АНТИКВАРНЫЕ СКРИПКИ КАК ЗЕРКАЛО ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ

Поделиться
Никакой другой музыкальный инструмент не вызывает у коллекционеров такого волнения, как скрипка....
Никакой другой музыкальный инструмент не вызывает у коллекционеров такого волнения, как скрипка. Какими бы уникальными акустическими качествами не обладали самые великолепные ее образцы, эстетическое наслаждение от совершенства ее форм обычно бывает не меньшим. Неудивительным поэтому кажется как рост интереса к антикварным скрипкам, так и рост цен на них, который наблюдался во всем мире последние три десятилетия. Пиком этого нарастания стала продажа скрипки Страдивари (известной под именем Kreutzer Stradivarius) на аукционе Кристи за 947,5 тысячи фунтов стерлингов — приблизительно 1,56 миллиона долларов.

А вообще же по дрейфу мастеровых скрипок, вот уже четверое столетие подряд меняющих своих владельцев, можно написать новую историю нашей цивилизации со всеми ее экономическими и политическими потрясениями. Уже в 1540 году отмечалось, что скрипки знаменитых итальянских мастеров проявляли явное тяготение к оседанию в Лондоне. Затем к концу XVII века центр сосредоточения уникальных музыкальных инструментов переместился на Европейский континент. Значительная часть их осела в российских и восточноевропейских коллекциях, так что большевикам было что экспроприировать, а нацистам — вывозить из захваченных стран. После окончания Второй мировой войны богатые американцы увезли немало инструментов за океан, а последние десятилетия антикварные скрики все чаще оказывались «прописанными» в азиатских странах.

В частности, «Kreutzer Stradivarious» принадлежала раньше Джорджу Крессу, американскому производителю бумаги, яхтсмену и скрипачу-любителю. Он, в свою очередь, купил ее в 1958 году за 24 000 долларов (хотя друзья настоятельно советовали ему приобрести на ту же сумму фешенебельный дом). В конце прошлого года Кресс умер, и его душеприказчик выставил инструмент на аукцион. Покупателем скрипки называют сплошь и рядом (хотя и неофициально) Максима Венгерова, одного из самых обещающих скрипачей мира. А лучший инструмент знаменитого Страдивари, известный под именем «Lady Blant» и первым преодолевший в 1971 году планку в 200 000 долларов, сейчас оценивается в 4,5 миллиона долларов.

Резкое обнищание восточно-азиатских мандаринов устроителей аукционов огорчает все же не очень сильно. Теперь они надеются на новую волну покупателей, сгруппированных не по географическому, а по профессиональному признаку. Возможно, через пару лет «пилить гаммы» на скрипках Страдивари будут уже не наследники азиатских гигантских корпораций, а отпрыски простых инженеров, то бишь разработчиков программного обеспечения. Правда, какое-то падение цен при этом все же должно произойти. А кроме того, вероятно повышение престижности скрипок, изготовленных и в других мастерских. Итальянские скрипки в любом случае очень мало кому по карману. В течение 250 лет безусловное лидерство в прозводстве новых скрипок принадлежало Кремоне, однако в последние годы с ней все чаще и успешнее стали конкурировать мастера из Франции, Германии и Японии. А в наши дни скрипку отличного качества западные скрипачи могут купить приблизительно за 20 000 долларов, и при этом совсем не огорчиться из-за того, что произведена она в Санкт-Петербурге или даже в Украине.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам журнала «The Economist»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме