Он по всем параметрам подходит на роль эдакой новогодней броской «игрушки» на праздничной елке… Так как жизнь и творчество Олега Кулика - сияние, мерцание, озарение, ослепление. И эти, и другие состояния он прожил, прочувствовал, перевоплощаясь в человека-собаку, в другие образы. Сегодня он со скандалом ставит оперы (его проект в Мариинке запретили!), слывет эзотериком. И по-прежнему ищет смысл - в себе и в других.
В Киеве один из главных арт-скандалистов на постсоветском пространстве показал свой проект «Окна» (представленный на Венецианской биенале еще в 2003 году). А в эксклюзивном интервью ZN.UA разоткровенничался - на тему митингов в Москве и возможном «смещении» Путина.
- Олег, о вас в последнее время можно чаще услышать, нежели увидеть ваши проекты…
- В России я выставляюсь еще реже, чем в Киеве! А в целом… Знаете, в мире происходит много событий. Потому что сам мир стал маленьким. Недавно у меня была очень хорошая выставка в Милане. Называлась «Вглубь России». Все, кто не бывал в России, были уверены, что речь идет именно о ней. И очень удивлялись, что комментируют-то итальянскую выставку. Потому что в России я бы такую выставку не сделал…
- А что на «Вглубь России» было-то?
- Ужасно провокативная была выставка, брутальная! Даже для Москвы.
- Что, в современной Москве нельзя делать провокативных и брутальных выставок?
- Ну, вы знаете… Сейчас мне не хочется. Скажем так. Я не хочу шокировать людей. И вообще никогда их не шокировал просто ради шока. Если я делал выставку с коровами, которым нужно было заглядывать под хвост, я делал ее на Венецианском биеннале. И потом эту версию нигде не показывал. А видео вообще уничтожил. Выставка в Венеции вызвала фурор, бурю негодования! Это была самая скандальная работа 47-го Биеннале. А в Венеции же все такое театральное, преувеличенно-яркое. Там, в принципе, ничем никого шокировать невозможно - все бутафория. Но если бы я такую работу выставил в Москве, это вышло бы за рамки эстетических споров. Начались бы эмоции, обиды, разрушение, мордобой… Я с таким уже сталкивался, когда человек в такой истерике, что бьет тебя ногой. А образ собаки - это тоже ведь была вещь запредельная…
- Собака случилась давно, с тех пор народ изменился. Новое поколение на актуальном искусстве выросло…
- Это только так кажется. Декорации, одежды другие - а психика стала еще более ранимая, люди еще более закомплексованные. Чувствительные. Но - не глубокие, не образованные. Не мудрые. В этом смысле люди не сильно изменились. И парадигма жизни за счет другого никуда не делась. Конечно, есть отдельные светлые личности, они развиваются и не попадают в общую канву… Но общечеловеческая канва по-прежнему ужасна.
Просто разные события происходят в разных концах мира. Я делаю акцию в Нью-Йорке «Я кусаю Америку, Америка кусает меня». Один из знакомых уверен, что я делаю ее в Германии. Я делаю акцию в Германии, кручусь в зеркалах. Многие знакомые уверены, что я делаю это в Москве, и что это связано с московской мифологией. Это вопрос общего мирового контекста. Поиска русской формы.
- Форма может быть русской, украинской, польской и так далее?..
- Нет, только русской и может быть.
- Почему?
- Потому что Россия - это самая большая, самая бесформенная страна. Об этом еще Бердяев писал: «Страна, которая не имеет своей формы, стиля».
- А что вы имеете в виду под «формой»?
- Я имею в виду рамки, отношения. Твое личное отношение к тому, что происходит в мире. Некая, назовите ее, религиозная концепция. Фильтр, оптика зрения, восприятия реальности. Есть немецкая оптика восприятия реальности, французская, американская. Африканский взгляд на реальность. Даже украинская оптика - для многих она есть. А вот русской - нет. Что это такое, непонятно. Это странный то ли космополитизм, то ли беспринципность, всеядность, то ли еще что-то... Концептуальность - есть, духовность - есть. Разговоры о тонких мирах очень ярко присутствуют, о «маленьком человеке» - пожалуйста. Но в какой Космос это все встроено? Нету его. Не случайно эта страна самая большая. Даже не большая - растянутая, безразмерная. Где - Москва, а где - Мурманск или Оймякон? И какими они энергиями питаются?.. Нестянутое, развалившееся тело. Мне кажется, сейчас его можно интересно стянуть.
- Летом в Мариинке вы ставили оперу «Мессия» - причем и как режиссер, и в качестве сценографа. И спектакль запретили. С вашей стороны, это был поиск «формы»?
- Да.
- А почему запретили и чем вообще эта история закончилась?
- Есть несколько объяснений. Официальная версия театра во многом совпадает с реальной: хор забастовал и отказался петь.
- Почему?
- Из-за костюмов. Оборванных, рваных. Костюмов там, фактически, и не было, это были люди после взрыва.
С чего начиналась постановка? Люди спокойно работают в офисе, общаются. Медленно приближается огромный самолет и врезается в здание. Сам взрыв остается «за кадром»: просто в зале выключается свет, и когда начинается действо, мы видим взорванное помещение: дым, искореженные балки... Окровавленные (ну, это театральный грим) люди лежат на полу. Хор поднимается и начинает петь. И тут появляется Мессия. Это - бомж, который спокойно достает одежду из своей тележки, переодевается… Он всегда находится в состоянии катастрофы, поэтому нынешняя не является для него чем-то ужасным. Именно потому, что постоянно живет в Катастрофе, Мессия может сохранить психику и помочь другим людям - яппи, успешным, - когда их мир разрушен.
Певцы… Может, физически эти люди не все красивы: есть полные, без шеи… Они, когда увидели себя, впали в шок. Стали писать Гергиеву доносы.
Гергиев - настолько занятой человек, закрученный. Какие-то люди меня к нему привели, порекомендовали, он выслушал. Ему очень понравилась моя концепция спектакля, я сам понравился. Не вдаваясь в подробности - откуда я, кто я, что я, - он дал добро. А тут всю информацию обо мне «собрали»… Ожидался скандал. Театр испугался.
Был звонок от Гергиева. Его директор меня попросил: «Валерий Александрович просит вас не делать постановку (а меня уже ведь другой театр пригласил), пока не откроется новая сцена».
Д-а-а, спектакль же был антирелигиозным, вернее, антицерковным…
- Для современной России это очень актуально…
- Конечно! Все знают: у нас есть ФСБ, МВД. А еще - Патриархия, которая сейчас решает многие вопросы. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Для меня в данном случае важнее, что определенная энергия высвобождается. И есть интерес большой. Мы до того делали проект «Верю» - и можете такое себе представить! очереди…
- После всего, что сделали в Мариинке, разве вы не провокатор?
- Что такое провокация? Хороший доктор - он тоже является провокатором…
- Снова давайте определяться в дефинициях. Вот «Война» - провокаторы, по-вашему?
- Нет! Провокаторы - чего? То, что это милиционеров возбуждает… Да любое искусство должно говорить и получать отклик. Должно быть услышано. Надо выйти и громко сказать - «Хей!» (выкрикивает, жестикулирует).
Просто, мир не такой целостный, как нам хотелось бы. К счастью. Нет единой «доктрины», как это было в Советском Союзе. Во Франции недавно у меня арестовали мои работы - вместе с галеристом…
- ?
- Документации «собачьих» перформансов. И это - после Абу-Даби! Полицейские посчитали эти ролики документацией издевательства, что кто-то демонстрирует садо-мазо. Арестовали галеристку, сняли работы с выставки… Кто-то им просто написал. А при этом тут же мне дают Орден Французской Республики! За постановку первой «Вечерни Девы Марии», которая была два года назад. Узнав об аресте работ, все хохотали. Когда поднялась шумиха, шеф полиции вернул работы и сам пришел извиняться. И это все произошло в одном и том же обществе, очень цивилизованном и культурном!.. Просто одновременно задействованы разные уровни реальности.
- По-вашему, с чем это связано? Это постпостмодерн, кризис общества массового потребления?
- Как хотите назовите. Астрологи даже придумали: Эра Водолея. Можно, к примеру, говорить о глобализации. Вдруг все стали жить не в отдельных квартирах, а на одной площади. К тому же информационные технологии развиваются. Вот расскажи о том, что происходит сейчас, Льву Толстому, он нас не поймет! Просто умрет от шока.
Я почему обратился к религиозным исканиям? Не потому, что открыл для себя Бога - это вопрос личный, интимный. Раньше были технологии настройки личности, не отрывавшие личность от вопросов, которые перед нею ставит реальность. Человек понимал, что миром управляет некая высшая сила. И это ощущение давало ему уверенность и возможность строить свой реальный мир - растить свой садик, воевать, любить… У современного человека этот внутренний комплекс исчез. Появилось очень много внешних настроек, и казалось, что они ответят на все вопросы. Ну, да, дороги мы построили, коммуникации проложили, детей обеспечили. Мы все обеспечили - в большей или меньшей степени. Внешний мир развился невероятно. Но внутри ужас и страх, тотальная неопределенность остались! И никто не знает, что с этим делать, с ним никто не умеет работать. Оказалось, что научиться этому можно только у старых технологий - у йогов, условно говоря. У священников, у искателей! Но не в рамках институций.
Художник исследует разные новые территории. Есть политические художники, а есть религиозные. Не те, что обслуживают определенные конфессии, - мистики, искатели, странники, обсуждающие внутренний смысл произведений. Есть такая традиция, и мне интересно с ней разобраться. Я был ниже человека, а что там выше человека? И потом можно будет понять, что такое современный человек.
…Чем является человек в современном мире? Он - затравленное животное, которое загнали в угол и тихо доят. А только рыпнется - подключаются все эти органы репрессий… Выяснить ничего нельзя.
Откуда берутся все эти вбросы на выборах? Вы думаете, в России все так хотят сместить Путина? Да они испугались: не дай Бог, уйдет - начнется такая война!
Да, они, эти люди, на митингах хотят, чтобы Путин и власть их «слышали» и предпринимали реальные действия, но реально отвечать за страну не желает никто. Что, Зюганов хочет или эти все хотят? Нет!..
- Последние события в России украинцам напоминают помаранчевую революцию. А лучше всего объяснить логику «революционных масс» может, наверное, в первую очередь Гюстав Лебон…
- Интеллигентные, радостные все… «Маевка»! Тысячи людей. Все в белом, все показывают дорогу, пропускают.
До того были все запуганные, одинокие, менты - страшные, а теперь повально все объединяются, гуляют. Менты - добрые… Как это объяснить? Что происходит? А второй кордон - полицейские в шлемах, бронированные закрытые машины. По окраинам - танки, летают вертолеты… То ли сейчас всех разорвет и все будут в крови. То ли все друг друга полюбят и построят новую страну и новую эру.
Каждый человек несет некую энергию, негативную или позитивную, что-то излучает. Как это улавливать? И главное: как сделать это предметом искусства?
Скажем, с образом собаки я именно в Тибете разобрался. Мне - именно там! - в руки попала книга про святого Христофора. Его еще называли Песьеглавец. Полторы тысячи лет огромное количество людей несло энергию этому образу, молилось. А потом, в XVII веке, церковь взяла его и запретила - католическая и православная. Потому, что он плохо выглядит, какой-то некрасивый.
Святые к тому времени стали гламурными, с голубыми глазами, гладенькими, лживыми - это раньше они были ужасными и от комфорта отказывались… И вот я читаю о Христофоре - и так мне стало обидно! (Кстати, а вы знаете, что старообрядцы, оказывается, сохраняют верность ему? У них есть иконы Христофора Песьеглавца.) Вдруг во сне ко мне пришел сам Христофор, причем такой сон был яркий! Говорит: «Я хочу вернуться к людям! Эта энергия должна работать - я ведь стольких людей спас! И вот ты будешь нести этот образ, нравится тебе это или нет». Я никогда не хотел быть человеком-собакой, в детстве мечтал художником великим быть, Рембрандтом или Рафаэлем, писать картины в беретике… Моей маме неудобно: «Олег, не мог бы ты быть не человеком-собакой? Может, хотя бы человеком-орлом?» Но есть вещи, которые нужно принять. И тогда это становится частью твоей судьбы. А ты вплетаешься в общую! Потому что реинкарнация есть. Хотя происходит она не так, как описывают: ты просто попадаешь под те или иные эгрегоры…
…Что, спрашивается, мне было делать эти 20 лет, пока меня не покупали? Умирать с голоду?.. «Ну, и умер бы, - говорят музейщики. - И что? Тысячи художников и в самом деле умирают. Но в музей мы их никогда не поместим». Искусство - это не социальная благотворительность, а попытка понять мир.
- Если бы не уехали из Киева в 1981-м, вы смогли бы реализоваться?
- Какая-то сила меня толкала - нет, не в Москву: я сначала жил три года в деревне, потом три года в армии. В Москву попал уже в конце 1980-х, моя инициация произошла в 1991-м под Белым домом. Прошло 20 лет, и я понял: нет, я - не русский. Но и не украинский. Я - «московский».
Кстати, сейчас приезжаешь сюда - и понимаешь: люди все время говорят о Москве, Нью-Йорке, Париже, Китае... Сколько я видел людей в Париже, которые жаловались: «Господи, как у нас здесь все плохо! То ли дело в Нью-Йорке. А в Лондоне!.. А у нас - все отсталое». Такое впечатление, что сижу не в столице Франции - в Одессе, где все время жалуются на провинциальность. Но приезжаешь в Лондон - там такая же ситуация! Жалуются и ругают Дэмиена Херста. Который «все подавил собой». Мол, как в Нью-Йорке свободно, ведь там Херста «не уважают». «А вот в Пекине лучше всего, там настоящая свобода!» А что, интересно, в таком случае говорят где-нибудь в Болгарии, в Румынии?.. Огромный мир - и всем плохо. Потому что «где-то» - хорошо. В каком-то мифическом «центре». Приезжаешь в этот центр - а там миллионы художников, из них пять - известных. Их все люто ненавидят, а себя считают несчастными.