90-Е ГОДЫ. ПОКА НИКТО НИКУДА НЕ ИДЕТ

Поделиться
Накануне съезда кинематографистов и плавного перехода в новое десятилетие, столетие, тысячелетие в Доме кино провели «круглый стол», посвященный творческим итогам последних лет...

Накануне съезда кинематографистов и плавного перехода в новое десятилетие, столетие, тысячелетие в Доме кино провели «круглый стол», посвященный творческим итогам последних лет. «Украинское кино 90-х: реформирование, кризис, катастрофа?» — вопрошал титульный лист дискуссии. Ожидалось, что вопросы вызовут не просто интерес, но и желание отрефлектировать происшедшее, поискать причины бед не только на стороне, но и в самих себе. Хотя, если откровенно, надежд на это у меня, как у ведущего, было немного — слишком хорошо знакомо настроение большинства кинематографистов. Все происшедшее — уход зрителей из кинозалов, завоевание национального киновидеорынка американцами, падение объемов кинопроизводства в Украине — они склонны объяснять исключительно кознями врагов, внутренних и внешних. Так думают, конечно, не все, но многие.

Однако сначала некоторые цифры, характеризующие кино 90-х — главным образом игровое. Мне не раз приходилось спрашивать многих людей: сколько, по-вашему, сделано за десятилетие (т.е. с 91-го по 2000-й) художественных лент? Больше 70—80 не давал никто. Сотрудники Национального центра Александра Довженко подсчитали, что на самом деле их около 250. Включая в это число короткометражки (их 17), телесериалы (которых немного) и несколько фильмов-спектаклей. Правда, большая часть этих лент сделана в первой половине десятилетия, когда еще были шальные деньги. Скажем, в 91-м и 92-м произведено 136 картин, в том числе 51 — на Одесской киностудии. Существовали и довольно активно работали независимые киностудии (в 1991—93-м на их долю пришлось 33 фильма). Ну а потом пошел резкий спад: в 1993-м произведено 47 лент, в 1994 — 23, в 1995 — 16, в 996 — 8, в 1997 — 7, в 1998 — 4, в 1999 — 7, в 2000 — 4 фильма. Неигровое кино, столь блистательно работавшее в конце 80-х — начале 90-х, тоже скукожилось. Здесь однако нашли выход, все активнее работая для телевидения, снимая на видеопленке. Не всегда поступаясь при этом качеством. К примеру, известный режиссер Мурат Мамедов в своем недавнем фильме «Переведи меня через майдан» (студия «Контакт») воспроизвел впечатляющий образ человека, рвущегося через тернии испытаний к звездам. В нашем безыдеальном времени и пространстве очень недостает таких вот текстов…

Последний год, к счастью, отмечен некоторым ростом инвестиций в кинематограф, причем не только в кинопроизводство, но и в реконструкцию кинотеатров. Следующий год обещает повышение внимания власти и правительства к нуждам кинематографистов. Хотя все понимают: за этим могут последовать достаточно жесткие требования к «идейному содержанию» будущих творений. Многое будет зависеть от того, кто станет рулить. Но ведь и сами кинематографисты… Служить Отечеству или прислуживать, до тошноты, власть предержащим, угодливо заглядывая им в глаза? Художник тоже развращает — и массовую аудиторию, и власть, представая в облике эдакой готовой на все проститутки. И наоборот. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином…» быть снова крайне желательно. О том вопиет сама ситуация, сложившаяся в стране. Мы заждались фильма-события, картины, которая поразила бы и своей эстетикой, и этикой, и точностью социального анализа. А быть может, и беспощадностью в оценке самих себя.

Еще одна цифра: в 90-е годы только в игровом кино состоялось 66 режиссерских дебютов. И — где вы, мастера искусства, с кем вы? Ау, откликнитесь! Молчат, не дают ответа. Многие работают на телевидении и, избалованные тамошними платами, не хотят и слышать о работе в кино. Уж очень смешные деньги платят сейчас тем, кто отваживается прийти на киностудию. Но господа, ведь прежде чем получить, нужно что-то вложить. Не только деньги, но и идеи. Вдохновение наконец. Сегодняшний унылый кинопейзаж, увы, не внушает оптимизма. Правда, Министерство культуры и искусств обещает в следующем году прорыв — запланировано 4 миллиона гривен только на постановку фильмов молодыми режиссерами. Но будут ли они обеспечены при этом качественными сценариями? Профессиональных сценаристов у нас раз-два и обчелся. Лишь недавно их начали готовить на кинофакультете Киевского театрального института. Но когда еще они подрастут?

Об этих и других проблемах поговорить бы. Каждому участнику «круглого стола» были предложены вопросы. Скажем, что это, 90-е годы — промежуток между киноэпохами или тупик? Экранная мифология: утверждение «лучших традиций» советского кино или новой конъюнктуры? Идеологическая, социальная, психологическая реальность 90-х в фильмах украинских мастеров и т.д. Но едва начался разговор, как к микрофону вылетел какой-то человек и, потрясая бумагами, начал говорить о том, что нам не хватает глобального взгляда на мир, который есть в сочинениях великих мудрецов. С трудом удалось заставить его уйти. Ну, это привычно — практически на каждом киношном собрании на трибуну взбирается такой вот гражданин с не очень здоровым мировоззрением.

Дальше поднялся кинодраматург и потребовал вернуть кинопрокат в государственное лоно. Потом долгую речь держал режиссер, который, в частности, выдвинул «свежую» идею о том, что если бы у нас за сценарий платили тысяч 20 долларов, а еще лучше как в Голливуде, то мы бы ту Америку по стенке размазали. Я, конечно, немного утрирую, но так, самую малость. Забывается при этом, что голливудский сценарист свои деньги отрабатывает, а не просто получает. А если не отрабатывает, то у него будут проблемы с продюсерами — не станут они больше к нему обращаться. Там ты стоишь ровно столько, сколько принесла в кассу твоя последняя картина. Очень жесткая, жестокая даже система — дикий Запад, что называется. Кто-то готов у нас к подобным испытаниям? Вряд ли. Получить денежки и дальше ни за что не отвечать, прежде всего за коммерческий результат проекта — вот и вся «идеология». Пусть дядя-чиновник отвечает.

Трезвую ноту в разговор внесла Нина Ильина, лидер актерской гильдии. Она сообщила уважаемому собранию, что свободных мест на киновидеорынке Украины уже не существует — все поделили, все разобрали. Люди работают, и только работой и можно с ними конкурировать. Предлагая, в частности, качественный продукт. А начальник управления кинематографии Минкультуры Николай Мазяр ввел в разговор цифру 20 тысяч — именно столько фильмов ежегодно поступает на тот самый киновидеорынок. Половина нелегально. Вот если бы их вывести из тени да обложить налогом, а вырученные деньги пустить в кинопроизводство… Но законопроект о сборе с видеокопий блокируется в парламенте, где есть телевизионное лобби. У кинематографистов такого нет, их интересы никто не лоббирует, не защищает. К тому же они разобщены. В прошлом году собирались пойти к Президенту страны со своими проблемами, да так и не выбрались. Наши авторитеты не в ладах друг с другом, им объединиться, даже перед лицом катастрофы, никак невозможно.

Ну, а раз так, значит единственный выход — избрать стачечный комитет и вступить в открытый конфликт с властью, столь нелюбезно обращающейся с кинематографистами. Именно такое предложение и внес — не впервые уже — один из режиссеров. Оно, может, и хорошо, да только заметит ли власть нашу стачку? И кто от этого выиграет? Не лучше ли все же бороться за светлое будущее правовыми методами? Ответ был прост: да о чем вы говорите, если мы живем в бандитском государстве!

О многом еще говорили: о необходимости все же делать фильмы для массовой аудитории, о том, что «чернуха», своя и чужая, до чертиков надоела и нужно вспомнить о том, что кино может выступить в роли вполне жизнеспособного психотерапевта, дарующего надежду, веру в будущее (банальный, но по- прежнему впечатляющий пример — американское кино 30-х годов). О том, что Союз кинематографистов так и не обрел способность защищать права своих членов. Н.Мазяр разъяснил некоторые аспекты деятельности министерства в сфере кино — трудно, но все же что-то удается сделать. В частности, приняты «Основные направления развития украинского кино на период до 2010 года» и даже одобрены президентским указом. Правительство впервые выполняет свои бюджетные обязательства. Появляются новые кинотеатры и новый зритель в них…

О многом говорили. Не вспомнили только о теме дискуссии, о кино 90-х. Творческая сторона дела по-прежнему не очень интересна для кинематографистов. Не потому ли, что тут они довольны собой? Мол, с профессией у нас порядок, нам бы ситуацию в общем и целом выправить. А как же быть тогда с ну очень уж заметными неудачами последнего времени? Когда фильмов много, твой провал не так заметен. Малокартинье устраняет возможность спрятаться за чужие спины, раствориться в потоке. Все на виду. Не лучше ли в такой ситуации все же обратить свой взор на самих себя и спросить: что происходит? Не с кем-то, а с нами. Но нет, не хотят: ни вопросы такие задавать, ни ответы слышать. По крайней мере, такое гнетущее впечатление возникает. Быть может, его развеет съезд кинематографистов, который проходит на этой неделе?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме