Ария одесского гостя. Оперная жемчужина Южной Пальмиры готова к премьере: аукцион ей в помощь!

21 сентября, 2007, 12:33 Распечатать Выпуск №35, 21 сентября-28 сентября

Одиннадцатилетняя эпопея с реставрацией Одесского академического театра оперы и балета наконец подошла к концу...

Одиннадцатилетняя эпопея с реставрацией Одесского академического театра оперы и балета наконец подошла к концу. На 22 сентября назначено «торжественное открытие» с участием vip-персон и тех, кто прорвется в зал. На днях государственная комиссия принимала здание в эксплуатацию. В том, что примет, сомнений не было. В Одесской опере ожидают Самого…

«Главный по реставрации» Одесского оперного театра Иван Волощук признался «ЗН»: «Все в порядке… Осталось только закончить уборку. Также завершаются работы по установке мебели в зрительном зале. Делается все необходимое для встречи зрителя. Есть еще кое-какие работы по фасаду, и все… Театр оснащен прекрасным световым и звуковым оборудованием, что поможет осуществить самые смелые творческие замыслы. Своя котельная — это уже свой микроклимат, раньше мы зависели от города, который задавал определенные параметры. Кондиционирование мы сделали таким же, каким оно было в старые времена с той лишь разницей, что наши предки использовали глыбы льда…

Впрочем, некоторые оперные труженики опасаются, будто ряд недоделок во внутренних и служебных помещениях придется устранять еще долгое время после торжественного открытия театра. Ну да на то они и злые языки. Все же прекрасно понимают, что ремонт невозможно закончить, его можно только прекратить! Важно другое. Сохранен первоначальный облик театра, хотя технологии применялись при реставрации самые современные.

Теперь наш оперный оснащен оригинальной подсветкой в шесть цветов, которая работает в нескольких режимах и уже включается по вечерам. Заново отлиты практически разрушившиеся крупные скульптурные группы из современного полимербетона с полувековой гарантией. Здание оборудовано системой отпугивания птиц, которая будет работать в светлое время суток, а также системой видеонаблюдения.

— Я думаю, что на сегодняшний день этот театр является самым оснащенным с точки зрения энерго-, тепло-, газоснабжения и водоотведения, — уверяет губернатор Одесской области Иван Плачков. — Оснащение сцены выполнено также на самом высоком современном уровне. Будет продолжаться и практика проведения благотворительных аукционов в поддержку театра. Весь первоначальный объем пожеланий и заказов, который был со стороны театра и оркестра, будет полностью удовлетворен. Мы приняли решение покупать на вырученные от аукционов деньги инструменты ведущих производителей мира.

Упомянутые губернатором аукционы — отдельная тема. Вернее, обставленные с особой таинственностью мероприятия, в ходе которых состоятельные одесситы азарт­но сражаются за право обладания тем или иным раритетом. На первом аукционе заработали почти 539 тысяч гривен, и уже приобрели (за 59 тысяч) английский рожок, которого до сих пор в оркестре не было! Как рассказал инспектор оркестра Одесского оперного Илларион Буйницкий, этот инструмент приходилось брать в аренду или заменять другим. Сегодня английские рожки выпускает только одна французская (как ни странно) фирма, дерево на них идет редкое и дорогое. Со временем стоило бы заменить практически все инструмен­ты оркестра.

Интересно, что на первом аукционе на торги было выставлено 119 лотов. Большую часть из них составляли произведения одесских художников и скульпторов. Шесть лотов были копиями архив­ных материалов, имеющих отношение к истории Одессы, три — образцы стройматериалов и оборудования, которые использовались при строительстве и эксплуатации театра в течение 120 лет его существования. Стоимость отдельных лотов превышала 65 тысяч гривен, среди них были компьютерные копии конкурсных проектных работ архитекторов Фельнера и Гельмера, представляющие собой поперечные разрезы построения внутренних залов театра и лож. За двести долларов был продан вынутый из-под сцены кирпич, — рассказал на одном из брифингов директор театра Владимир Палиенко.

И если итоги первого аукциона хотя бы публиковались (представители прессы — нежелательные гости на этом празднике желающих помочь театру), то со вторым аукционом все вышло иначе и породило ряд предположений, версий. Однако, как удалось выяснить, войдя в доверие некоторых участников торгов, пожелавших остаться неназванными, аукцион, состоявшийся в сессионном зале горисполкома, отнюдь не провалился. Более того, сам мэр Одессы Эдуард Гурвиц приобрел изысканный лот — несколько репринтных изданий старинных книг и копий архивных чертежей вроде бы за шесть тысяч гривен. Ушла с аукциона за девять тысяч и статуэтка Резо Габриадзе, являющаяся копией стоящего во дворике Литературного музея «Памятника Рабиновичу». К сожалению, нет сведений о том, приобрел ли кто-нибудь копии нот произведений, звучавших на открытии театра 120 лет назад. Не известно, приобретен ли самый дорогой лот со стартовой стоимостью 200 тысяч гривен — контур, включающий в себя набор опций: баннер около театра, предоставление ложи, размещение логотипа покупателя на пригласительных билетах на церемонию открытия. Но вообще лоты неплохо расходились, вот только нераспроданными остались ложи, абонировать которые можно было за 12 тысяч.

Вот тут-то и подходим к совершенно иной проблеме. Одесский театр оперы и балета по-прежнему привлекателен своим зданием, а отнюдь не творческой продукцией. Поэтому извлеченный из-под сцены кирпич ценится выше возможности побывать на спектакле. Пока проводилась реставрация, о каких-то глобальных свершениях на этой почве и мечтать не приходилось, ведь труппа ютилась на чужих площадках. А теперь с творчеством надо что-то делать, труппа пополняется молодыми артистами, пора задуматься и о свежих режиссерских решениях. Событием сезона может стать опера Модеста Мусоргского «Женитьба» в постановке киевского режиссера Олега Липцына, о которой давно ведутся переговоры. По городу ходят упорные слухи о прекращении контракта с директором театра Владимиром Палиенко, хотя достойного преемника ему сегодня найти затруднительно. А вдруг нашли? Хочется быть оптимистами…

Поэтому давайте в канун празд­ника вернемся к хорошим новостям. Несмотря на то, что выделенных государством 53 миллионов гривен не хватило и организации работали практически без прибыли, реставраторы уложились в отведенный им срок. Гала-концерт с участием украинских оперных звезд состоится в день открытия только для приглашенных персон (зарубежные гости, послы других государств, заслуженные люди, ветераны), среди которых ожидается и Виктор Ющенко. Кстати, и на 213-й День рождения Одессы президента ожидали, но не дождались — вроде бы потому, что в Южной Пальмире восстанавливают памятник императрице Екатерине Второй.

Кстати…

Фонтан у оперного театра так и не стал цветомузыкальным. В Европе подобные объекты давно уже оснащают голографическими эффектами, и как хорошо было бы, если бы в струях воды возникали портреты знаменитых одесских музыкантов — Гилельса, Ойстраха… Впрочем, может быть, эта идея, родившаяся в консерваторской среде, еще будет воплощена в жизнь, причем в недалеком будущем…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно