А у нас в квартире джаз. А у вас? Американцы уже застолбили «Дорогу ритма»

13 марта, 2009, 14:29 Распечатать

Джазовый тур The Rhythm Road («Дорога ритма») — успешный и резонансный проект. Его реализацией с 2005 года занимается подразделение нью-йоркского Линкольн Центра Jazz at Lincoln Center...

Джазовый тур The Rhythm Road («Дорога ритма») — успешный и резонансный проект. Его реализацией с 2005 года занимается подразделение нью-йоркского Линкольн Центра Jazz at Lincoln Center. «Дорога ритма» продолжает масштабный проект середины прошлого столетия Jazz Ambassadors («Послы джаза»). Следуя дорогой джаза, квартет Коэна побывал уже в Руанде, Конго, Уганде, Зимбабве, Иордании. Теперь — в Украине, впереди — Россия и Беларусь.

В последние годы киевлянам везло — на столичных джазовых сценах им удавалось послушать настоящих американских гигантов: Джорджа Бенсона, Билли Кобэма, Виктора Бейли, Чика Кориа, Гери Бартона, Мейнарда Фергюссона, Джо Завинула, The Manhattan Transfer, Take 6, Маркуса Миллера, Эрика Мариенталя, Эла Джерро, Дэйва Холланда. И всегда высокая культура, выверенность, точность, тонкость мастерства и огромное артистическое обаяние американских артистов приносили радость слушателям. А для наших исполнителей эти концерты становились живым примером того, к чему нужно стремиться в профессиональном плане, ориентиром в пестром мире современной музыки (в залах и клубах на выступлениях американских джазменов были замечены наши поп-артисты, в частности Злотник, Пономарев, Вакарчук).

Кроме фестивальных и концертных выступлений, инициированных украинскими организаторами, в течение семи лет знакомство Украины с джазом курирует госдепартамент США. Он привозит к нам в порядке культурного просвещения американские джазовые составы, поставив целью более полное и близкое наше знакомство с национальным достоянием Америки — джазом. К нам приезжали пять великолепных коллективов из разных городов США. Ныне гостями Киева и Харькова стали чикагские музыканты во главе с пианистом Райаном Коэном. Его группа — «небольшой квартет всего из четырех человек» (джазовая шутка), в котором играют большие мастера своего дела. Не лишним будет отметить, что музыканты сотрудничают уже давно, и с момента, когда в их состав влился великолепный креативный барабанщик Коуби Уоткинс, прошло девять лет. В результате — позитивный процесс повышения качества, мастерское владение самыми разными стилями. В Киеве звучала достаточно традиционная музыка, включавшая стандарты и авторские композиции пианиста, но из саундчеков стало понятно, что играют американцы все, включая самый крутой пост-боп.

Квартет Коэна интересен идеальной сыгранностью. Квартет дал два концерта: в клубе «44» и образовательном центре «Мастер-Класс» на Печерске. Клубный концерт прошел в битком набитом подвале на высоком градусе эмоционального подъема музыкантов и слушателей. Стоимость билета была символичной — 20 гривен. Артисты играли полтора часа, чередуя авторские интересные, умные композиции Райана с несколькими свежими ярко индивидуальными аранжировками. Каждый музыкант давно притерся в ансамбле, который был просто идеален, точно рассчитан, вымерен, сбалансирован по звуку, количеству и содержанию сольных выходов, буквально академичен (в самом лучшем значении). Единство целого сочеталось с индивидуальным мастерством каждого музыканта, самобытного солиста с собственным почерком. Несколько техничных соло контрабасиста Лоурина Коэна были сыграны густым звуком, точно проинтонированы (последнего порой не хватает многим басистам). Барабанщик Коуби Уоткинс полюбился слушателям открытым приветливым нравом. А саксофонист Джоф Брэдфилд — конструктивностью мелодического мышления. Музыканты умело держали в напряжении публику и в клубе, и в концертном зале, где яблоку негде было упасть.

Огромный позитивный след оставили гости в душах наших осваивающих джазовое дело молодых музыкантов — квартет дал в Киеве три мастер-класса: в Школе искусств № 2, на джазовом факультете детской Академии на Оболони и в институте (бывшем музучилище) имени Р. Глиера. Их результат — интерес молодых джазменов Киева к занятиям, вдохновенные планы на будущее и повальное стремление играть, звучать и думать, как американцы. Гости делились накопленным опытом, раскрывали секреты мастерства, с дорогой душой шли навстречу пытливым глазам и наивным вопросам. А наивными они были, поскольку наша система джазового образования далека от совершенства. Источником такого мнения являются вечные жалобы студентов-глиеровцев на прогулы преподавателями индивидуальных занятий, невысокую компетенцию, отсутствие системного подхода (sic!). У нас «выбиваются в люди», выходят на международный уровень лишь единицы наиболее талантливых, те, кто сами до всего доходят. А на прошлой неделе три дня стайки джазовых тинейджеров буквально по пятам ходили за вызвавшими полное доверие и уважение американцами. Сколько восторженных слов прозвучало! И произносились они молодыми, которые заглядывали в раструб саксофона, безотрывно следя за мельканием барабанных палочек, порханием рук по клавишам и струнам контрабаса, не пропуская ни одного слова и звука.

У нас есть свои энтузиасты джазового образования — руководитель детского оркестра Little Band Academy Виктор Басюк, Владимир Пашинский из музыкальной школы на левом берегу, Николай Гудыма, вырастивший десятки профессионалов в составе своего оркестра «Вето», есть несколько толковых преподавателей в институте Глиера... Но это капля в море. И то, что они делают, не систематизируется, не становится достоянием всех, кто берет на себя смелость учить джазу. Обучающие системные методики особенно важны в среднем и высшем звеньях образования. Ведь есть они в Академии им. Гнесиных в Москве, в Ростове, где джазу отлично учат, начиная с ДМШ и заканчивая консерваторией. Привезла я несколько лет назад копии московских министерских программ, рассказала об этом тем, кого по должности это должно было заинтересовать в Киеве. Реакции никакой. И не потому, что в министерском и городском методкабинетах имеются кучи джазовых методичек. Парадокс, но они до лампочки тем, кто за них отвечает — чиновникам. А авторские «кустарные» программы «на местах» — это спасение утопающих руками самих утопающих.

Впрочем, для того чтобы научить играть других, нужно не только на бумажки опираться, а уметь играть самому и владеть методикой обучения. Кстати, двое из приезжавших американцев имеют педагогический диплом, то есть их тщательно учили именно преподавательскому делу. Наша же музыкальная педагогика — в лучшем случае следование традициям собственного педагога (если этот педагог — личность, конечно). В худшем — прослушанный сухой курс методики и нередко фиктивная педпрактика. Кстати, у нас по окончании учебного заведения исполнительский диплом дается лишь лучшим, педагогический же — всем. В то время как на западе получение педагогической квалификации требует не меньших усилий, чем исполнительской, и имеет совершенно иную систему обучения.

Американцы очень лестно отзывались о двух наших молодых музыкантах — гитаристе Диме Коваленко и барабанщике Олеге Маркове. Полезно бы спустя полгода снова привезти в Украину запавших в молодые души американцев. А еще лучше — послать молодые дарования на стажировку в Беркли, например. Да только, как говорит Мурзик у Подервянского, «вам так не буде». Согласна ошибиться...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно