Алексей ФЕДУН: «АКТИВ» СТБ — КАДРОВЫЙ КОСТЯК ТЕЛЕКОМПАНИИ» - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Алексей ФЕДУН: «АКТИВ» СТБ — КАДРОВЫЙ КОСТЯК ТЕЛЕКОМПАНИИ»

23 июня, 2000, 00:00 Распечатать

В течение трех лет своего существования телеканал СТБ практически всегда находился в центре внимания столичных масс-медиа — сперва за счет запуска новых проектов, затем за счет трений с властными структурами...

В течение трех лет своего существования телеканал СТБ практически всегда находился в центре внимания столичных масс-медиа — сперва за счет запуска новых проектов, затем за счет трений с властными структурами. После смены руководства и некоторых изменений структуры акционерного капитала в октябре прошлого года канал на какое-то время ушел в тень. Однако сегодня канал пытается опять приковать к себе внимание, сначала купив права на трансляцию чемпионата Европы по футболу, оттеснив при этом «Интер» и «1+1», а затем с размахом отпраздновав свой трехлетний юбилей.

Мы задали несколько вопросов президенту ЗАО «ММЦ — СТБ» Алексею Федуну.

— Имеет ли основание недавно прокатившаяся волна слухов о продаже контрольного пакета СТБ одному известному олигархическому тандему?

— Да в общем-то, нет. Состав акционеров ЗАО «ММЦ — СТБ» не менялся с осени прошлого года. Подобного рода слухи периодически возникают в связи с тем, что основной инвестор телеканала всегда считал целесообразным наличие сильного местного соучредителя с достаточно большим пакетом акций. Это помогает разделить бремя как финансовых затрат, так и организационно- политических усилий, необходимых для успешного функционирования такой большой и сложной структуры, как общенациональный телевизионный канал. Правда, «Лукойлу» поначалу не очень повезло с местным партнером, который в итоге принес компании больше проблем, чем пользы. Но это вовсе не означает, что сама схема неверна, поэтому последние полгода мы достаточно заинтересованно обсуждали все серьезные предложения о продаже пакета акций различного размера.

— В недавнем кратком интервью газете «День» вы вскользь обмолвились о возможном расширении медиа-бизнеса в Украине. Речь идет о создании информационного холдинга?

— Нет, поскольку холдинг — это очень примитивное понятие. В холдинге объединение различных СМИ, как правило, происходит лишь на уровне владения пакетами акций и единой политической линии владельца.

Другое дело, когда интеграция в единую систему происходит на уровне технологических процессов, информационных и кадровых ресурсов. Например, грех рано или поздно не использовать мощнейший информационный потенциал канала для радионовостей в каком-нибудь продвинутом формате или же для запуска газеты. Для тех же радиопроектов могут быть задействованы наши возможности по спутниковой передаче сигнала.

Наличие нескольких СМИ разного профиля при единой рекламной службе позволит предлагать рекламодателям комплексные рекламные кампании. Кроме того, перекрестная рекламная поддержка друг друга телеканалом, радиостанцией и печатным изданием позволит каждому из них быстро и дешево захватить свою целевую нишу. То есть речь идет не о концентрации разношерстных пропагандистских рупоров в одних руках, а о коммерчески продуманном, пошаговом разворачивании медиа-корпорации и где каждая ее часть работает на увеличение дохода всего целого.

— Насколько я знаю, на просторах СНГ есть только одна медиа-структура, построенная по такой схеме, — это холдинг «Медиа-Мост», где есть телеканалы «НТВ» и «ТНТ», радио «Эхо Москвы», газета «Сегодня» и журнал «Итоги». И именно эту «правильную» структуру сегодня «мочат в сортире». Вам не дают покоя ее лавры?

— Для «Лукойла» СТБ не является политическим проектом. И никогда не было установки строить СТБ как инструмент влияния, в отличие от многих СМИ, входящих в «Медиа-Мост». Он был и будет обычным инвестиционным проектом.

Поскольку инвестиционный акцент был сделан не на форсированное наращивание популярности и рейтингов любой ценой, а на создание реальных активов, привлекательных для продажи другим инвесторам, это наложило отпечаток на стратегию вложений в телеканал. Сначала СТБ заявил о себе как общенациональная сеть, выйдя в различных регионах на местных телеканалах. А с 1999 года СТБ стал либо приобретать контрольные пакеты акций региональных телекомпаний и модернизировать их передатчики, либо устанавливать свои мощные передатчики и начинать вещание по своим собственным лицензиям на собственных частотах. В краткосрочной перспективе это имело определенный отрицательный эффект, ведь СТБ уходил на нераскрученные и не знакомые зрителю дециметровые каналы, а на оставленные приходили конкуренты, в частности «Новый канал». Однако этот минус корректируется усиленной рекламной кампанией. Зато при этом телеканал обладает СОБСТВЕННОЙ, а не виртуально-договорной системой распространения своего сигнала.

— Раз вы предпочитаете говорить об СТБ в терминах бизнеса и инвестиций, то что тогда представляет сегодня канал как сумма активов?

— Во-первых, это собственная система передачи и распространения сигнала. Мы являемся единственным украинским каналом, который может служить мостиком с украинцами, живущими в Европе и в республиках бывшего СССР, а также создавать позитивный, но объективный имидж Украины за ее пределами. Поскольку мы частный незаангажированный канал, к нам и доверия в этом смысле больше.

В Украине мы владеем лицензией на вещание в 34-х городах Украины, телекомпаниями и передатчиками в 20-ти областных центрах, которые принимают и ретранслируют в регионах наш спутниковый сигнал. Еще в 4-х областных и 16-ти районных центрах мы работаем по договорам с нашими партнерами. После 8 июня 2000 года мы запустили передатчик в Крыму, так что СТБ накрыл своим вещанием все области Украины, а его потенциальная аудитория превысила 55% населения страны, причем, в основном, это городская аудитория. Сегодня канал вышел на четвертое место по покрытию после «УТ-1», «Интера» и «1+1». При этом СТБ меньше любого другого канала зависит от государственной системы распространения сигнала.

Во-вторых, это имя, имидж, своя аудитория. Это принадлежащая каналу СТБ зарегистрированная в Госпатенте торговая марка «Вікна», которая является базовым брэндом нашей телекомпании и сегодня реально выросла в целое семейство информационных и аналитических передач. Кроме основного выпуска «Вікон» и «Вікон — спорт» у нас теперь есть «Вікна — Опівночі» и «Вікна — Столиця». При этом давно сформировались как самостоятельное направление «Вікна — Бізнес» и «Бізнес-студія» — единственная в Украине система деловых новостей. Аналитическая программа «Бізнес-студия» достойно приняла эстафету у «Вікна — Тижневик», за восемь месяцев существования наработав солидный авторитет в глазах украинского, и не только украинского, истеблишмента.

А третьим «активом» СТБ является работающий и развивающийся кадровый костяк телекомпании. Причем неважно, работает человек на СТБ со дня его основания, работал еще в «Вікнах» «ММЦ — Интерньюз» или же пришел в телекомпанию три месяца назад. Главное, чтобы он обладал определенным уровнем профессиональных стандартов, амбициями и куражом.

— Сегодня СТБ транслирует матчи чемпионата Европы по футболу. При этом комментарии идут в основном на русском языке. Не выглядит ли это определенным вызовом наиболее национально озабоченной части общества?

— Я надеюсь, что нет. Такой наш шаг продиктован исключительно прагматическими и, как ни парадоксально это звучит, патриотическими соображениями. А каким способом вы прикажете нам бороться с совершенно незаконной и совершенно безнаказанной ретрансляцией российских телеканалов в украинских кабельных сетях, например канала РТР, который тоже показывает игры EURO-2000?

Даже при поверхностном анализе данных AGB Ukraine — компании, обеспечивающей всех рекламодателей рейтингами телеканалов, видно, что до 30% аудитории куда-то «пропадает», как в черную дыру. Но ведь всем понятно, что этой черной дырой является полузаконная и незаконная трансляция российских программ в кабельных сетях. Поэтому все, что нам оставалось, — это бить противника его же комментаторами: сегодня больше половины матчей EURO-2000 на СТБ комментируют лучшие футбольные комментаторы НТВ Василий Уткин и Алексей Андронов. При этом уж кого-кого, но только не СТБ и «Вікна», можно обвинить в отсутствии приверженности ценностям украинской независимости. Мы решили, пусть украинские телезрители послушают высококлассный русскоязычный комментарий, но на украинском канале СТБ, а потом посмотрят наши «Вікна», а не российские «Вести» или программу «Время». Но сегодня мы пошли еще дальше, получив ряд возмущенных звонков из западных регионов, стали выдавать на спутник (наша технология это позволяет) одновременно две комментаторские звуковые дорожки — украинскую и русскую. И сегодня во Львове в эфир идет украинский комментарий, а в Донецке — русский, это решает на месте наш региональный представитель. Такого в Украине не делал и не в состоянии сделать ни один другой канал.

— Вы думаете, новоизбранный Национальный совет по телевидению и радиовещанию с пониманием отнесется к вашей позиции? И чего вы как руководитель канала вообще ожидаете от нового Нацсовета?

— Ну, во-первых, русскоязычный комментарий на часть регионов Украины не является нарушением закона. А от Национального совета я лично с нетерпением жду скорейшего начала работы. Если и дальше будет сохраняться status quo в телепространстве Украины, то украинское телевидение и производство программ и кино никогда не встанут на ноги. Работает же очень простой механизм: российские каналы с нарушением лицензионного права ретранслируются в украинских кабельных сетях, причем вместе с российской рекламой. С одной стороны, российский телепродукт мощнее украинского и он оттягивает зрителей. С другой стороны, российский закон о рекламе либеральнее — фильмы и передачи многократно прерываются рекламными блоками. Соответственно, реклама работает эффективнее. Сетевые рекламодатели учитывают это при распределении бюджетов между Россией и Украиной. В результате украинские телеканалы не добирают аудиторию и рекламные деньги, которых потом не хватает на производство собственных программ и финансирование отечественных киносъемок. И я очень надеюсь, что Национальный совет в первую очередь займется именно этой проблемой, а не только отработкой обязательств членов Нацсовета перед группами интересов, лоббировавших их избрание.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно