АХ, «ВЕРНИСАЖ». ОХ, «ВЕРНИСАЖ»

2 февраля, 1996, 00:00 Распечатать

Всеукраинский фестиваль современной украинской песни «Пiсенний вернiсаж» - безусловно, заметное явление в украинской культуре и ежегодная яркая веха в истории ее песенной эстрады...

Всеукраинский фестиваль современной украинской песни «Пiсенний вернiсаж» - безусловно, заметное явление в украинской культуре и ежегодная яркая веха в истории ее песенной эстрады.

Начиная с первого «Вернісажу», я по роду деятельности как администратор, участник и журналист принимал участие в той или иной степени в каждом из них, и поэтому могу смело сказать: каждый фестиваль - это не только праздник, собирающий полные залы, открывающий новые имена и подводящий итоги года. Это всегда такое переплетение страстей, интриг, заслуженных и незаслуженных обид, упреков, сплетен, слухов и недоразумений, что сам Шекспир позавидовал бы. Журналисту в такой ситуации легко попасть впросак, чего очень не хочется.

Стремясь к объективности, я опросил множество участников и неучастников прошедшего с 25-го по 28-е января «Пiсенного вернiсажу-95», причем, большинство из них, на всякий случай, пожелали, чтобы я не называл их фамилий. Что ж, их можно понять, но об этом после...

Начну с того, что как зрелище «Вернісаж-95» безусловно удался: четыре дня «битковых» аншлагов, зрители, стоящие в проходах между рядами, гигантское количество участников - больше сорока выступающих ежедневно, великолепное оформление сцены, свет, море красок, лазерные эффекты, масса хореографических коллективов на подтанцовке, овации благодарных зрителей. На одном из концертов известный композитор и исполнитель Олег Слободенко, глядя из-за кулис на сцену и в зал, взялся за голову: «Это же Сан-Ремо какое-то!»...

«И все же, все же, все же»... Начну с того, что ряд известных исполнителей под благовидными предлогами вежливо отказались от участия. В большинстве случаев причиной отказа была болезнь. В то же время «больные» благополучно тусовались в закулисье «Украины», а неучастие объясняли, в основном, обидами прежних фестивалей, начиная с мелких: от «Диплом дали, а в концерте лауреатов не выпустили», до «Я - народный артист, а со мной до сих пор, как с «шестеркой», обращаются», и так далее и тому подобное. Думаю, после нынешнего фестиваля число обиженных резко возрастет, причем многие из обиженных считают себя пострадавшими за длинный язык. Лауреат первой премии «Славянского базара» Наталия Могилевская не была удостоена лауреатского звания, и сразу вспоминается, что незадолго до этого ее продюсер Юрий Рыбчинский резко выразился о концепции фестиваля. Не ставший лауреатом известный композитор и исполнитель, спел по ТВ ехидную песенку и посвятил ее одному из руководителей «Вернісажу».

С другой стороны, хочу сказать, что все фестивали и конкурсы похожи друг на друга как близнецы-братья - без обид, упреков и прозрачных намеков на «толстые обстоятельства» не обходится нигде. Поэтому самое время оставить в покое обиды и обиженных и обратиться, объективности ради, к людям, стоящим непосредственно у руля «Вернісажу».

Генеральный продюсер ассоциации эстрадных деятелей Украины Игорь Лапинский: «На каждом из фестивалей живо дискутируется финансовая тематика. Дескать, участники, даже именитые, выступают бесплатно, а денежки уплывают неизвестно куда. Так вот, благодаря тому, что участники выступают бесплатно, мы не повышаем цен на билеты, самый дешевый из которых стоит сто тысяч карбованцев. Министерство культуры и искусств выделило на фестиваль «аж» двенадцать миллиардов. Миллиард стоит аренда «Украины». Берем четыре дня концертов, добавляем два дня репетиций - и половины суммы уже нет. Не брать денег за аренду «Украина» не может - иначе не расплатится даже за электричество, которое с учетом эксплуатации мощнейшей звуковой, световой и лазерной аппаратуры, потребляется в немыслимых количествах. Плюс оплата дороги и размещение гостей, плюс оплата аппаратуры, труда режиссеров, художников, балетмейстеров, машинистов сцены. За один только кран для подвешивания телекамеры наша ассоциация выложила полторы тысячи долларов. Да, было несколько спонсоров, взносы каждого из которых составляли по несколько сот долларов. Фирма «Велла Украина», например, помогла с прическами, агентство мод «Экста» - костюмами. Я обзвонил около сорока банков и отовсюду получил отказ».

Не подвергая сомнению ни единого слова Игоря Леонтьевича, не могу не заметить, что дыма без огня не бывает: после того, как отработавшие новогодние елки в «Украине» актеры получили за труды гроши, тема денег не могла не возникнуть. Но оставим проблемы финансовые и обратимся к творческим. Режиссер-постановщик фестиваля, бессменный участник всех «Вернісажiв», заслуженный артист Украины Дмитрий Мухарский: «В этом году конкурсанты отбирались комиссией Министерства культуры и искусств, куда подавали заявки. У меня в кабинете лежит целый мешок с кассетами. Не знаю, как буду возвращать. Очень приятно, что в последние два года расширились рамки концепции фестиваля и наряду с традиционной песней зазвучали новые стили и направления. Появилось много новых имен, обещающих стать новыми звездами нашей эстрады: Лери Винн, Алина Острополец, Наталья Пилипюк, Леся Горовая, Магдалина, группы «Ничлава Блюз», «Скрябин» и многие, многие другие. Были упреки в том, что не всегда совпадали фамилии тех, кто участвовал в концертах, с фамилиями, указанными в афише. Кто-то заболел, кто-то вдруг выехал за границу, кто-то, как «Брати Гадюкіни» и Левко Дурко, попросил оплатить дорогу и проживание, а поскольку министерство выделило деньги достаточно поздно, полной гарантии оплаты мы дать не могли. Это в общем-то обычные для такого масштабного мероприятия вещи. Тем не менее, количество молодых талантливых исполнителей ошеломляет. Их хватило бы на несколько европейских государств. В прошлом году, после того как в минском доме офицеров мы дали концерт с участием лауреатов «Вернісажу», длившийся четыре часа, председатель белорусской ассоциации эстрадных деятелей Виктор Вуячич выразил изумление такому количеству молодых талантов. Когда я сказал, что он видит только десятую часть, только руками развел и сказал, что в Беларуси таких ребят можно по пальцам пересчитать. Конечно, на этом «Вернісажi», как и на всех прошедших, не обошлось без обиженных. Для того чтобы подобное не происходило в дальнейшем, пришло время разработать четкую официальную концепцию фестиваля. Уже на этом фестивале мы решили не стричь всех под одну гребенку и указали в дипломах лауреатов, за что они выданы: Николаю Свидюку за развитие традиционной украинской песни, «Ничлаве Блюз» - за новаторство, юному Жене Москаленко - как надежде фестиваля...» Я не мог спросить, почему диплом не получил Павел Зибров, а услыхав от Дмитрия Александровича, что Зибров выступал как гость фестиваля, спросил, знал ли сам певец, что выступает как гость. «Это то, о чем я говорил. В концепции на следующий год должно быть четко обозначено, кто в каком качестве выходит на сцену. И все-таки, позволю себе подчеркнуть, что праздник удался. Посетивший заключительный концерт Президент поздравил нас с удачей и назвал «Вернісаж» этого года праздником для зрителей и государства. Не сочти за нескромность, но, думаю, он прав»...

Что же по большому счету, так оно и есть. Конечно, о многих внутренних проблемах Дмитрий Александрович как интеллигентный человек промолчал. Что касается вашего покорного слуги, то напоследок не могу не отметить безобразную работу пресс-центра фестиваля. Думаю, деятельность (или, скорее, бездеятельность) пресс-службы спровоцирует у многих моих коллег не одну отрицательную публикацию. А жаль.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно