Александр Шапиро: С наркотиками покончено, а мой новый фильм будет в стиле порно-реалити-шоу

28 сентября, 2012, 14:29 Распечатать Выпуск №34, 28 сентября-5 октября

Лидер артхаусного и авторского кино в Украине режиссер Александр Шапиро на пороге новых проектов. Он решил продолжить свой киносериал «Апартаменты».

© Василия Артюшенко

Лидер артхаусного и авторского кино в Украине (как о нем сообщают справочники) режиссер Александр Шапиро на пороге новых проектов. Он решил продолжить свой киносериал «Апартаменты». Он же продолжает искать деньги на 12-серийный кинопроект о хасидах в Украине. 

Напомню, широкую известность в элитарных кинокругах г-ну Шапиро принесли ленты «Цикута», «Путеводитель», «Хеппи пипл», «Бес Пор No». 

В новом киноцикле «Апартаменты» Шапиро снимает своих любимцев: Виталия Линецкого, Антона Комяхова, Андрея Кравчука. Но говорит, что в этом проекте главное не люди, а «место», в котором они пребывают. 

В эксклюзивном интервью ZN.UA режиссер также рассказал, почему отказывается участвовать в пикчингах Госкино, почему «отошел от наркотиков», почему путь его личного развития — хасидизм.

— Вы самостоятельно организовали прокат своего нового фильма «Апартаментов». Какие результаты?

— Результат хотя бы в том, что фильм был в прокате. В Киеве есть несколько залов, которые готовы брать подобные артхаусные фильмы. К сожалению, «Апартаменты» показывались только на четырех экранах. 

Независимое кино в Украине настолько бедствует, что складывается впечатление, будто оно вообще здесь никому не нужно. Организовывая прокат своего фильма, я ставил перед собой задачу сохранить право артхауса в Украине на хоть какую-то жизнь. Сохранить
микронишу для проката интеллектуального кино.

— Вы готовите целый цикл фильмов «Апартаменты»…

— Да, планируем раз в четыре месяца выпускать по одной картине этого сериала. Вторая часть практически готова. Это черно-белый фильм-нуар. А третий мой новый фильм будет снят в стиле порно-реалити-шоу. Над ним я сейчас и работаю. 

— Извините, в чем же тогда заключается концепция этого киносериала?

— Главный герой каждой из этих лент — сами «апартаменты». В них и происходят разнообразные события. Идея перекликается с «паноптизмом». Когда-то архитектор Бентам спроектировал тюрьму-паноптикум, в которой заключенные просматривались — где бы они ни находились. Это очень точно отображает состояние сегодняшнего общества. Мы ведем себя тем или иным образом — так или иначе — лишь потому, что понимаем: за нами постоянно кто-то наблюдает. Все три фильма в цикле «Апартаменты» сняты как бы скрытой камерой.

— Вроде бы чувствуется некая перекличка с фильмом Михаеля Ханеке «Скрытое»…

— Это одна из моих любимых лент.

— В истории кино кинофильмы демонстрировались именно так — люди регулярно ходили в кинотеатр от серии к серии. Вы не ставили перед собой задачу возродить эту традицию? 

— Сейчас, мне кажется, не лучшее время, чтобы возрождать традиции старого кино. Хотя локальная задача этого кинотеатрального сериала как раз и заключается в том, чтобы регулярно собирать любителей авторского кино за кинематографическим размышлением. Я хотел создать концептуальный проект, который бы собирал вокруг себя какое-то интеллектуальное пространство.

— В таком случае, как вы себе представляете «своего» зрителя? Какие люди заполняют ваше интеллектуальное пространство? 

— Это прежде всего культурные люди, которые никогда не отважатся на категорическое высказывание и не делают никаких однозначных выводов. Которых, впрочем, и не существует в природе. Это зритель, который понимает задачу данного проекта, а не автоматически сравнивает его с тем, что обычно идет в кинотеатрах. Ведь нельзя ставить в один ряд фильмы, которые сняты, условно говоря, за 20 тыс. долл. и за 20 млн.

— Вы часто приглашаете в свои фильмы людей из киевской богемы? Художник Александр Ройтбурд появляется в «Путеводителе» (2004), музыкант Мирослав Кувалдин — в «Бес Пор No» (2010). А группа 2Sunny — в «Апартаментах». 

— Выбирая актеров, отталкиваюсь от типажей, если они меня удивляют. Стараюсь передать на экране свои впечатления от того или иного человека. И не пытаюсь достичь гротеска, который был в фильмах Феллини, а просто стремлюсь показать искривления каждой личности, при этом не подчиняя ее каким-то актерским задачам.

— Сюжет «Апартаментов» в основном развивается в психоделических пространствах: главный герой видит реальность, находясь под наркозом. Извините, конечно, за вопрос, но… во время создания этой ленты вы сами использовали наркотические средства?

— Я уже давно не принимаю наркотики во время съемок. Наоборот, сейчас мне интересно максимально очистить свое сознание от любой дополнительной «поверхности». Сейчас пытаюсь приоткрывать необходимую для творчества иррациональную сторону сознания при помощи каких-то других упражнений. 

Я уже не верю в психоделический синтез. Хотя некогда считал, что это возможная перспектива холотропного мира...

— Недавно вы начали работу над 12-серийным проектом о хасидах в Украине. Как обстоят дела с этим фильмом?

— На территории Украины хасидизм был целым материком чувств и самосознания. Поэтому и чувствую необходимость восстановить его традиции. С некоторого времени для меня этот проект стал своего рода определяющим. Не вижу никакого другого пути личного развития, кроме как вникнуть в детали этой веры.

Я снял уже короткометражную работу «Нахман». Это стало своего рода зарисовкой идей, которые и будут развиты в 12-серийном фильме. Но на то, чтобы продолжать съемки, у меня пока нет ресурсов.

— Вы снимаете свои фильмы только за счет частных инвесторов. Почему не участвуете в питчингах, которые организовывает Госкино? 

— Это выше моих сил [улыбаясь]. Лучше направлю усилия на менее предсказуемые варианты поиска денег для нового фильма, нежели на какие-то питчинги. Мне нравится, когда есть какая-то интрига. К тому же для меня более понятна схема, когда несколько человек на простом языке обсуждают фильм, в результате чего появляются средства на его финансирование.

Мне не нужны большие бюджеты для своего кино — стремлюсь к праведности и простоте. 

Меня больше ничего не интересует.

— Может ли сегодня в Украине кинорежиссер жить только за счет дохода от снятых им фильмов?

— Думаю, да. Я так живу. Меня больше ничего не кормит.

— Как можете охарактеризовать нынешнее положение дел в украинском кинематографе вообще?

— Не могу ничего сказать. Стою особняком.

— Вы сняли более десяти фильмов. При этом у вас нет специального кинематографического образования. Насколько лично для вас важно иметь за плечами киношколу?

— Режиссура — исключительно практическая область. Ведь один день, проведенный на съемочной площадке, дает намного больше, чем один день в институте. Желание разобраться во всем самостоятельно намного важнее традиционного образования.

— Интересно, вы следите за внешним миром? За политикой? За тем, что происходит в обществе?

— Мой подход ко всему этому абсолютно философский. Я воспринимаю все окружающее как калейдоскоп иллюзий. Не могу сказать, что мне это не интересно. Это просто не мое.

— А что вас впечатлило из текущего кинорепертуара, просмотренного за последнее время?

— Ничего круче «Фауста» Александра Сокурова я не  видел!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно