Анджелина в гневе. Клинт Иствуд сделал из звезды актрису с прицелом на «Оскар» - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Анджелина в гневе. Клинт Иствуд сделал из звезды актрису с прицелом на «Оскар»

12 декабря, 2008, 13:31 Распечатать

На столичных киноэкранах — «Подмена», новый фильм классика мирового кино Клинта Иствуда с Анджелиной Джоли в главной роли...

На столичных киноэкранах — «Подмена», новый фильм классика мирового кино Клинта Иствуда с Анджелиной Джоли в главной роли. В связи с этой картиной (сюжет основан на документальных материалах о похищении детей в 1928-м в Лос-Анджелесе) прежнюю Лару Крофт некоторые американские критики уже поспешили сравнить с Джоан Кроуфорд и Ингрид Бергман.

Быть авангардистом — великая честь. Но статус классика куда почетней. Сознательно или нет прославленный режиссер, обладатель коллекции «Оскаров» Клинт Иствуд на восьмом десятке снял каноническую для американского кино историю, вложив в нее одновременно львиную долю гражданского пафоса и трагедийной эпичности. Вооруженный законами криминального триллера и запросами родной публики на «правдоискательство», режиссер рассказал историю, которая должна ошеломлять и вдохновлять… Историю подвига маленького человека, оказавшегося перед лицом большой «Подмены». И как это часто бывает, зритель готов реагировать на реалистическую киноленту фразой «все как в жизни!». Здесь же сама жизнь дает кинематографу совершенный жанровый сюжет, берущий за душу своей документальностью.

Кадр из фильма «Подмена»
Кадр из фильма «Подмена»
Американцы любят true story. Если история произошла на самом деле, а кино лишь придало ей художественное обрамление, значит жди резонанса и премий.

К своей социальной функции американский кинематограф всегда относился серьезно. Но «Подмена» Иствуда — это еще и новое качество «социальщины», окрещенное американскими критиками как «экономный стиль».

Очень щемящее. Без надрывов и эскапад. Поступательное движение правдолюба, которому ярость и напор годы заменяют мудростью. С мудростью старого самурая (читай — ковбоя) Иствуд предпочитает не размахивать мечом —хороший меч должен оставаться в ножнах, — а планомерно и настойчиво учить быть сильным в своей слабости.

Так случилось и с героиней «Подмены» — простой, тихой женщиной без претензий, на которую однажды обрушилось горе...

В 1928 году у лос-анджелесской телефонистки, вышедшей на неурочную работу, пропадает оставленный дома сынишка. Мальчику девять лет. И очевидно, что авантюрным характером он, как и мама, не отличается. Кто и зачем похитил ее сына, возможно, станет ясно позже, когда параллельно с ужасом матери и попытками призвать на помощь полицию обнаружится серийный маньяк, рубивший детей топором… А возможно, исчезновение Уолтера Коллинза так и останется загадкой, дающей матери надежду?

Вместе с поисками сына Кристин Коллинз устроит лос-анджелесским блюстителям порядка заваруху и скандал, опираясь на традиционные иллюзии американцев о силе закона, должного защищать своих граждан.

Но представителям закона тоже надо держать марку. Кристин становится разменной монетой в игре за престиж лос-анджелесских копов. Сына находят. Да не того. Вопреки здравому смыслу («мать сердцем чует свое дитя»), полиция гнет свою линию — вам нашли ребенка, будьте добры… А будете препираться — у нас есть отличная психиатрическая клиника, где вас обследуют на предмет вменяемости.

Очевидно, что стресс и пятимесячные поиски ребенка могли пошатнуть психическое здоровье. И в художественном кино это отличная почва для того, чтобы разгуляться жанру. Состояние «оно — не оно», «я не я» прекрасно вписывается в оболочку триллера. Но ведь есть документальный факт, подкрепленный газетными сводками 80-летней давности. И из них сценаристу Дж. Майклу Стражински, режиссеру Иствуду и исполнительнице главной роли Анджелине Джоли приходится лепить фреску с гражданским звучанием. Так скромная американка эволюционирует в не менее скромную, но напористую правозащитницу…

В названии фильма, и без того с двойной коннотацией (сhangeling в английских сказках — залог, оставленный эльфами взамен похищенного ребенка) можно усмотреть лукавство мастера, заменяющего громкий голос на тихий, один жанр на другой, драматургическую кривую на ровный тихоход (удивителен саундтрек, написанный самим Иствудом — одна лирическая тема на весь фильм: подобно старому мастеру он нашел свою ноту) и резонанс на обобщение.

Ну а если принять во внимание трансформацию актерского амплуа Анджелины Джоли, о котором спето немало од… Да, актрисе явно не хватает «Оскара», чтобы «красиво уйти» на покой, променяв кинематограф на воспитание столь распиаренных детей.

Иствуд, понимая предполагаемые нападки критики, мило и иронично вписывает в ткань фильма упоминание о золотом «дядюшке» — героиня свято верит в победу комедии «Это случилось однажды ночью» Френка Капры (кстати, любимейшего американцами кинооптимиста).

Да, эта актриса работает своей трейдмаркой — губами, а также слезами и шлейфом предыдущего успеха, полученного за женский вариант «Полета над гнездом кукушки» — фильм «Девушка, которую прервали». И все же новый образ складывается именно из «подмены» ее прежних данных — скупой даже стыдливой игрой. Как констатирвала моя соседка в кинозале кинотеатра «Киев», «это не та взбалмошная, порывистая, бунтующая и крайне сексуальная Джоли, которую я любила».

И слава Богу! Это вселяет надежду, что не перевелись еще в Голливуде режиссеры, умеющие из звезд делать актрис.Вообще, «надежда» — ключевое понятие этой киноистории. Но по ходу фильма меня никак не оставляло ощущение чего-то знакомого. Пока на ум не пришел фильм с похожей завязкой и мотивацией героини. Речь о последнем фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день», где героиня актрисы Ксении Раппопорт тоже теряет сына. Но если в американском варианте финальным аккордом декларируется надежда (которая, наверное, особенно необходима в трудные периоды), то в русской версии упования связаны с классической верой. Каждому, как говорится, свое. Но то, что старикам отведено свое почетное место в современном кино, Иствуд доказал с лихвой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно