АЛЕКСАНДР БЫСТРУШКИН: «КУЛЬТУРА — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВОПРОС СОВЕСТИ»

Поделиться
День Киева — уже давно не просто событие, а явление. В эти последние майские дни, именинные для Киева, работников столичной культурной нивы можно считать ближайшими родственниками именинника...

День Киева — уже давно не просто событие, а явление. В эти последние майские дни, именинные для Киева, работников столичной культурной нивы можно считать ближайшими родственниками именинника. Поскольку именно им приходится чуть ли не больше всех работать, чтобы праздник был веселым, интересным, щедрым, искренним...

У Александра Быструшкина своя точка зрения на место культуры в нашей жизни. Ведь он возглавляет Главное управление культуры, искусств и охраны культурного наследия Киевской городской государственной администрации.

Духовности не может быть слишком много

Культура не имеет материальной единицы измерения. Как тогда оценить эффективность работы тех, кто трудится в этой сфере?

— Действительно, единицы измерения, конечно, нет. Но вообще, если идти от определения, что такое культура, я сделал для себя удивительнейшее открытие. Заглянув в словарь, первым в определении этого понятия обнаружим следующее: культура — деятельность людей по обработке земли. Согласитесь, это все же глубоко символично — значит, культура ведет начало от земли, то есть мы врастаем корнями глубоко в землю, стоим на ней и тянемся духовно аж туда, к небесам. Поэтому в любой аудитории я всегда утверждаю, что культура имеет отношение ко всему.

Мы можем много говорить о выдающихся достижениях украинской профессиональной культуры, бриллиантах народного творчества, народного искусства. У нас есть уникальные коллективы — и любительские, самодеятельные, и достигшие высочайшего уровня мастерства.

А что же в человеческой массе — какая культура, уровень духовности? Здесь мы, к величайшему сожалению, еще только подтягиваемся к современному уровню цивилизации. К сожалению, за последние годы мы несколько сдали позиции «культурной интервенции», и уровень культуры общества в целом снизился. Но я не согласен с теми, кто усматривает причину в непростой экономической ситуации. Это не объяснение, а оправдание — бездеятельности или недостаточной работы души. Да, многим приходится прежде всего думать о хлебе насущном, а потом уж о духовном. Однако нормальный человек со временем обязательно почувствует, что ему не хватает искусства, как воздуха. Даже если это будет не серьезный оперный спектакль, а праздник на площади. И именно мы, работники сферы культуры, должны помочь человеку найти желаемое.

Особенно жаль, что почти перестали работать объединения по интересам — подростковые клубы, секции или центры, мало тематических мероприятий проводят библиотеки, поскольку и сами переживают не лучшие времена — значительно меньше стало читателей. Сейчас пытаемся это компенсировать, организовывая такие мероприятия, приобщая учеников или студентов к посещению музеев, театров, детских кинотеатров, даже по льготным ценам, только бы смотрели, интересовались. Я убежден: именно здесь не нужно бояться переборщить. Это как раз тот случай, когда слишком — это хорошо. Духовность подобна небесному куполу: будто приближаешься к своду, а он поднимается все выше и выше. И именно этот процесс роста и является главным результатом.

— В советские времена было известно такое выражение «по остаточному принципу» — о финансировании гуманитарной сферы. Актуально ли оно сейчас?

К величайшему сожалению, да. Люди, обладающие сейчас всеми правами, полномочиями и обязанностью перед государством заботиться о его завтрашнем дне, делают это, мягко говоря, не очень хорошо. На самом деле не просто все осталось «по остаточному принципу» — нет, стало намного хуже. В советские времена у чиновников была установка — обязательно отчитываться, что делается, как тогда называлось, в сфере соцкультбыта. Имелись в виду образование, медицина, культура и спорт. И это держало гуманитарную основу государства. А в наши времена у многих высоких должностных лиц выражения «гуманитарная сфера» даже в лексиконе нет. Это удивительный парадокс: в советские времена ради отчета, потому что было такое задание, для культуры делалось больше, чем теперь «по идейным соображениям»!

Перемены произойдут только тогда, когда человек эту ответственность осознает, а не будет воспринимать как навязанную свыше. Настоящий патриот, тем более государственное должностное лицо, должен понимать: не готовя гражданина нашего государства как культурную, интеллектуальную личность, мы преступно «стреляем» в завтрашний и послезавтрашний день нашего общества.

Мне нравится капиталистический мир в плане культуры тем, что работают там даже не на сегодня, а на 5—10 лет вперед, поскольку стоят на том, что уже сделано предшественниками. У них давно решен вопрос со спонсорством и благотворительностью, есть соответствующий уровень отношения государства, благоприятная законодательная база. Они имеют не те несколько процентов, которые нам Верховная Рада позволяет сейчас прибавлять за благотворительность, — там действительно серьезные средства можно вкладывать в спорт, науку, культуру, и спонсоры знают, что эти суммы у них будут сняты с налогообложения, так как они фактически берут на себя функциональные обязанности государства. То, что не дорабатывает государство, берет на себя благотворитель, значит, государство должно за это дать ему льготы, поскольку они вместе выполняют общую работу, заботясь о гуманитарной сфере.

У нас же, сколько бы мы об этом ни говорили, проблема остается. Кому-то, видишь, кажется, что если дать 10 или 15% льгот за благотворительность, то начнутся злоупотребления. Ну, во-первых, пусть бросит в меня камень тот, кто утверждает, что этих злоупотреблений нет сейчас. Во-вторых, чего здесь бояться? Что кто-то будет «отмывать» деньги? Да пусть здесь отмывают! Если это идет в культуру, то хотя бы в космосе когда-нибудь отмолятся их грехи. Ей-богу, лучше сюда, чем в казино. Хоть из тени что-то выйдет и пойдет официальным путем.

Так же, как нормальная законодательная база, а может, даже больше необходима культуре — совесть. Когда-то я прочитал в одной из российских газет о бизнесмене из глубинки, который содержит симфонический оркестр. Этот бизнесмен смотрит в будущее, думает, что завтра будет с его сыном и внуком. Ведь зло, если ему не противопоставить добро, духовность, культуру, церковь, догонит их, где бы они ни спрятались.

— У нас нет таких бизнесменов, которые бы взяли на содержание симфонический оркестр?

Нет. И это печально и симптоматично. Деньги есть, а желания нет. Только Виктор Пинчук может себе позволить привезти сюда премьеру Ленкома, пригласить Владимира Спивакова со всеми его программами... Это влияет, это незаурядное событие для нашей культуры, но этого мало. Если бы рядом с ним были другие, хотя бы с десяток, и финансировали бы они не заезжие, а уже и свои коллективы! Хорошо, что банк «Надра» поддержал театр Ивана Франко, хорошо, что банк «Аваль» как-то содействует, но этого мало. Вспомните, сколько у нас банков или финансово-промышленных групп. Кто может сказать «У меня есть свой оркестр»?

— А вы пробовали к этому призывать кого-то конкретно?

— Бесполезно. Они не слышат. Они заняты политикой или накоплением денег и не понимают того, что в этой погоне теряется самое главное — развитие духовности государства, гражданами которого они являются.

Это опять же к вопросу, чем измеряется культура. Пониманием ситуации, существующей в государстве, пониманием того, что мы не имеем права терять поколение за поколением. Что бы там ни говорили, но мы и по сей день не определились, что же мы строим. Живем по чрезвычайно прагматическим меркам.

В этой связи меня очень беспокоит то, что постепенно сдает позиции наше общенациональное радио, то, что называют проводным вещанием. Понимаю, после этих слов кто-то чуть ли не начнет тыкать в меня пальцем, считая безнадежно отсталым, но, подчеркиваю, — да, то самое радио, которое звучит из приемника на стене. Его, к сожалению, слушают все меньше, да и вещает оно все меньше, отдавая свое время в аренду, а я глубоко убежден, что государство от этого очень много теряет. Поскольку это сейчас самое ценное, что имеется из доступных средств массовой информации. У многих людей нет возможности купить книгу, иногда даже ежедневно читать газету. Зато приемник на стене есть почти у всех. И он по своей направленности хоть немного противостоит в просветительском, культурном смысле тем страшным эфэмовским станциям, откуда выливаются мегатонны бескультурья, а то и антикультуры, навязывается обществу сленг, граничащий с бандитским жаргоном, на котором уже разговаривает почти вся молодежь.

И потому национальное радио, его программа «Промінь» и другие остаются хоть каким-то островком свободы от безвкусицы, лучом культуры в нашем эфирном царстве. Именно здесь можно услышать классику, хорошие народные песни, просветительские программы, литературные, театральные... В последнее время я взялся за возвращение такого популярного раньше цикла, как «Театр перед микрофоном», и сейчас мы записываем «Гамлета». Юрий Андрухович сделал хороший перевод Шекспира на украинский, а мысли и философские идеи, заложенные в сюжете, вечны и актуальны даже для далекого села.

Формировать через культуру духовную личность, чувство национального достоинства должно и наше телевидение. А какие там программы или клипы — это тема отдельного разговора. Гастрольная деятельность — тоже огромная составляющая нашей культуры. Как можно отдавать украинское культурное пространство, нашего зрителя одной и той же кучке людей? И при этом их поддерживают финансово как раз внутри нашего государства. Тарас Петриненко не может найти спонсора, кроме киевского городского головы, а «бедные» российские звезды должны быть обласканы украинскими меценатами... А ведь многие из них выступают на наших сценах с откровенным пренебрежением к нашему государству!

У столицы — особое измерение

— Заниматься культурой в столице едва ли не труднее всего — вы в «зоне особого внимания». Какие это накладывает особенности на вашу работу? Как отличается бюджет культуры в Киеве?

Откровенно, но без чрезмерного восхваления замечу, что в столице картина более отрадная, чем в общем по стране.

Особенно приятно, что запросы нашего управления и отношение к вопросам культуры со стороны руководства города гармонизируются. Что бы мы ни делали, с какими бы идеями ни выходили работники «культурного фронта» — результата не будет, если нет понимания, что просишь и требуешь не для себя. Нам же, к счастью, не приходится стучаться в закрытую дверь. Мэру города Александру Александровичу Омельченко вообще ничего не нужно дополнительно аргументировать — для него эти вопросы так же важны, как и экономические.

Сильной подъемной волной стал для нашей сферы тот факт, что прошлый год был объявлен Годом культуры в Украине. Во исполнение соответствующего указа Президента в Киеве принята городская комплексная программа «Столичная культура и искусство на 2003—2005 годы». Как раз в рамках этой программы на содержание и развитие отрасли (с учетом районных заведений культуры) в 2004 году выделено из бюджета 96,1 млн. грн., что на 29% (то есть почти на треть!) больше, чем в прошлом году. Полагаю, это самая значительная сумма в государстве из местных бюджетов, выделенная на культуру.

Потому средства казны дают нам возможность сохранять существующую сеть учреждений культуры и искусств, а также планомерно ее реформировать.

В определенной мере обеспечивают выделенные средства и зарплату. Хотя что говорить — она в культуре еще остается самой маленькой (340 грн.) даже при том, что средняя зарплата киевлянина — самая высокая в Украине. Отрадно, что никакой задолженности в этом смысле у города нет. Максимальные зарплаты у нас имеются в театрах, хоровых коллективах. Но при этом имеются и минимальные — у библиотекарей и сотрудников музеев.

Но решать вопрос престижа этих профессий, их поддержки следовало бы все-таки на государственном уровне. Имею в виду необходимость закона о налогообложении неприбыльных, но социально значимых учреждений и заведений. Дайте библиотеке возможность дополнительно зарабатывать и не облагайте налогами ту гривню-две, которые она получает при этом. То ли они поставят ксерокс, то ли внедрят другие дополнительные услуги, которые не запрещены, — пусть оставят средства себе на развитие. Почему мы так порываемся отсечь у них эти копейки? Почему, опять-таки, облагаются налогами трансфертные перечисления театрам? Театры тоже являются неприбыльными организациями — каким бы ни был популярным спектакль, но это не нефтяная скважина, он не будет давать сверхприбыли. В США нет государственных театров, они либо частные, либо работают на контрактной основе. Но у них имеется федеральный бюджет, региональный бюджет и спонсорская поддержка — три кита, на которых держатся все театры.

Поэтому когда мы своим театрам даем трансферты, а они снова облагаются налогом, то государство играет в поддавки через тот же городской бюджет. Одной рукой мы даем театру, например, трансферт в 100 тысяч, а второй тут же отнимаем 45—46 тыс. в виде налогообложения. Какая же это поддержка? Грустно.

— А есть театры, которые сами зарабатывают?

— Да, у нас работают уже на прибыль Театр драмы и комедии, Молодой театр. По сути, какой это доход? Вот мы поставили прогнозные показатели, например, Театру драмы и комедии, что они могут заработать миллион собственными силами, а они за год заработали 1 млн. 200 тысяч. Подчеркиваю — заработали! И это при том, что у нас нет таких цен на билеты, как в Москве. Правильно сказал руководитель театра «Сузір’я» Алексей Кужельный — теми трансфертами, которые предоставляются театрам, городские власти поддерживают киевлянина, а не театр. Мы даем человеку возможность пойти на спектакль за 15—20—30 грн., а не за 70 или 100. То есть делаем это искусство доступным. Фактически идет дотация людям. Так же, кстати, как и на концерты отечественных артистов в Национальном дворце «Украина». Хочу отметить, что недавно еще нескольким столичным театрам присвоен статус академических, и киевский городской голова принял решение дополнительно выделить в этом году на поддержку таких театров 3 млн. 200 тыс. грн.

Но имеется и другой аспект этого дела: когда дает концерт капелла Ревуцкого или камерные хоры «Хрещатик» либо «Київ», мне жаль, что мы не можем обеспечить надлежащей рекламы. У нас нет таких средств, которых требует сегодня рекламный бизнес. А заезжие гастролеры могут это себе позволить.

Праздник, который каждый год с нами

— Давайте вернемся к главному празднику столицы — Дню Киева. Мне порой (полагаю, не мне одной) друзья из других городов говорят: мы завидуем киевлянам еще и потому, что у вас такие прекрасные праздники...

Что ж, это приятно. В самом деле, киевские праздники — особая традиция.

Должен признаться, что больше всего лично я люблю именно День Киева. Хотя, быть может, должен был бы почитать Новый год (мой день рождения), но радости, энергетического заряда, подъема — хотя и вместе с большой работой — больше всего получаю именно в эти майские дни. День столицы начали отмечать еще до моего прихода на должность руководителя управления культуры, но через несколько лет будто начал как-то угасать, походить на формальное мероприятие. И когда мы 10 лет назад принялись его снова раскручивать на серьезном уровне, нас не понимали и не верили в успех. Говорили — зачем вы это затеваете? Людям есть нечего, а вы с этими праздниками... Думаете, кто-то к вам придет? А получилось так, что День Киева стал общенародным праздником. Люди готовятся к нему заранее, у меня уже в конце зимы стол завален предложениями, все хотят быть в празднике. Многие едут к нам из регионов: Донецк, Ивано-Франковск, Чернигов, Житомир, Луганск — хотят показать Киеву свои коллективы. Знаете, это на самом деле поднимает статус и роль столицы — ведь она призвана помогать, поддерживать, собирать вместе регионы.

— Какой «изюминкой» будут обозначены нынешние именины столицы?

— У нас, как известно, много традиционных мероприятий, и надеюсь, что все будут интересными. А из новых — возвращаем Киеву одного из его создателей, человека, приложившего немало труда и таланта, чтобы наш город получил столь неповторимый облик: в Пассаже будет открыт памятник известному архитектору Владиславу Городецкому.

Возле главного здания Государственного комитета погранвойск откроется памятный знак пограничникам.

Недавно на Липках распахнул двери новый театр, созданный из курса Николая Рушковского, на Печерске — новая библиотека.

Два мероприятия, которые в рамках Дня Киева состоятся впервые, мы включили в программу после того, как они получили большой резонанс во время празднования Дня независимости. Это фестиваль-конкурс «Киевский вальс», к участию в котором приглашаются все желающие, и спортивно-концертно-развлекательная программа, подготовленная олимпийской чемпионкой Лилией Подкопаевой.

А еще нынешний День Киева озарен и Шевченковским ореолом, ведь в этом году мы отмечаем 190-ю годовщину со дня рождения Тараса Григорьевича, в мае, как известно, его тело было перезахоронено в Украине. Наконец завершено восстановление Тарасовой церкви — церкви Рождества Христова на Подоле, в которой отпевали поэта. Она немного смещена в сторону от той красной линии, где стояла раньше, но восстановлена аутентично, такой, какой провожала Шевченко в последний путь. И именно в день возвращения тела Тараса на родную землю, 21 мая, состоялась торжественная поминальная служба, мы открыли там мемориальную доску. Музей Тараса Шевченко разрешил снять копию с посмертной маски поэта, и она установлена там же, в церкви, на возвышении, где стоял гроб. Полагаю, отныне храм закономерно станет местом паломничества для многих украинцев со всех концов света.

С марта, от дня рождения Шевченко продолжается также фестиваль-конкурс «Поэтическая весна», который мы проводим вместе с Киевским союзом писателей и который завершится во время Дня Киева.

Вообще же в течение 2003 года было проведено 102 государственных праздника и художественных мероприятий только городского масштаба. Всего же в районах города таких мероприятий было более 320. Новогодние и Рождественские праздники, День Киева, художественные мероприятия ко Дню Победы, Дню независимости Украины являются, без преувеличения, всенародными. Поскольку дворец «Украина» не может удовлетворить желания всех киевлян встретиться с известными украинскими артистами, на праздники мы приглашаем их на Майдан Незалежности, под Арку воссоединения, на Певческое поле. Приглашают районы на свои центральные площадки, чтобы увидеть и услышать народных любимцев Ивана Поповича, Аллу Кудлай, Лилию Сандулесу, ансамбли Вирского и Веревки. Хорошо, что их знают в мире, но они хотят услышать аплодисменты, слова поддержки на родном языке, это дыхание нашего украинского зрителя. Поэтому мы и способствуем этому. Это неоценимые вещи — считаю, что таким образом не только интересно проходит досуг людей, но и формируется чувство патриотизма.

В этом году мы намерены также положить начало новому празднику — Днепра-реки. Это еще один чисто киевский праздник, который предложила депутат Киевсовета Ольга Арканова. Такое уникальное творение природы, как Днепр, заслуживает нашего уважения. Почему где-то в небольшом немецком городке Трире может быть праздник реки Мозель, а Днепр, объединяющий и столько государств, и регионов, и народов, несправедливо обойден. Поэтому праздник Днепра в Киеве — это должно быть еще одно небольшое чудо. Ведь тут можно не только праздновать, но и говорить о вещах серьезных — экологии, защите Днепра, помощи реке, ее перспективах.

Но ни один праздник не должен быть ради праздника. И я счастлив, что у нас он — для людей. Праздник тогда имеет смысл, если находит отклик в человеческих душах. Если те, ради кого он делается, — не просто зрители, пассивные потребители этого зрелища, а участники. Когда актер выходит на сцену и не может увлечь зал своей энергетикой, силой актерского таланта, своей убедительностью в образе, сделать его соучастником этого действа, тогда нет искусства. Киевляне стали полноправными соучастниками Дня Киева, и потому это в самом деле художественное, социальное, патриотическое явление.

В конце концов, это еще одно свидетельство того, что мы действительно европейская столица достойного, цивилизованного, культурного государства. Я хочу, чтобы вопрос неполноценности навсегда был вычеркнут из сознания украинца, и не только украинца. То ли ты россиянин, то ли поляк, цыган, болгарин — но если ты гражданин Украины, тем более житель столицы, то должен чувствовать себя равным любому гражданину любой другой столицы. Так мы ныне и выстраиваем политику нашего города: равноправное партнерство, без всяких младших, двоюродных, в третьем колене...

Кстати (может, еще и рановато об этом говорить — но ведь событие!), я уже с нетерпением жду следующего мая. Победа нашей певицы Русланы в конкурсе Евровидения еще раз подтвердила: можем, умеем, талантливый народ. Придется, конечно, поднапрячься, чтобы достойно принять участников следующего конкурса в Киеве, но, ей-богу, ради этого, ради такого утверждения государства никаких усилий не жаль.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме