АРХИТЕКТУРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ, ИЛИ ИСТОРИЯ ОДНОГО КВАРТАЛА

15 августа, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №31, 15 августа-22 августа

Еще в 20-х годах прошлого века украинские ученые, археологи и историки несравненную местность межд...

Проект регенерации квартала. 1997 г.
Проект регенерации квартала. 1997 г.

Еще в 20-х годах прошлого века украинские ученые, археологи и историки несравненную местность между склонами Старокиевской Горы и нынешней Большой Житомирской — территорию княжеского Детинца и города князя Владимира — стали называть Киевским акрополем. Не только за наземные памятники старины, но главным образом за неоценимые сокровища, с каждым очередным археологическим раскопом (а с половины XIX в. это была настоящая археологическая мекка) щедро дарившие материальные доказательства нашей древней истории и культуры — от Черняховского периода до ХV века.

Особенно значительные археологические находки пришлись в
XX в. на квартал между улицами Большой Житомирской, Десятинной и Владимирской. Во время последних раскопок, в конце восьмидесятых годов, были обнаружены с остатками фундаментов абрисы главного собора княжеского монастыря св. Федора Тирона, элементы сети улиц со времен Киевской Руси, оружие, великое множество бытовых вещей, погребения и счастливо сохранившиеся фундаменты жилых деревянных «срубных» домов Х—ХІІІ вв. Наиболее интенсивно раскопки на этой территории проводились с 20-х годов прошлого века. Были найдены многие предметы культа, военного снаряжения, художественные изделия из керамики, бронзы, серебра и золота, монеты, уникальная керамическая посуда корчаги, фундаменты ротонды, которую датируют ІХ—Х веками и считают одним из древнейших христианских храмов, возникшим на месте языческого капища. Любопытно, что в ХІХ в., когда строился дом №3 по ул. Владимирской, где ныне расположилась археологическая экспедиция (!), строители даже не догадывались, что ставят фундаменты дома на часть фундамента древней ротонды... Поистине, под ногами людей, ходящих по земле квартала между тремя историческими улицами, еще ждут своего открытия неисчислимые археологические раритеты. Находки восьмидесятых годов дали возможность археологам научно воссоздать план древнего собора, стоявшего на пересечении главной дороги от княжеского дворца к легендарному и доныне разыскиваемому Янчиному монастырю, с другими улицами древнего города Владимира. Нынче сей абрис церковного фундамента выложен камнем на поверхности земли, почти в геометрическом центре квартала.

Фундаменты целого ряда жилых срубов времен Киевской Руси, создававших живописную сеть усадьб вдоль опрятных, на удивление цивилизованных (по сравнению с тогдашней Европой), выложенных деревянными кругляшами, брусьями и досками древних улиц; фрагменты укреплений прославленного города Владимира; даже частичка крепостного рва, когда-то наполнявшегося водой (на территории усадьбы снесенного в 70-х годах прошлого века т. н. домика Беретти под №2 на ул. Б.Житомирской) — все эти сведения «рассказал» археологам уникальный квартал только за два года археологических работ.

Мощный археологический бум в этой части Киевского акрополя, пришедшийся как раз на конец политического перестроечного периода, вызвал усиленное внимание к означенному кварталу не только со стороны научной интеллигенции и широких кругов заангажированной в деле охраны памятников общественности, но и некоторых лиц из киевских властей, в частности, имевших какое-то отношение к историко-культурному наследию.

Этому, видимо, способствовала и сама аура «перестроечных» годов накануне «великих перемен», когда зримо прорастал интерес к истории своей земли без неусыпного идеологического контроля из центра... Заместитель председателя Шевченковского райисполкома г-жа Захожая и руководитель районной организации Украинского общества охраны памятников г-н Стеник обратились тогда к моей архитектурно-урбанистической особе (резонно не обращая внимания на тогдашнюю мою излишне интенсивную политическую заангажированность в «перестроечных» процессах) с предложением разработать проект надлежащего использования и экспонирования этого уникального исторического квартала. Мы определили его как проект регенерации и внедрения этого исторического места в общую систему познавательно-туристических маршрутов древнего Киева.

Помнится, г-жа Захожая с восторгом рассказывала о непривычной исторической привлекательности старинного английского города Йорка, где в подземном маршруте под толщей холма посетители прочитывают историю города, не только осматривая археологические находки из йоркской земли, но и наблюдают в хронологическом порядке жизнь горожан из различных эпох и различных общественных слоев, возрожденную в композициях соответственно облаченных восковых фигур, различных жанровых сюжетах.

Живая прогулка по истории — привлекательна, аттракционна и познавательна...

На подобную идею мы в нашем квартале, впрочем, не решились, но возникла мысль создать подземный археологический музей Киевского акрополя на глубине 3,5—5 м, на которой, собственно, и были обнаружены все находки, бесценные доказательства и образцы замечательной жилой архитектуры эпохи Киевской Руси, а потом осторожно засыпанные с надеждой на лучшие времена. Эта мысль меня не покидала и наконец дождалась реального заказчика, или как у нас уже привыкли, — инвестора, но только спустя шесть лет.

В первом проекте регенерации, разработанном в 1989 г., в самом квартале предлагалось восстановление сети старинных улиц на основании археологических доказательств, старых карт; еще до сих пор кое-где сохранены парцели, на которых уже намного позднее возведенные дома в несколько этажей и ныне поражают неожиданными углами и срезами, словно храня из рода в род конфигурацию древних усадеб, согласно направлениям старинных улочек.

Теперь эти улицы становятся внутренними пешеходными связями, струясь от княжеского Детинца и сливаясь на выходе из квартала с Десятинной улицей и, видимо, именно отсюда выводят к потерянному в веках прославленному Янчиному монастырю, до сих пор смущающему археологические умы Киева. Именно здесь, со стороны Десятинной улицы, планировался стеклянный павильон, в котором на зеленой траве или на специальных постаментах вдоль вымощенных деревом старинных улочек должны были экспонироваться главные археологические находки из квартала. Улочки из павильона вели к нескольким старинным жилым усадьбам, восстановленным методом археологической реконструкции, а дальше — к поднятым над землей фундаментам Свято-Федоровского собора и наконец — к ротонде с выходом к Детинцу.

Все это при соответствующем благоустройстве, в преобразовании внутреннего пространства внешне обычного квартала в насыщенный многовековой историей своеобразный музей под открытым небом, обволакивающий уютом, задумчивостью и неповторимой аурой веков, словно тихо остановившихся в самой сердцевине оставленного за стенами квартала шумного города...

Но произошла смена обстоятельств и людей, началось чиновничье «перетягивание одеяла» — и интересная идея если не лопнула, то зависла на годы, пока на горизонте не появился первый инвестиционный луч.

Кварталу вроде бы повезло. К тому времени уже была запроектирована в абрисах древнейшего княжеского собора меньшая по размерам, вполне современная, но с реминисценциями тектонической чистоты крестово-купольных храмов Киевской Руси, новая церковь св. Федора Тирона. Но тема регенерации всего уникального квартала оставалась ведущей, поэтому с учетом новых возможностей первая концепция претерпела развитие и обогащение. Поскольку у инвестора вполне хватало интеллигентности для осознания особого историко-культурного значения квартала, он, получив разрешение на сооружение на Десятинной улице делового центра, с энтузиазмом принял предложение реализации идеи регенерации квартала — с церковью внутри и давно задуманным подземным археологическим музеем. Так и защищался на градостроительном совете совместный проект — деловой центр (разработка Киевпроекта) и комплексная регенерация квартала (разработка творческой мастерской Л.Скорык) в 1997 году и получил полное одобрение.

Итак, центром композиции внутреннего пространства квартала становился собор и зона подземного музея, главной экспозицией которого должны быть эти уникальные аутентичные остатки жилых срубов вместе со всеми сопутствующими экспонатами — печами, огромными корчагами и миниатюрными керамическими изделиями, статуэтками, светильниками, ювелиркой. Из музея — выход на старинную улицу возле собора св. Федора Тирона, вдоль которого стоят несколько деревянных срубов — точная научная археологическая реконструкция жилья наших далеких предков, представлявшего собой превосходные образцы древней деревянной архитектуры совершенной конструкции и строительной техники. В этих срубах могла бы быть и иконописная мастерская, и экспозиция жилого интерьера древних времен, и продажа сувениров — воссозданных художественных и ремесленных изделий давно минувшей эпохи...

А дальше — возле надлежащим образом законсервированных остатков ротонды — к Детинцу, омываемому потоком собственной и неповторимой жизни Андреевского спуска. По нашему замыслу спуск должен был «выплеснуть» часть своего художественного водоворота с галереями, кафе, магазинчиками, театриками, лотками на «киевский Монмартр», планируемый на исторических улочках урочищ Гончары—Кожемяки. Нынче же их, после тотального уничтожения застройки древнейших ремесленных улиц, киевская чиновничья рать за соответствующую мзду отдает под частную застройку рати доморощенных нуворишей...

С учетом новых инвестиционных возможностей и потребности градостроительного завершения фасада нашего квартала со стороны ул. Б.Житомирской, выщербленного сносом домика Беретти, была предложена новая корректная «вставка», подчиненная поверхностности существующих домов — реального училища авторства архитектора Беретти и дома № 4, с возможностью на фасаде нового здания соорудить архитектурный «портрет» фасада давно утраченного домика.

Вот и все. На этом можно ставить жирную точку, которой заканчивается страница неутомимой борьбы за сохранение уникального квартала и возвращение ему надлежащей роли в культурной жизни Киева.

Похоже, ныне пишется иная, вполне реальная страница печальной истории.

Собственно говоря, за свою сверхконцентрированную культурно-историческую информативность город Владимира еще в 1979 г. специальным постановлением № 920 Киевского горисполкома был признан архитектурным заповедником «Древний Киев» (утвержденным Кабинетом министров Украины) в границах: склоны Старокиевской горы до подножья площади Калинина (ныне Михайловская) и улицы Большой Житомирской. К этому делу приложили немалые усилия специалисты, объединенные в Обществе охраны памятников истории и культуры, такие мэтры, как М.Брайчевский, Г.Логвин и другие, Институт археологии НАНУ и Научно-исследовательский институт проблем градостроительства, надеясь еще тогда, что наконец-то придет удобное время для святого дела...

Пришло...

Осенью позапрошлого года прошел слух, что Министерство иностранных дел не только будет реставрировать для своих нужд памятник архитектуры — здание реального училища архитектора Беретти, — но еще и намерено выстроить рядом новое административное здание, почему-то получившее странное «кодовое» название «Административно-гостиничный комплекс». Придворная проектная бригада начальника Главного управления градостроительства и архитектуры КГГА г-на Бабушкина с усердием взялась за дело.

Непреодолимое желание этого института соорудить высоченный и высокоприбыльный коммерческий жилой дом по ул.Тургеневской, 46 с нарушением всевозможных правил и человеческих прав реализовывалось под лозунгом: «Строим дом для иностранных дипломатических представительств». Видимо считая, что наш обыватель, по совковой привычке, от этих слов — «иностранных и дипломатических» — утратит последнюю способность защищать свои кровные права. Но фокус не удался — поскольку организованный и сознательный «обыватель» обратился к этим самым «иностранным и дипломатическим» и получил за подписями чрезвычайных и полномочных послов вежливые и четкие ответы, что никакого жилищного строительства в Киеве они для себя не заказывали. Более того — еще и поблагодарили украинских граждан за заботу о красоте, экологии и комфорте их столицы...

Но возвратимся к кварталу.

Как-то так получилось, что первые проектные предложения в отношении нового «Административно-гостиничного комплекса МИДа», не вызвали никакого энтузиазма даже у членов придворного градостроительного совета г-на Бабушкина. Тогда дело спустили на молниеносный конкурс, на котором молниеносно победил… собственно проект авторства г-на Бабушкина и К°!

По этому проекту от исторического квартала фактически оставалось мокрое место — ведь все остальное приходилось на комплекс высотных зданий как раз над теми археологическими раритетами, которые тщетно ждут своего воскрешения...

Но был нюанс... Буквально за день до завершения конкурса прозвучал телефонный звонок из МИДа. Два уважаемых господина вежливо попросили показать им наш проект регенерации квартала, поскольку об этой работе в министерстве известно, а их несколько отпугивают глобальные предложения архитектурных чиновников. Вежливые господа посмотрели чертежи, макет, высказали свое искреннее восприятие нашей концепции и буквально добились моего согласия на представление этого проекта на конкурс, хоть было понятно, что установленный срок истек и проект все равно оказывается вне конкурса.

Однако эффект был поразительным. На фоне небоскребов и громадных масс, откровенно демонстрировавших свое презрение к соседству Михайловского собора и Софии Киевской и к их святому праву оставаться доминантами хотя бы в этом ареале, — и вдруг такой изначально не сверхприбыльный проект с церковью посередине, с археологическим подземным музеем, озелененная крыша которого будет служить для рекреации, с соразмерным к окружению новым зданием на Большой Житомирской, 2, по своим параметрам и стоимостью вполне устраивавшим МИД, вызвал абсолютное большинство симпатий участников обсуждения, которое и зафиксировали в своих репортажах журналисты. Вывод был специфичен: по настоянию МИДа соединить усилия г-на Бабушкина с нашими (!?), дабы получилось хорошо для истории, архитектуры и заказчика. Но для того, кому «должно быть хорошо», не осталось места: потребность в большом количестве гостиничных номеров, торговле, фитнес-центре, казино, барах, ресторанах и т.д. оказалась более насущной.

Думаю, вам уже понятно, уважаемый читатель, что было дальше... Шоу под названием «соревнование и честный выбор» прошло с изначально известным результатом: Киевский акрополь должен быть как можно быстрее и до основания «модернизирован» застройкой новым гостиничным многозвездочным комплексом.

Если кто-то считает, что агрессивное сумасшествие и кощунство, творимое на наших глазах и во время нашей «демократической независимости» над памятью, историей, над городом и его святыми местами, является меньшим злом, нежели безумные сталинские планы уничтожения этой исторической части Киева ради создания правительственного центра, то это не так. Намерение планово разрушить в свое время Софию ныне вполне может осуществиться «мирным путем», поскольку из-за алчности дельцов и чиновников над бесценными сооружениями Софийского заповедника нависла смертельная опасность: построенные подземный гараж и фитнес-центр уже выдавливают грунтовые воды в лессовидный пласт, на котором стоит святыня мирового значения...

И что с того, что существуют строгие предписания относительно проведения тщательных археологических исследований, если бешенные темпы новых строек в исторических зонах Киева старым ударным комсомольским способом, как на восстановлении Михайловского собора или покрытии десятками тысяч квадратных метров плитки во время «реконструкции» площадей Б.Хмельницкого и Михайловской, не давали возможности археологам даже взглянуть, что выгребают экскаваторы из бесценной киевской земли?

Если нынче чиновничество так спешит возвратить векселя «щедрым инвесторам», поспешно разрешая вести строительство гостиничного комплекса с гаражами в несколько этажей под землей, неужели можно надеяться, что в самом деле будет выделен хотя бы год и надлежащие средства для проведения приличных археологических исследований? Бессмысленно надеяться, равно как бессмысленно ожидать от нынешних «самодержцев Киева» замены исповедуемой ими азиатской модели города европейской, о чем так много разглагольствуют под общегосударственный рефрен: «Мы идем в Европу!» Между тем в европейском понимании город является самоуправляющимся сообществом людей, связанных городскими видами деятельности и городскими традициями, и, собственно, это сообщество является главным арбитром в делах развития, реконструкции и других изменений в городе.

Мы не можем уберечь наши святыни от псевдоархитектурного террора, от унижения их статуса новейшими плебеями посредством «зажимания» и закрытия обзора исторических шедевров хищническими новостройками.

Но ведь это наше Богом, людьми и законами завещанное нам право и обязанность жить в среде, полюбившейся нам красотой и историей, и передать ее такой нашим потомкам — зеленой, лиричной, преисполненной гармонии и вековечной памяти, достойной наших великих предков, знавших толк в красоте и приумножавших ее, как и положено настоящим гражданам Киева.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно