АХ, ВЕРНИСАЖ, АХ, ВЕРНИСАЖ...

21 апреля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №16, 21 апреля-28 апреля

В первоапрельском номере газеты «Зеркало недели» мы уже рассказывали о картинной галерее «Градобанка» в интервью с ее директором Эдуардом Дымшицем...

В первоапрельском номере газеты «Зеркало недели» мы уже рассказывали о картинной галерее «Градобанка» в интервью с ее директором Эдуардом Дымшицем. Речь шла о выставке галереи в залах Музея украинского национального искусства. Сегодня открыта другая выставка из фондов галереи — в Украинском доме. Представлены работы группы украинских современных художников: Тиберия Сильваши, Марко Гейка, Николая Кривенко, Александра Животкова и Анатолия Криволапа. Группа называется «Живописный Заповедник».

Сложилась группа в 1991 году, в то время, когда в мире происходили явления «инсталляции», «перфомансов», появлялись новые виды искусства, разрушались старые, а пять близких по духу художников, каждый из которых являлся уже вполне сформировавшимся мастером своего дела, существовали где-то рядом, и их произведения представляли собой некое целостное, единое явление, вписывающееся в рамки абстрактного экспрессионизма. Иногда еще их работы характеризуют, как «живописную пластику».

«Нас как бы прижало друг к другу, — говорит Анатолий Криволап, — мы поняли, что являемся единомышленниками. В группе лучше работать: здесь очень быстро развивается любая идея. И второе — качество. Малейшая ошибка замечается другими. И потом: своего рода соперничество, которое позволяет держать уровень».

...Мы стоим перед серией работ Анатолия под названием «Пульсирующие координаты». Речь идет о пульсации человеческой психики в развитии, или запечатлении какого-либо ее одномоментного состояния, и передаче этого зрителю путем подбора определенных цветовых комбинаций, направленных на достижение своего рода гармонии. Гармонии запечатления, переходящей в гармонию изображения, которая должна претвориться в гармонию восприятия. Даже ощущение пространства здесь создается за счет цветовых сочетаний и фактуры, а не за счет иллюзорной перспективы. Цветовые сочетания картины как бы наполняют ее воздухом, дают возможность уходить в глубину. Организация этого пространства и есть организация тех чувств и ощущений, на которых художник строит свою картину.

Искусство такого плана, конечно, требует подготовленного зрителя. Но что такое подготовленный зритель? Им никогда не стать, если не начать смотреть эти картины. «Попробуйте отключить свое «рацио», — советует Криволап. — Попробуйте почувствовать, воспринимать только эмоционально. Мои картины — это в первую очередь мое запечатленное в момент работы состояние. Вы можете его прочесть». А почему бы и нет? Представьте себе, что вы входите по очереди в черную, белую, красную комнаты. Ведь вы по-разному будете чувствовать себя в них. Человеческая психика по-разному реагирует на различные цвета. И вот в картине задается общее локальное пятно. Пусть это будет грусть. «Но ведь даже грустное состояние все равно всегда дополняют какие-то вспышки надежды, либо наоборот, более сильного угнетения, — говорит художник. — Наше состояние никогда не однозначно. Так и в картине по доминирующему цвету прописаны другие, сочетание с которыми меняет его однозначное воздействие».

Цвет и холст — вот тот самодостаточный материал, та доминанта, на которую ориентируется группа. В этом они связаны с живописью прошлых веков. Цвет, организованный в определенные формы и композиции, несет ощущения чистые и вечные, не обязательно отвечающие на конкретно сегодняшний день. Это апелляция к интеллектуальному через эмоциональное. ХХ век породил новое течение в изобразительном искусстве — абстракционизм. Произошел отказ от рисунка и попадание в сферу психологических ощущений. Но ведь еще иконописная живопись со своими законами, с ее четкими цветовыми, психологическими и философскими концепциями использовала цвет как один из основных компонентов. Каждый цвет в иконе не случаен, он что-то значит. Создание определенной цветовой комбинации уводило человека от мира реального, от реального видения и переносило в мир космический, или божественный. Пластика или рисунок являлись просто дополнительным обозначением, весьма условным.

Это четвертая выставка художников в Киеве. У каждого из них были персональные выставки во Франции, Германии, Англии, Дании. В составе коллекции «Градобанка» работы выставлялись в Тулузе (Франция).

«Существует что-то такое и у нас в Украине, какая-то особая энергетическая сфера, особая среда энергетическая, которая рождает художников, людей, пропускающих через себя, через свою душу понимание сущности всего, что происходит с нами в масштабах общества, государства, природы, и потом выражающих это в своих талантливых произведениях в совершенно неожиданных вариантах, — говорит Виктор Жердицкий, председатель правления «Градобанка». — В таких вариантах, которые мы не встретим ни у живописцев, ни у литераторов, ни у поэтов за рубежом. Поэтому мы и стали заниматься созданием галереи. Ведь нормальному банкиру положено не распылять богатства. А наша галерея — это огромное духовное богатство. Жажда приобщения людей к этому бесценному духовному миру — основной стимул нашей деятельности. Наша галерея — не достояние «Градобанка», а достояние нации. Я лично в искусстве нахожу новые эмоции, новые выводы, новые пути мироздания, то есть оно дополняет ежедневную будничную работу и обладает обратным эффектом, который необходим всем нам, потому что в цифрах, в конкретных проектах, в конкретных схемах мы никогда не найдем глобальных новых решений. Такие решения можно найти только в сфере, сопредельной с реальной. Сфера искусства таковой и является».

Я поинтересовалась у Виктора Жердицкого, не продвинулись ли они вперед в получении той необходимой для покупки здания под галерею подписи, отсутствие которой вынуждает «Градобанк» арендовать чужие помещения, чтобы хоть иногда что-то нам с вами показывать. «Я рассчитываю на то, что в каждом человеке есть какое-то духовное начало, — ответил он. — Это духовное начало должно возобладать над его конкретными материальными устремлениями. Я верю, что это духовное начало сыграет свою существенную роль в случае с помещением для нашей картинной галереи».

Один из замечательнейших поэтов нашего времени Андрей Вознесенский сказал: «...в человеческом назначении девяносто процентов добра...»

Хочется верить, что это действительно так. И тогда, пожалуй, у картинной галереи «Градобанка» все-таки будет свое помещение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно