«Арест Довженко», дубль два. Национальную киностудию поставили на счетчик

18 декабря, 2009, 13:39 Распечатать

Нет в стране конкурентоспособного кино, ну и ладно. Теперь не станет и центральной киностудии? От медийных вздохов по этому поводу у интеллигентной читательской аудитории, должно быть, сводит скулы...

Нет в стране конкурентоспособного кино, ну и ладно. Теперь не станет и центральной киностудии? От медийных вздохов по этому поводу у интеллигентной читательской аудитории, должно быть, сводит скулы. Но от факта не спрячешься.

Счета Национальной киностудии имени Довженко сегодня арестованы (согласно судебным постановлениям). Кое-какая тлеющая производственная работа может быть окончательно заморожена.

А накануне наших веселых выборов «карта Довженко», возможно, еще и разыграется в очередной политинтриге. Поскольку за судами частенько маячит не Фемида, а конкретные физиономии из ярко выраженных политических группировок.

Будем считать, что эта тема — возвращение на круги своя. Не так давно некоторые медиа уже звенели карильоном о посягательствах политбизнеса на сакральную территорию довженковской студии. Всего лишь несколько лет назад… Тогда гордая «демократическая власть» кое-кому дала по рукам. Попритихли.

Фото: Василий Артюшенко
Фото: Василий Артюшенко
Теперь же — поскольку власть вообще непонятно «чья» (как в селе Малиновка из популярного фильма), — опять двадцать пять. Точнее… не двадцать пять, а девять с половиной миллионов (гривен). Такова «цена вопроса» на предмет земли, принадлежащей студии Довженко. А на оную, как известно, претендовали именитые строители. И эти девять с половиной (не недель, а миллионов) всплыли недавно как фантастическая сумма иска к киностудии. Как говорится, от нашего стола — вашему столу...

За «первым столом» восседает уважаемое предприятие — трест «Київміськбуд-1» имени Загороднего. И у него есть определенные бизнес-основания требовать серьезную «неустойку». Так как обещали ведь — в свое время — землицу-то студийную!

За «другим столом» — довженковская кинознать. Студия, переживающая (эдак пару лет) период относительной экономической стабильности, но по-прежнему не вдохновляющая художественными результатами.

Тяжба эта, напомним, началась не при царе Горохе, а на этапе спада творческой активности Л.Кучмы. Когда — неведомо на каком основании — «Київміськбуду-1» и была обещана часть студийной «плантации». И за подарок эдакий уже добрые строители вызвались передать определенное количество квартир для дисциплинированных киноработников.

За этой сомнительной сделкой, о чем не устают повторять ветераны довженковского кинодвижения, лучезарно сияет монументальная фигура Н.Мащенко, бывшего директора. Он давненько отошел от руководящих дел и живет себе поживает в прекрасном новом пентхаусе в районе метро «Лыбидская».

Опускаем подробности того, «как»… Как вообще тогда удалось выбить разрешение на частное строительство (на национальной территории); как сподобились обойти строгий президентский указ о «Національних закладах культури»; как строили-строили и, наконец, такое понастроили... Что завалы придется разбирать еще долго.

Некоторое время этот конфликт замалчивался, поскольку понимали, что Кучма не позволит обижать своего большого кинематографического друга, —рассказывает «ЗН» непримиримый борец с окружающей кинонесправедливостью режиссер А.Муратов. — А вот после «помаранчевых» событий строительный трест и обратился в Хозяйственный суд города Киева с иском к киностудии — на сумму 1 млн. 465?976 гривен.

В эту сумму строители включили «затраты» треста: действия относительно организации и подготовки земельных участков для строительства; разработку заданий на проектировку; другие нужды.

Трест действительно в свое время передал три однокомнатные квартиры работникам нашей студии в доме по улице Васильковской, 18, общей площадью 148 кв. м. Но с тех пор их стоимость значительно выросла!

Фото: Василий Артюшенко
Фото: Василий Артюшенко
Отрешившись от пересказа древних событий, многие бойцы-студийцы по-прежнему уверены, что «цена истца» в любом случае несколько неадекватна. Поскольку, по их мнению, подготовительные строительные работы на студии (зодчества ради), особо и не проводились, а стоимость квартир (как разменной монеты в сделке) сознательно взвинчена; и вообще: все это лишь выкрутасы за рамками правового поля, поскольку очевидно противоречат постановлениям правительства.

— Еще в 2005-м, подавая свой иск и зная о труднейшем состоянии нашей студии, представители этого треста, за которыми, как всем известно, стоял видный регионал, не столько думали о возвращении «потерянных денег», сколько жаждали новых территорий под свои застройки, так как кризис не ожидался, а строительный бум тогда набирал обороты, — рассказывают «ЗН» довженковцы. — А теперь — кризис…И, может, кому-то нужны 9 млн. на выборы за счет нашей студии? Несколько раньше веское слово по этому скандальному поводу сказал Хозяйственный суд Киева. В вопросе тогда была проявлена правовая честность и принципиальность. Многие позиции «строителей» судьи признали неправомерными и документально не обоснованными. И в иске тресту отказали. А студия мало-помалу начала выходить из состояния затянувшейся экономической амнезии… Теперь — новый удар!

Таким ударом, по мнению студийцев, оказалось продолжение «программы» —«Судові справи з…». На этот раз — с Высшим хозяйственным судом Украины.

Оный приостановил решение Хозяйственного суда города Киева (на основании постановления Киевского апелляционного суда). Кинематографический организм (большая Национальная студия) — заблокирован. Счета —арестованы. Студийцы — кучкуются (недоумевают).

Мало того, что государство по разным причинам не может достойно финансировать украинскую киноотрасль, так еще и от частных инвесторов нечего ждать — в конверте, что ли, присылать средства, если счета арестованы? Так-то и воплощается «в жизнь» недавний знаменитый законопроект регионала Н.Шуфрича (относительно ренессанса отечественного кино).

— Ситуация на киностудии действительно трудная, — сообщает «ЗН» директор довженковцев Игорь Ставчанский. — Впрочем, даже несмотря на эти вынужденные проблемы, связанные поначалу с экономическим кризисом, мы не сидели сложа руки и запускали некоторые проекты, разрабатывали новые идеи. Например, продолжается процесс восстановления шедевра нашего кино — фильма «Каменный крест» режиссера Леонида Осыки. Разрабатываем и очень ответственный для нас кинопроект — «У неділю рано зілля копала» по мотивам повести Ольги Кобылянской. В запуске — экранизация популярной украинской пьесы «Дикий ангел» с Богданом Ступкой в главной роли. Есть другие замыслы… Но, как видите, все упирается в очередной судебный тупик! Очевидно же, что киностудия не может идти на саморазорение, если рассматривать такое колоссальное количество претензий! Да и в связи с чем? Ведь речь идет не о частной студии, а о Национальной.

Я прекрасно понимаю: есть интересы бизнеса. Но есть и государственные интересы. В том числе — и кинематограф.

Со своей стороны мы сделали все, что могли. Это письма в Кабмин – Юлии Тимошенко, письма оппозиции – непосредственно Виктору Януковичу. Какова будет реакция, какой результат ожидать? Сказать пока не могу…

Тупик, в который студия Довженко когда-то сама же себя и загнала, превращается уже в минное поле. Не знаешь, где взорвется и что от довженковского сада вскоре останется. Особенно после выборов… Так что продолжение «Судових справ з…» явно не загорами. Это, к сожалению, не конец (фильма).

ВМЕСТО СПРАВКИ. Только в 2009 году Министерство культуры и туризма Украины должно «закрыть» довженковцам выполнение работ еще по прошлому году на сумму 2,5 млн. гривен. Основная затратная статья студии Довженко только на один месяц – примерно 1, 5—2 млн. гривен

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно