Арт-директор «Молодости» Андрей Халпахчи: «Боюсь, чтобы Спилберг не перехватил Куриленко с нашего фестиваля»

16 октября, 2009, 13:29 Распечатать Выпуск №40, 16 октября-23 октября

Международный кинофестиваль «Молодость», который открывается в Киеве 24 октября, ожидает очень им...

Международный кинофестиваль «Молодость», который открывается в Киеве 24 октября, ожидает очень именитых гостей – саму Катрин Денев, на минутку, Жан Клода Ван Дамма, а также Чулпан Хаматову, Сергея Юрского, Гошу Куценко, Барбару Брыльську, Ольгу Куриленко. Главная арена киносражений — Культурный центр «Кінотеатр Київ». Арт-директор феста Андрей Халпахчи накануне открытия «Молодости» рассказал о гостях киносмотра, о хроническом недофинансировании, а также поделился своими соображениями о конкуренции «Молодости» с недавно возникшим Киевским международным фестивалем, который курирует Богдан Ступка.

— Андрей, какие наиболее яркие фильмы от молодых кинематографистов по определенным причинам все-таки не попали в программу нашего феста?

— Таких фильмов много! Ведь и фестивалей в мире немало. Но по правилам, если на нашем фестивале фильм будет показан, то он не может уже участвовать в конкурсах на других смотрах. Тем не менее главное — нам удалось скомпоновать очень плотную и сильную конкурсную программу полнометражных фильмов.

Да, студенческие и дебютные короткометражки — это не столь известные имена. А вот среди полнометражных дебютов выбор большой. И тут приходилось отказать некоторым фильмам, которые хотели бы попасть к нам в конкурс.

Примеры? Это австралийская картина «Самсон и Далила», получившая «Золотую камеру» в Каннах. Но мы решили, что, кроме этой ленты, есть более интересные фильмы.

Но, с другой стороны, были и такие работы, которые не удастся показать на «Молодости», хотя мы этого и хотели. Это, например, лента «Женщины без мужчин», награжденная «Серебряным львом» за лучшую режиссуру (уроженка Ирана Ширин Нешат). В этой картине также присутствует украинская копродукция — «SOTA Cinema Group» Олега Кохана. Режиссер —
известная иранская художница, которая борется за независимость женщин в этой стране. Но данный фильм малобюджетный, у него мало копий и пока он не вышел в прокат. Поэтому ленту и не смогли представить на наш фестиваль.

— А каков на сегодняшний день реальный бюджет фестиваля?

— Общий бюджет подходит к 800 тыс. долл. Конечно, для фестиваля это мало. Да, кризисный год! Например, многие форумы в этом году сократили количество дней проведения: Сан-Себастьянский — на день, «Кинотавр» — на два дня. Мы же этого сделать не можем, потому что у нас три конкурса — студенческий, короткометражный и полнометражный. По правилам международных фестивалей, члены жюри должны отсматривать картины не более 4,5 часа в день. Обычно делают в какой-то день три часа, в какой-то — четыре. На «Молодости» же каждый день 4,5 часа просмотров!

Государство пока не подписало документы на перечисление 1 млн. гривен в бюджет «Молодости» от Минкульта. Хотя это целевые деньги, запланированные в декабре прошлого года.

Подобная казуистическая процедура парализует работу. Но многое делается по бартеру. Скажем, компания Peugeot предоставляет машины. ТРК «Украина» помогает в плане рекламной поддержки. Примерный бюджет, который нужен был для того, чтобы скромно, но качественно провести фестиваль, — 1 млн. долл.

В этом году для нас ничего не запланировало Министерство семьи молодежи и спорта. После пресс-конференции покрыты долги по прошлому году от главного управления культуры. Но на этот год для «Молодости» от этой организации мы получили отрицательный ответ.

Естественно, государство не может полностью субсидировать фестиваль. Должна быть треть государственных денег, треть городских или муниципальных, а треть — спонсорские вливания.

Сегодняшняя ситуация, к сожалению, делает крен лишь в сторону спонсорских денег. У нас есть мощный партнер — фонд «Нові традиції», который покрывает большую часть финансирования.

— Пытались ли вы договориться с дворцом «Украина» о снижении арендной стоимости, чтобы провести в большом зале церемонии открытия и закрытия «Молодости»?

— Даже не пытались! Потому что все равно эта арендная плата будет высокой. Есть проблема в качестве аппаратуры. Открытие и закрытие кинофестиваля без демонстрации фильмов не проходит ни на одном солидном международном форуме. А показывать картины, особенно зарубежных режиссеров, на аппаратуре, которая не соответствует не только XXI, но и XX веку, просто стыдно. Демонстрировать ленты в таком качестве только за счет того, что это главный зал Украины и вмещает 4000 человек, не стоит. В прежние годы, помню, Роман Полански буквально, извините, рвал на себе и на мне волосы, мы пытались что-то сделать, чтоб хоть как-то можно было слышать и видеть его картину.

Кинотеатр «Киев» вмещает 600 человек, что вполне соответствует многим крупным фестивалям. Думаю, атмосфера и камерность кинотеатра «Киев» будет именно фестивальной. Может быть, хотя дворец «Украина» имеет излишний официоз, нам удастся сохранить более характерную для фестиваля «Молодость» атмосферу, которая была в старые добрые времена в Доме кино. Кстати, там те же 600 мест!

— Что все-таки нынче «Молодости» больше мешает: выборы или кризис?

— Вы же помните анекдот, который появился, когда кризис только начинался? «Криза летить над світом і дивиться, що вона наробила: «Ой, як я вдарила по Америці, ой, як над Європою я попрацювала». Летить над Україною: «Боже, і хто це за мене зробив?» Поэтому, понимаете, что кризис в Украине имеет свою специфику. Не могу сказать, что выборы мешают только нам. Они мешают всем до тех пор, пока проходят нецивилизованным методом.

А такой засоренности и изуродованности города наружной рекламой вы не увидите ни в одном европейском и даже азиатском городе. При этом большая часть рекламы связана с выборами. Оказалось, что рекламу фестиваля размещать просто негде. Надежда лишь на СМИ, которые компенсируют пробел. Зрители звонят, интересуются, хотят посмотреть европейские фильмы, которые, кроме как на «Молодости», увидеть невозможно.

— Можно ли сегодня говорить всерьез о вашем конкуренте — Международном кинофестивале Богдана Ступки, который впервые прошел этой весной? Как вы относитесь к этому проекту?

— Этот фестиваль ни в коем случае нам не мешает. Международных фестивалей в Украине недостаточно.

Другое дело, что называть международным кинофестивалем. В первый подобный фестиваль Ступки бросать критические камни не имеет смысла. Если он будет развиваться дальше, то займет свою нишу.

Единственное, что немного смущает… У нас запатентованное название «Киевский международный фестиваль «Молодость». Кому нужно, чтобы еще был один фестиваль с подобным названием — «Киевский международный фестиваль»? Мне кажется, у коллег должно быть другое название. И конкуренция здоровая должна быть.

Мне, например, интереснее наблюдать, как развивается международный фестиваль «Крок», который имеет свою нишу, так же как фестиваль документального кино.

Сегодня для Украины важно научиться создавать картины и умные, и тонкие, а артистичные… И чтобы они были для достаточно широкого зрителя, а не превращались в копирование мыльных опер. Украине необходим фестиваль жанрового кино наподобие «Золотого Дюка».

Поэтому уверен: Украина нуждается не еще в одном «Киевском международном фестивале», а в фестивале украинского кино. Чтобы были не только призы за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшие актерские работы, но и за лучшие костюмы, музыку, операторскую работу, работу монтажера.

То есть Украине необходим некий украинский «Оскар». Очень важно всем вместе повариться в собственном соку. И чтобы такой форум не был закрытым только для Союза кинематографистов, а фильмы демонстрировались в кинотеатре. Чтобы публика пришла и проголосовала и билетами, и своим мнением, и призом зрительских симпатий. Например, на Национальном польском фестивале главный приз жюри совпал с призом зрительских симпатий.

Мне кажется, что недостаток Киевского международного фестиваля как раз в недоработке его концепции.

— Что на сегодня известно о главных гостях фестиваля?

— Ждем Ольгу Куриленко как ведущую церемонии открытия «Молодости». Мы «добыли» ее последний громкий фильм «Стена», который уже стартовал в американском проекте. Мы обратились к Куриленко с просьбой приехать на «Молодость», и она сразу же откликнулась. Ольга как никто подчеркивает свои украинские корни. Но все равно волнуешься. Вдруг ей позвонит, например, Стивен Спилберг и пригласит именно
24 октября на пробы?

На «Молодости» также покажем польскую картину, которая была представлена в конкурсе Московского фестиваля. Это лучший фильм Польши прошлого года — «Маленькая Москва», где играет Алексей Горбунов, киевлянин. У него большая роль в этой картине. Хотелось, чтобы он был среди польских и российских гостей — участников этой картины.

Мы, кстати, должны научиться у поляков способности эффективно подчеркивать менталитет. Вы, вспомните, как они везде говорят, что Полански — именно поляк. И если Алексей Горбунов снимается и живет в Москве, то это не значит, что он не украинец.

У нас в этом году два фильма открытия: «Коко Шанель и Игорь Стравинский» и «Книга мастеров». То есть в один вечер два сеанса. Определен, наконец, и состав жюри: Тони Гатлиф (Франция), Вольдемар Дзики, Иван Малкович, Владимир Перисич, Сергей Виноградов.

— Есть ли в этом кризисном году какой-либо оптимистический девиз-слоган фестиваля?

— Его никогда и не было! Потому что само название «Молодость» передает дух фестиваля. Это не вопрос возраста, а желаний. У нас есть картина одного дебютанта в короткометражном конкурсе, которому 82 года. Разве это не молодость, когда человек в таком возрасте снимает впервые фильм?

«ЗН» советует не пропустить на «Молодости»:

В конкурсной программе полнометражных картин фильмы

«Похороненные на крышах» (Испания), «Кася» (Бельгия), «Баскетбольный Бронск» (Испания, США), «Песни из тундры» (США, Россия), «6 часов» (Южная Корея), «Закрытый сезон» (Швейцария), «Анна» (Дания), «Противоположные полюса» (Германия), «Каждому — свое» (Германия), «Сигнал» (Швейцария).

Во внеконкурсной программе —

«Французское кино сегодня»: «Рай — это Запад», «День юбок», «Сестра Улыбка», «Рики»; «Немецкий бульвар»: «Шторм», «Контактный кайф», «Безымянная — женщина в Берлине», «Напрямик в Голливуд»;

«Новое русское кино»: «Кислород», «Царь», «Короткое замыкание», «Похороните меня за плинтусом», «Чудо», «Сумасшедшая помощь», «Бубен, барабан», «Россия 88», «Сказка о темноте».

Подробная информация на сайте кинофестиваля:
http://www.molodist.com.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно