АРИСТОКРАТКА С КУПЕЧЕСКОЙ УЛИЦЫ

9 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 9 февраля-16 февраля

Легенда повествует: будто бы хмельницкий городской председатель, блуждая тель-авивскими улочками, забрел в мастерскую то ли художника, то ли скульптора, то ли гончара...

Нина Косарева в именной галерее-студии
Нина Косарева в именной галерее-студии

Легенда повествует: будто бы хмельницкий городской председатель, блуждая тель-авивскими улочками, забрел в мастерскую то ли художника, то ли скульптора, то ли гончара. Мастер создавал свои изделия на глазах у многочисленных посетителей, и желающие могли сразу же купить его роботы, а если нет — то просто полюбоваться готовыми изделиями, выставленными напоказ. Такая мастерская-выставка-магазин настолько понравилась гостю из Украины, что он, вернувшись из путешествия, распорядился что-то подобное создать и в Хмельницком — разумеется, с национальным колоритом и знаменитым мастером. Счастливый жребий выпал на долю Нины Косаревой — женщины в Хмельницком и впрямь весьма известной. Как-никак член Союза художников, заслуженный мастер народного творчества, кавалер ордена княгини Ольги и наивысшего отличия украинского Фонда культуры — ордена «За подвижничество в культуре». Да просто человек, способный из обыкновеннейшей кожи создавать вещи необыкновенные, да что там — уникальные: шкатулки, папки, женские кептари и сумочки, футляры, пояса и великое множество других пустячков для ежедневного, можно считать, использования. Но в том-то и секрет, что благодаря таланту мастерицы они из будничных предметов превращаются в настоящие художественные произведения, которыми трудно не восхищаться и еще труднее — отказать себе в удовольствии их купить: ну хоть что-нибудь, просто на память.

Так ли все было или нет — легенда, в конце концов, имеет право на художественный вымысел. И главное — в реальности таки появилась на Проскуровской, центральной улице города (и, соответственно, его коммерческом центре), галерея-студия Косаревой — изысканный островок художественной самобытности и хорошего вкуса. Из-за крошечных размеров его, по правде говоря, трудновато величать храмом искусства, хоть на каждый из двадцати квадратных метров здесь приходится немало живописных холстов, скульптур, вышивок, художественных изделий из кожи, глины, дерева, фарфора, металла, ювелирных украшений. Но домом искусства назвать, несомненно, можно. Ведь представленные здесь работы, разные по происхождению, рождению и назначению, все вместе создают многоцветную картину украинского искусства, богатую и неповторимую, как палитра народного творчества.

Правда, та первичная идея — дабы мастер здесь же и работал — в жизнь воплощена не была. «Да когда я хоть банку клея здесь открою, отсюда не то что посетители — тараканы разбегутся», — смеется Нина Сергеевна. И продолжает отсиживать полусуточные трудовые смены в «своем подвальчике» — мастерской рядом с домом. Зато ее работам в галерее-студии очень комфортно: и в прозрачной витрине-шкафу, и за оконным стеклом, а особенно — на стене, где размещена экспозиция, изделия которой не продаются. Юбилейная — сотая — выставка мастерицы, работами которой восхищались Бонн и Париж, Тбилиси и Москва, Модесто и Коломия, Анкара и Силистра, — стала постоянно действующей именно в галерее-студии художницы, открытой в родном городе. Хотя, возможно, родным Хмельницкий назвать Косаревой трудно: родом она из Ярославля, как мастер созрела и состоялась в поэтическом буковинском крае — в Черновцах. Именно фантастические вышиванки, гуцульские тобивки и тайстры, домотканые плетения и ручные кружева — по сей день неиссякаемый источник вдохновения создательницы утонченных узоров. Специалисты называют стиль Косаревой уникальным. Посетители же, не всегда имеющие возможность стать покупателями, невольно превращаются в экскурсантов: заходят в галерею-студию один раз, второй, третий. Что характерно — в следующий раз уже с детьми: пусть видят красивое. Работники просвещения — те вообще заручились согласием мастера приводить сюда целые классы. Арт-консультант Евгения Артюх уверенно чувствует себя в роли гида, а для особо заинтересованных предусмотрены консультации искусствоведа Людмилы Рожко-Павленко.

Тем более, что в галерее — не только изделия из кожи. Напротив — сменная выставка-продажа произведений хмельницких художников. Впрочем, не только хмельницких. За каждой работой «иногородних» мастеров — известное имя, стиль, своеобразность: Л.Жоголь, Т.Покотыло, А.Винтоняк, И.Холоменюк, Б.Негода. На нынешнем вернисаже в галерее наиболее широко представлены холсты хмельнитчан Елены и Игоря Скорупских, самобытных живописцев, известных далеко за пределами Украины. Кроме того, маленькие украинцы, безусловно, любят иллюстрированные Скорупской книжки: они яркие и жизнерадостные, с узнаваемым национальным лицом, хотя Елена Васильевна, как и Косарева, этническая россиянка, для которой украинский Хмельницкий тоже стал не только местом жительства, но и городом творчества и признания.

В Хмельницком принято считать, что галерея-студия Косаревой — явление в Украине уникальное, нигде ничего подобного нет. Никто не спорит. Но коль так, то это не повод для гордости, скорее — наоборот. Ибо каждый мастер, чье творчество приносит людям радость и наполняет красотой нашу с вами жизнь, достоин и своих мастерских, и экспозиций, и магазинов. Чтобы сюда не только приводили экскурсии посмотреть на диковинку, но чтобы сюда можно было забрести, просто блуждая по городу. И уже по выставленным работам догадаться, где ты — во Львове, в Одессе или Хмельницком. А главное — почувствовать, что ты — в Украине, где земля таланты рождает, а общество — лелеет.

Вот бы Хмельницкому — да легкую руку!..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно