А ВЫ НОКТЮРН СЫГРАТЬ МОГЛИ БЫ?

7 июля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 7 июля-14 июля

Уверена, что подавляющее большинство наших сограждан на этот вопрос даст негативный ответ, хотя значительная часть этого большинства и училась когда-то играть на различных инструментах...

Уверена, что подавляющее большинство наших сограждан на этот вопрос даст негативный ответ, хотя значительная часть этого большинства и училась когда-то играть на различных инструментах. Особенно в пору моего детства, во времена так называемой хрущевской оттепели, когда считалось хорошим тоном отдавать девочек учиться игре на фортепиано, а мальчиков — почему-то на баяне. С горем пополам закончив музшколу, мы вздыхали с облегчением и закидывали опостылевшие ноты далеко-далеко с тем, чтобы глаза их больше никогда не видели. Тем не менее, когда у нас рождались дети и достигали определенного возраста, ноты доставались, с них сдувалась пыль — и дети были обречены на счастье встречи с музыкой. Своего сына, каюсь, я железной рукой загоняла в мир прекрасного, благодаря чему он промучился за клавишами пять лет, не научившись подбирать даже «Чижика-пыжика». Может быть, дочь пощадить? Или?..

Это, так сказать, прелюдия (несомненная польза от учения музыке — знание пары-тройки специальных терминов). Основная же тема — рассказ о заключительном конкурсе молодых исполнителей классической музыки Центральной и Восточной Европы, организованном и финансированном известной фирмой «Моторолла». Рассказ о талантливейших, музыкально одаренных детях и подростках (даже неудобно дифференцировать их с точки зрения возраста), которые соревновались за право представлять Украину в заключительном концерте в Швейцарии, который состоится в начале октября нынешнего года.

По решению организаторов, в конкурсе принимали участие исполнители от 12 до 20 лет. В их репертуаре была классическая музыка Украины, России, Польши, Беларуси, Чехии, Венгрии (именно эти страны — участницы) — скажем, Бартока, Дворжака, Прокофьева, Глиера, Мясковского, Рахманинова; кроме того — одно произведение по собственному выбору, предпочтительнее — национальное. Но не обязательно. Участники сами определяли инструменты и имели право исполнять произведение соло или в ансамбле.

Среди сотен конкурсантов из семи стран будут выбраны приблизительно шесть групп. Каждого из прибывших в Женеву ждет специальный приз фирмы «Моторолла» — чек на сумму 800 американских долларов.

В Украине отбор талантов проводило жюри под председательством сэра Дэвида Митчема, члена Королевской музыкальной коллегии Великобритании. В составе жюри: ректор Киевской консерватории Олег Тимошенко, проректор — Людмила Цвирко, главный редактор ТО музыкальных программ УТ «Образ» Наталья Околот, директор Представительства фирмы «Мотороллы» в Украине Богдан Пыскир.

Вариации на тему. Если бы в жюри была я — я бы застрелилась. Вот чем и отличаются «профи» от дилетантов. Выстрелов в комнате для совещания слышно не было, хотя атмосфера, видимо, была раскаленной — шутка ли сказать: из 15 почти гениев выбрать три супергения. У кого хочешь крыша поедет! Как можно предпочесть, например, Алешу Ли, который что-то невероятное вытворял губами на тубе, исполняя «Карнавал в Венеции» Арбака — Андрею Лукьянцу, делавшему то же самое на маримбе (ага, не знаете? — это ксилофон), извлекая из него неимоверную по красоте и загадочности мелодию Кеико Абе «Мечта цветущей вишни»? Или мгновенно ставшего любимцем публики воспитанника Харьковской средней специальной музыкальной школы, лауреата нескольких (уже!) международных конкурсов юных пианистов Алешу Емцова (в кулуарах ему прочили блестящее будущее — дай Бог!) такому же лауреату Алеше Гринюку, потрясающе свежо, уверенно и смело исполнившему «Венгерскую рапсодию №2» Листа, так, что она зазвучала по-новому? Или Дениса Прощаева со «Скерцо» Шопена — Юре Багмету, с его непередаваемо виртуозной техникой в «Острове сирен» Шимановского?

И только одна участница была несравненной — Оля Микитенко, так как сравнивать ее было просто не с кем. Она была единственной представительницей вокального жанра. Но какой! Миниатюрная, прелестная — а голос зрелый, глубокий, завораживающий. Он обволакивает слушателя с ног до головы, как туман, поднимающийся от земли, или облако, когда поднимаешься в горы. Когда не существует больше никого и ничего — только ты и туман, ты и Голос (извините за некую полифоничность реминисценций). Оля пела Эльвиру из «Пуритан» Беллини.

Тем временем жюри справилось с непосильной для простых смертных задачей и вынесло свой безапелляционный вердикт. Наступил «кончерто гроссо апофеозо» — финал. Названы имена победителей. Ими стали: Ольга Микитенко, Алексей Гринюк, Андрей Лукьянец.

Поздравляя счастливчиков, господин Б.Пыскир сказал: «Наша фирма на миллион единиц продукции допускает примерно шесть бракованных, сегодня же мы услышали миллион звуков — и ни одного фальшивого! Когда зимой в Варшаве возникла идея организации этого конкурса, и Украина дала свое принципиальное согласие, многие из моих коллег полушутя возражали: дескать, это несправедливо, так как у вас огромное число талантов и вы заберете все призы». Эти бы слова — да Богу в уши!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно