ALTER NATURA

20 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 20 октября-27 октября

Добро пожаловать в «Alter natura» — многообещающе зазывает в иную реальность выставка в Центре современного искусства, главное событие Киевского международного фестиваля медиального искусства...

Добро пожаловать в «Alter natura» — многообещающе зазывает в иную реальность выставка в Центре современного искусства, главное событие Киевского международного фестиваля медиального искусства. К чести участников и организаторов, обещанное перемещение зрителя за грань фантастики осуществляется. В то «сдвинутое» пространство, которое ищут творческие люди, тяжело приспосабливающиеся к реальности обычной, — так просто отыскал причину экзистенциальной потребности в виртуальных путешествиях гость из Шотландии Майк Стаббз, консультант фестиваля. Он же с утопическим энтузиазмом упирает на социальную полезность медиа– искусства, могущего стать для постиндустриального общества «панацеей», врачующей и оберегающей молодые души. Спорить тут не с чем, виртуальная альтер натура гораздо более безопасна для прогулок, чем наркотические ландшафты, однако затягивает с той же силой.

Аналогия не высосана из пальца. Об искусстве новых медиа («медиа»—носитель, средство выразительности, медиа-арт — искусство, использующее новые носители, видео, компьютерные технологии) посвященные говорят особым языком. Наиболее часто оперируют «погружением», «расширением сознания», «открытием новых психических измерений». Уже из этого можно сделать вывод, что медиа-арт, воспитывающий у своих сторонников особую разновидность зависимости, эстетическую, — не самая скучная часть молодежной культуры. Медиа-арт — это привлекательный способ релаксации (публика явно «оттягивалась», веселилась) в концептуальных тонах (все-таки необходимость задумываться над тем, что хотел сказать художник, не упраздняется).

Кстати, о концепции: она так проста, что заставляет подозревать скрытый подвох, — другая искусственная реальность создана в старом как мир, популярном еще с античных времен жанре обманок. Она миметична, натуральна, буквально копирует прототип №1, сканирует его. Авторы концепции Наталья Манжалий, Катя Стукалова и Йоханес Эберт, вероятно, почувствовали притупление интереса к конвенциональной фантастичности, всеобщее пресыщение ею. Медиальное зазеркалье, завораживающее зыбкой обратной, перевернутой, и, безусловно, интерактивной по отношению к зрителю перспективой, манит куда сильнее… Натура №2, в отличие от натуры №1, не «мертва», интерактивные «натюрморты», в принципе, невозможны. Она вкрадчиво наблюдает за наблюдателем, и мы ежесекундно ощущаем на себе ее взгляды. Иногда не только на ментальном, но на биологическом уровне они скользят по нам, оставляя следы легкого озноба — когда технология оживает и ведет самостоятельное существование. Вовлечение зрителя во все более активное и тесное взаимодействие — сегодняшняя стратегия искусства.

Итак, выясним, что же означает «интеракция» в соответствии с последним словом техники (техническое обеспечение выставки стало возможным при поддержке таких спонсоров, как Samsung Elektroniks). Впрочем, главное, чему нужно было соответствовать, — экспериментальной линии мышления: большинство инсталляций украинских авторов созданы в рамках фестивальной лаборатории, в которой преподавал Кристиан Циглер из Центра искусств и медиа–технологий в Карлсруэ.

Любимой детской сказкой Ильи Исупова был наверняка «Мойдодыр», а любимым взрослым художником — Дюшан, закрепивший в сфере искусства сантехнические приспособления. Исупов сооружает престранного ретродизайна умывальничек, предстающий в разноцветных лучах световой «короны». Кран умывальника, как некогда все краны в нашем пространстве, протекает, тем не менее эксклюзивная модель оснащена камерой и монитором вместо зеркала. Альтернатурное изображение в нем тем и замечательно, что не синхронизировано с реальным. Его невозможно приручить — если вы движетесь вправо, оно убегает влево. Это еще не все, система наблюдения за нами «чужих» глаз натуры №2 замысловата, но чрезвычайно экономична—картинка, пойманная «Видеомебелью», транслируется в исуповский лайтбокс в следующем зале и является ключом к другой инсталляции — «Дыры». Окна, конечно, не дыры, предназначенные для подглядывания, но что мешает некоторым использовать их не по назначению? В одном из игрушечных мутных окошек с нарисованными на подсвеченном стекле интимно-домашними, не для посторонних глаз сценками в тревожной манере Вюйара, как момент истины, замаскирован монитор, следящий за происходящим у входа в Центр.

Тот же ход мыслей — у Александра Гнилицкого, еще более изощренно ерничающего по поводу неистребимости тяги человечества к запретным зрелищам и …нереализуемым проектам (почему бы заодно не пройтись и по этой слабости). Что при прозаически трезвом дневном свете и беспрепятственности обозрения не вызывает интереса, в глазке камеры обскуры покажется сверхъестественным чудом.

Украинское медиальное искусство представлено еще двумя успешными дуэтами — Наталья Голиброда и Иван Цюпка, Ольга Кашимбекова и Глеб Катчук. Первые занялись игривой блондинкой в черном бикини: разогрев публику с экрана, она демонстративно прячется, еще раз напомнив о «фундаментальной кастрации» как принципе бытия, о котором нынче говорят охотней, чем о торжествующем «основном инстинкте». Вторые в «Темной стороне света» раскручивают тонкую игру кровавых ассоциаций вокруг летального исхода полета к свету.

Представительский уровень зарубежных участников выставки — вне комментариев. Криста Зомерер и Лоран Миньоно, арт-директора Центра медиа интеграций и коммуникаций в Киото, Джина Чарнецки, преподающая в колледже Dunkan of Jordanstone в Данди, Кристиан Циглер. Положение наставников обязывает к академичности, которой отличаются их продвинутые в технологическом плане инсталляции. Дефицит искусства с человеческим лицом в стане знаменитостей восполняет самоироничный Пьерик Сорен, комбинирующий метод автофильмажа с традиционной инсталляционностью. Он откровенно по-мазохистски потешается над своим нелепым двойником, шутом из виртуального пространства, пытающимся удержать равновесие на плоскости вертящейся пластинки, или самодовольно демонстрирующим в качестве видеопособия таким же «ненормальным» 143 эротические позы, обнявшись с подушкой.

По всеобщему мнению, выставка удалась. Для заинтересованных в информационной полноте добавим: в программу фестиваля входили также многочисленные DJ и VJ (музыкальное видео) воркшопы и вечеринки, ретроспективные показы лучшего медиального искусства из представленного на фестивалях Ars Elektronika в Линце,|D|vision в Вене, Veejay-Groove в Амстердаме, Берлине, Оснабрюке, Вильгельмшавене, подборки российского, украинского, литовского видео и прочее, и прочее…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно