосужилась до сих пор сопоставить свои ценности с европейскими. 

Отсюда — постоянные парадоксы. Едва ли ни единственный украинский художник, известный и признанный на мировой арт-сцене, лауреат престижных зарубежных премий Борис Михайлов, дома, в Украине, не отмечен никак. Более того — его работы ни разу не экспонировались в украинских музеях. 

Между тем как большинство и лауреатов государственных премий, и нынешних академиков искусств, а также других представителей украинского "художественного истеблишмента" — не только не известны в Европе, но и на родине для многих не представляют никакого творческого интереса.

Одной из важнейших проблем в развитии искусства в Украине, разумеется, современного (ибо другим оно просто быть не может), является ориентация на аукционы, ярмарки, продажи. 

"Яркое, красивое, позитивное" — так видят и хотят представлять украинское искусство отечественные галеристы и новые меценаты. Несмотря на сложнейшую ситуацию в нашей стране, из украинского искусства постепенно исчезают или почти уже исчезли и социальная критика, и внятная концептуальность. И аналитичность, которая считается одной из главных составляющих современной культуры. 

"Идя в Европу", наверное, стоит, в конце концов, понять, осознать, выучить особенности "европейской идентичности". Уже не раз описанной в литературе: это прежде всего критика, ценность независимого суждения, юмор, диалогичность, чуждость унитарности и национальной ограниченности, ценность "другого опыта" и постоянное обновление. 

321_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

Без осознания этих важнейших качеств культуры мы можем навсегда остаться лишь "степями Европы", по которым интересно путешествовать, но в которых невозможно жить.

И о событиях сезона 2016—2017. В моей профессиональной жизни важными событиями этого сезона стали выставки, которые удалось сделать: "Другая история: киевские художники от оттепели до перестройки" в Национальном художественном в Киеве, "Переведіть мене через майдан" в Институте проблем современного искусства. 

И если первая привлекала внимание к украинскому искусству второй половины ХХ в., то вторая, приуроченная к годовщине событий на Майдане, показывала их в контексте истории последних десятилетий. 

Среди проектов, которые привлекли внимание, — выставка номинантов премии PinchukArtCentre 2017 г., где, к сожалению, украинские художники были почти незаметны… 

Но выставка важна тем, что показала огромные возможности современного искусства, в котором новые технологии, новые материалы, новые способы видения не только расширяют пространство для творчества, но и раскрывают пути к другому осмыслению мира и человека в нем. 

Мне кажется, что для молодых художников это должно быть вдохновляющим фактором. 

Еще одна выставка — "Львов: Союзники" в НХМУ в Киеве (кураторы Станислав Силантьев и Галина Хорунжая). Впервые в украинской практике искусство советского времени показано как часть истории страны, культуры, повседневности. С ее парадоксами, противоречиями, нелепостями и драмами. А главное — как часть жизни, в которой "поражения и победы" переплетены в один тугой узел. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно