Александр Мардань: «Театру не стоит соревноваться с цирком…»

8 октября, 2010, 14:11 Распечатать

Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» оттрубил первую «пятилетку». За это время удалось расширить круг творческих участников...

Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» оттрубил первую «пятилетку». За это время удалось расширить круг творческих участников. И, судя по всему, одесситы умело отформатировали работу с меценатами и с местной властью. Один из вдохновителей форума — известный драматург Александр Мардань (его пьесы идут в 12-ти странах мира — всего около 90 спектаклей).

В интервью «ЗН» г-н Мардань заметил, что украинское фестивальное движение нуждается в главном поощрительном «факторе» — внимании… Как со стороны государства, так и со стороны серьезных профессионалов.

— Уже пять лет вы курируете этот одесский фестиваль. Чего больше появилось за эти годы — трудностей в вопросах организации? Или все-таки опыт и практика сделали дело и фестиваль катится по утрамбованной дороге?

— Пять лет назад я пришел с идеей организации фестиваля к директору Одесского русского — сегодня уже академического — театра Александру Копайгоре. И все эти годы воплощаем идею в жизнь. К счастью, фестиваль нужен. И с каждым годом растет не только число спектаклей, участников, но и спонсоров. В этом году на фестивале было представлено восемь стран. Концепция очевидна — дать возможность жителям Одессы хотя бы неделю дышать свежим театральным воздухом…

— Дышат?

— Да, идея себя оправдывает. Нашей особенностью является и то, что из 16 показанных на фестивале спектаклей 10 можно было увидеть бесплатно.

— Что бы вы посоветовали, уже как театральный менеджер, тем инициативным товарищам, которые также на зло «попсе» хотят развивать театральные инициативы?

— Главная сложность, как и в любом начинании, естественно, средства, финансирование. К сожалению, власть имущие равнодушны к формуле «Чем больше зрителей в зале, тем меньше заключенных в тюрьмах». И не спешат закладывать в городские и областные бюджеты строчки о финансировании подобных мероприятий…

Но если фестиваль уже появился, как это случилось в Одессе, то игнорировать его существование у городских и областных властей не получается. И определенная помощь начинает поступать…

Если финансовая проблема решена, то успех зависит уже исключительно от театрального вкуса организаторов. И еще — от правильно выбранного времени проведения мероприятия.

— В Украине — формально — много театральных смотров…

— Количество фестивалей растет… Кризис не убил это направление. Фестивальное движение стало сегодня реальной альтернативой гастрольной деятельности.

— А какие события из недавних «Встреч в Одессе» лично вы выделите?

— Понравились все спектакли. Особо хочется отметить коллективы русских театров из Еревана, Тбилиси, Вильнюса. Порадовали спектаклем «Верочка» по рассказам Чехова артисты русского театра из Якутска, спектаклем по пьесе М.МакДонаха «Калека с Инишмана» — актеры пермского театра «У моста» под руководством Сергея Федотова, который подтвердил звание лауреата «Золотой маски» 2010 года.

— Допустим, Минкульт предлагает вам порулить большим международным фестивалем в Украине (наподобие чеховского в России). Допустим...

— Полагаю, есть более достойные кандидатуры для того, чтобы возглавить подобный фестиваль…

— И все-таки, какие главные условия (претензии, пожелания) вы бы выдвинули в этом случае? И вообще реален ли у нас такой фестиваль? Или Украина может запросто обойтись тем, чем десятки лет обходится — сомнительным развлекательным продуктом?

— Вы без меня прекрасно знаете, что в Украине нет ни одного общенационального театрального фестиваля. Есть много региональных. Но они не заменяют всеукраинского театрального смотра, аналога российской «Золотой маски».

Главное условие, которое, очевидно, выдвинет возможный руководитель такого фестиваля, это достойный бюджет и внимание… В том числе и к тому, чтобы средства, выделенные на фестиваль, не потерялись по дороге.

Но это лишь часть «внимания»…

Вот скажите, на каких драматических спектаклях были в последние годы замечены руководители нашего государства?

— Скажу. Названия «спектаклей» — в телепрограмме: «Большая политика» у Хорошковского и «Шустер live» у Ахметова.

— Если без шуток, то, кстати, руководители Российской Федерации часто бывают не только на футбольных и концертных мероприятиях, но и в известных драматических театрах. К слову, вспомнилось, что одним из пунктов инструкции царским губернаторам была запись о том, что они не реже одного раза в месяц должны посещать спектакли губернского театра!

Не тратя ни одной копейки бюджетных денег, наши лидеры могут сделать много для театра, посещая его хоть изредка. Может быть, это и станет началом завоевания украинским театром достойного места в мировом театральном пространстве?

— С февраля этого года вы курируете в Украине довольно известный международный проект «Новые пьесы из Европы». Отсюда коварство вопроса: какими пьесами может порадовать искушенную Европу наша драматургия? Там есть к нам интерес?

— Этот фестиваль, основанный в 1992-м в Бонне, приобретя известность как «Бонн биеннале», сегодня является самым большим фестивалем современной драматургии. В последние годы форум проходит в Висбадене.

В задачу куратора входит представлять свою страну. И рекомендовать руководству фестиваля для приглашения в Висбаден новые спектакли по современным пьесам, а также режиссеров и драматургов для участия в семинарах.

К сожалению, за все годы Украина на этом фестивале была представлена лишь один раз: спектаклем театра им. Леси Украинки «Солдатики» по пьесе Владимира Жеребцова в постановке Кирилла Кашликова.

Увы, мы не можем похвастаться именами, сопоставимыми с Мартином МакДонахом или Эриком Эммануэлем Шмидтом, пьесы которых идут по всему миру. Тем не менее, пьесы Марии Ладо, Анатолия Крыма, Юрия Рыбчинского, Игоря Афанасьева с успехом идут как в Украине, так и далеко за ее пределами.

Что касается моих произведений, то недавно состоялись премьеры в Ереване, Минске и Кишиневе. Несколько лет в Иерусалиме идет спектакль по пьесе «Лист ожидания» в театре Семена Злотникова «Ковчег». В Бургасе и Софии на болгарском языке представлена пьеса «Дочки-матери». В конце сентября в городе Рымнику-Вылча в Румынии состоялась премьера «Американской рулетки» на румынском языке. Полагаю, у современной украинской драматургии все впереди…

— И какие постановки вы могли бы назвать эталонными в плане оригинальности режиссерского прочтения ваших текстов?

— Субъективное мнение: эталонов в искусстве не существует. Иначе художник — не важно, пишет он словами или красками — в лучшем случае превратился бы в ремесленника, а в худшем — в рабочего на конвейере.

Мне особенно нравятся «Лист ожидания» в постановке Иосифа Райхельгауза в Одессе и Андрея Максимова в театре имени Маяковского в Москве, а также «Антракт» в постановке Бориса Мильграма в Перми и Сергея Бойко в Киевском театре на Подоле. Еще отметил бы постановку «Последнего героя» в театре имени В.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге и «Кошки-мышки» в постановке Александра Григоряна в Ереване. И конечно же — «Очередь» и «Последний герой» Дмитрия Богомазова в Киевском театре на Левом берегу.

— Вы немало смотрите за рубежом. Какие «модные» веяния в современном театре улавливаете? И чем уже пресыщен зритель?

— На последнем Висбаденском фестивале посмотрел 21 спектакль… Могу поделиться наблюдениями. Все эти спектакли — независимо от того, длились они час или три с половиной часа — шли без антракта. Во многих постановках диалоги, судя по всему, теперь выполняют роль эдакой «связки» между длинными монологами героев. Заметно больше пластики и музыки. Наверное, это связано с тем, что доверие к слову — спасибо политикам и рекламе — продолжает падать?

Кто-то в шутку предложил назвать этот фестиваль именем Треплева, наверное, по интенсивности поиска новых форм сценического безобразия.

— Но это давно творится. Последний чеховский фестиваль в Москве попросту вытер «подошвы» о пьесы Антона Павловича, оставив от них порою лишь ошметки великих смыслов.

— Просто современной режиссуре, как мне видится, надоело раскрывать замысел автора. И режиссура с большим успехом самовыражается. В этом смысле классики удобнее. А из современных авторов лучше ставить тех, кому трудно добраться на премьеру, — меньше конфликтов и объяснений. Режиссеры теснят авторов. Продюсеры теснят режиссеров. А маркетологи — продюсеров. Наверное, поэтому все меньше театра психологического, все больше — дизайнерского?

Вы спросили, чем пресыщен зритель? Наверное театром, который старается его удивить, шокировать. Как ни странно, скучают по театру, способному растрогать, заставить сопереживать, задуматься. Ведь начав думать, часто меняем свою жизнь...

Вот чем сегодня можно удивить театралов? На мой взгляд, удивлять лучше получается у цирка, чем у театра. Может, и не стоит с ним в этом соревноваться?

— Избитая тема интервью — театр и государство. В каких отношениях они все-таки должны сосуществовать? Конфликтных? Семейных? Что думаете о будущем репертуарного театра в Украине?

— На мой взгляд, репертуарный театр не только неотъемлемая часть постсоветской культуры, но и государственный институт. Такой же, как начальная школа, милиция, прокуратура. И заботиться о нем государство обязано не менее, чем о других своих структурах.

Пусть простит нас поэт
Евгений Евтушенко, но и в России, и в Украине «театр — больше, чем театр». Это храм светской религии, извините за оксюморон, из которого каждый зритель, как и после посещения храма Божьего, должен выйти чуть лучше, чем он туда зашел.

— Нет ли парадокса в том, что из года в год специальные вузы поставляют на «рынок» сотни режиссеров, актеров, а открытий — флагманов сценического процесса — нет. Проблема в замшелой театральной школе? Или в «текущем моменте», когда молодые творцы попросту никому не нужны?

— Так и хочется сказать: «Надо в консерватории что-то подправить». А если серьезно, то с одной стороны, как всегда, виноват текущий момент, а с другой…

Один из китайских лидеров на вопрос французской журналистки: «Как вы оцениваете значение Великой французской революции?» — ответил, что прошло слишком мало времени, чтобы давать оценки. Надо ждать. Жизнь подскажет... Таланты себя проявят.

— Табаков строит театр-супермаркет. Додин обустраивает серьезный европейский театр. Наш Ступка стремится к сценической полифонии (в стилях и направлениях). В этом радужном контексте Одесса выглядит захудалой провинцией! Сто лет не слышно о ярких премьерах, о самобытных режиссерах. А афиши ваших местных театров просто шокируют пошлостью. Опровергнете или согласитесь?..

— Перефразировав одного российского государственного деятеля, можно сказать, что театральная Одесса — «сосредотачивается». Одной из целей организации международного фестиваля в Одессе и было изменение сложившейся в городе театральной ситуации. И она меняется. В последние годы у нас появился «Театр на Нежинской». Есть «Театр на Чайной», «Театр одесского разлива «Ланжеронъ». Активно работают многие театральные студии и молодежные коллективы.

Серьезные изменения в ближайшее время должны произойти в Одесском молодежном драматическом театре (бывшем ТЮЗе). Кажется, у руководства области наконец дошли руки до капитального ремонта помещения театра, находящегося в квартале от Дерибасовской.

Театрам в Одессе, как, впрочем, и всем остальным, всегда не хватало двух вещей…

— Интересно, каких?

— Как всегда — денег и внимания. Что касается внимания, то городу хронически не хватает еще и хороших режиссеров. В свое время Одесса отправила десятки талантливых людей служить искусству в столицах. Только в Москве почти десяток театров возглавляют выходцы из Южной Пальмиры: Губенко, Райхельгауз, Левитин, Розовский, Погребничко. Этот список можно продолжать. В Перми культурой края заведует одессит Борис Мильграм.

Одесситы руководят театрами на Крайнем Севере и Дальнем Востоке России. А в самой Одессе спектакли часто ставят приезжие режиссеры. Для того, чтобы они стали «одесситами», руководители области и города должны интересоваться театром не только как зданием, но и как процессом, в этом здании происходящим. Тогда появятся условия для привлечения в Одессу талантливых людей, способных не только «взбодрить» театральный дух, но и попытаться сделать Одессу театральной столицей Украины…

Простите, но это уже разговор о деньгах, которых, как и внимания, нашему театру всегда недостает…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно