АКТЕРОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ…

Поделиться
В кои-то веки об актерском образовании заговорили на первых страницах газет. Можно было бы и порадоваться за интерес к любимому делу, если не знать, что замешан он на ситуации откровенно скандальной...

В кои-то веки об актерском образовании заговорили на первых страницах газет. Можно было бы и порадоваться за интерес к любимому делу, если не знать, что замешан он на ситуации откровенно скандальной. Возникла она в связи с деятельностью широко разрекламированной в Киеве так называемой «школы актерского мастерства…», далее следует фамилия одной известной киноактрисы. Школе предъявлены претензии за невыполненные обещания по обучению собственно у самой актрисы, с последующим затем участием в съемках сериалов и рекламы. Поверившие в обещания деньги уплатили, и притом весьма немалые (схема их вытягивания изложена в подробностях), но никто из них так и не приступил к участию в каких-либо съемках. Сама же известная актриса занятия проводила от силы несколько раз.

Не в моей компетенции заниматься расследованием подробностей этого скандала. Для этого есть люди другой профессии. Для меня же очевидно, что речь идет о появлении «кидал» и сооружении очередного «лохотрона» (да простятся мне жаргонные словечки) на сей раз на территории, отведенной под актерское образование. Надо отдать должное его проектировщикам: строительство велось с тонким учетом психологии и знанием потребностей будущих клиентов.

Действительно, на актерское образование всегда был повышенный спрос. Ни для кого не секрет, что самые большие конкурсы всегда были именно в театральные вузы. Количество претендентов на одно место актерского отделения здесь всегда измерялось двузначной цифрой. Кардинальные изменения, которые коснулись едва ли не всех сфер нашей жизни за последние полтора десятилетия, разве что увеличили эту цифру. Говорю это по опыту нашего Киевского государственного института театрального искусства им.И.Карпенко-Карого. Связываю с тем, что после обретения Украиной независимости ряды абитуриентов пополнили те, кто в прежние годы ориентировались на вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Актерским отделением нашего института ежегодно интересуется порядка шестисот человек. Принимаем же мы на бюджетную (за государственный счет) форму обучения примерно тридцать юношей и девушек. Правда, в последние годы к ним присоединяются также и обучающиеся на контрактной (платной) основе. Это еще человек 10—15. Несложно подсчитать, сколько абитуриентов остается в остатке. И ведь каждый из них жаждет актерской славы, каждому хочется стать знаменитым и всеми любимым. Масмедийный подогрев этого желания демонстрацией превращения людей с улицы в едва ли не главных героев страны, лишь распаляет амбиции молодежи. В этих условиях спрос на актерское образование резко возрастает. Таким образом возникает реальная предпосылка для запуска лохотрона в действие.

Проектировщики актерских «школ», надо отдать им должное, достаточно активно используют в своей рекламе название основного предмета в театральных школах — «мастерство актера». Само название как бы гарантирует при элементарном прилежании обретение столь желанного умения. Но надежды на это, по правде говоря, совершенно напрасны. Нельзя овладеть мастерством в актерском искусстве не то что за год-два (о шестимесячных курсах вообще говорить не приходится), им нельзя овладеть и за четыре года обучения в самом лучшем из учебных заведений. Это просто ни у кого не получается, поскольку любому искусству нельзя обучиться за считанные годы. Актерское искусство в этом смысле не исключение. Название основного предмета актерских школ отражает не столько его суть, сколько ту конечную цель, к достижению которой должен стремиться ученик в течение своей творческой жизни. Об этом мы на первых же занятиях говорим своим студентам. Поэтому со всей ответственностью могу сказать: обещание научить актерскому мастерству за короткий срок — это надувательство, откровенный обман несведущих.

Не меньший обман заключается и в другом обещании — предоставить опытных преподавателей. Почти тридцать лет профессионально занимаясь сценической педагогикой, знаю, что круг действительно опытных преподавателей достаточно узок. Тот, кто полагает, что достаточно пригласить талантливого актера и он обеспечит должный уровень преподавания, ошибается. Профессии актера и театрального педагога — это разные профессии в силу их совершенно различной направленности.

Основная профессиональная обязанность актера — исполнение ролей в спектаклях и фильмах. В отличие от актера театральный педагог должен создать нечто совершенно иное — неповторимую творческую индивидуальность, готовую к самостоятельному творчеству и саморазвитию. Для профессиональных занятий театральной педагогикой необходимо знать пути и способы постановки сознательной психотехники будущего актера, иными словами, владеть методикой сотворения творческой личности.

Кроме того, специфической особенностью актерской профессии является соединение в одном лице творца и материала творчества. Ведь актер творит из самого себя — из своих эмоций, мыслей, наблюдений, из всего массива жизненного опыта. Поэтому важнейшей составляющей актерского воспитания является целенаправленное формирование объема его личностной содержательности. Это задача большой сложности, людей способных ее выполнить, не так уж и много. Поэтому не будет преувеличением сказать, что талантливый педагог — явление более редкого порядка, чем талантливый актер. Во избежание неверного толкования хотел бы подчеркнуть, что это вовсе не значит, что людям актерской профессии доступ к театральной педагогике закрыт. Нет, речь о другом. А именно: профессиональное воспитание актера требует от людей, пытающихся этим заниматься, совершенно особых умений.

Теперь о еще одном обещании — участие в съемках рекламы. Да, действительно, актеры для заработка занимаются и этим. Дело это не столько творческое, сколько денежное. Так уж сложилось, что один съемочный день в рекламе подчас может дать приработок, равный трехмесячной зарплате в театре. Поэтому отношение к участию в ней за последние лет пять-шесть существенно изменилось. Первоначальное осуждение сменилось пониманием. Но все же реклама — это вынужденный способ поддержания себя на плаву, но не само творческое плавание. В актерском творчестве она занимает даже не второе место, она откровенно вторична.

Это вовсе не значит, что наши проектировщики ошиблись в обещаниях. Нет, они знали кому и что обещать. Для жаждущих быть знаменитыми во что бы то ни стало обещание участвовать в рекламе или сериале, где на тебя смотреть будут ежедневно и по многу раз, конечно же, является прекрасной приманкой. Вот тут-то и наступит, наивно полагают юноши и девушки, настоящее счастье!

Должен их огорчить. Никто из профессионалов театральной педагогики, каким бы авторитетом и опытом он ни обладал, берясь обучать актерской профессии молодого человека, не может ему что-либо гарантировать в будущем. Потому что это будет не просто безответственно. Это будет откровенным враньем. Разве можно что-либо гарантировать до начала учебы, если после самого внимательного вступительного прослушивания и собеседования неизвестными остаются определяющие качества, необходимые для овладения актерской профессией, — трудолюбие и степень обучаемости? У поступившего могут быть роскошные внешние данные, он может быть наделен редкостным обаянием, заразительностью, но при этом быть патологически ленивым человеком, напрочь лишенным волевого начала. Все достоинства в этом случае теряют свое значение. Обнаружить же во время вступительных экзаменов отсутствие воли и трудолюбия до чрезвычайности сложно.

Ну и, наконец, об обещании учиться у знаменитости. По правде говоря, с самого начала рекламной кампании «школы актерского мастерства» присутствие фамилии известной актрисы в этом проекте вызывало недоумение. Круг театральных педагогов не столь уж велик, со многими своими коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга я знаком лично. Известны также имена практически всех известных актеров и режиссеров, занимающихся педагогикой. О нашей же актрисе, как об одной из них, слышать никогда не доводилось. Педагогикой она никогда в Москве не занималась и, кроме участия в ряде популярных фильмов, известна разве что интересом к домашнему консервированию. Только слишком неосведомленные люди могли поверить в то, что она лично будет проводить мастер-классы. Кстати, еще одна пустышка последнего десятилетия — «мастер-классы». Вместо известного и привычного слова «занятие», «урок» для напускания тумана и пущей важности используется заемнозвонкое «мастер-класс». Дескать, не какая-то безвестная бездарность за дело берется, а настоящий мастер своего дела. И покажет он не что-то безликое, а настоящий класс. Однако на поверку зачастую выходит вовсе и не мастер, и совсем уж не класс, а так себе — дешевая пудра для мозгов наивных и доверчивых.

Личный творческий опыт мастера, спору нет, дело большое. Но, во-первых, хорошо бы, чтоб этот опыт был хоть как-то осмыслен, во-вторых, необходимо умение изложить его более или менее последовательно, и,
в-третьих, что, пожалуй, самое существенное, необходимо абсолютно ясное понимание — твой личный творческий опыт, сколь бы объемен он ни был, это всего лишь малая частица тех представлений о профессии, которые накоплены многими поколениями актеров, режиссеров, педагогов.

Что же касается платы за обучение, то здесь-то и произошел главный обман. Потому, как и все предыдущие подобные мероприятия, это, собственно, и было направлено на то, чтобы денег вытянуть побольше. От «принятых» требовали суммы, в два с лишним раза превышающие взносы за учебный год студентов платной формы обучения, допустим, в нашем КГИТИ им.И.Карпенко-Карого. Казалось бы, не так уж далеко мы и находимся, чтоб подойти да разузнать что чего стоит…

Все это я пишу к тому, что рынок актерского образования в последние годы значительно расширился, предложений становится и будет становиться все больше и больше. Появление различных платных школ, обещающих обучить актерской профессии, приобретает некий массовый характер. Поэтому хорошо бы помнить, что ни одна из театральных школ не способна прибавить таланта своим ученикам. Они могут лишь развить то, что дано природой. Каждая из государственных театральных школ страстно желает одного — чтобы в ней учились только талантливые молодые люди. Их талант — залог репутации театральной школы. И если вам раз за разом отказывают в приеме, то, видимо, следует подумать об ошибочности избранной цели и не спешить откликаться на весьма сомнительные предложения, требующие солидной предоплаты. Актерский талант, равно как и актерская судьба, за деньги не покупаются.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме