26 персонажей в поисках авторов

20 января, 2017, 23:04 Распечатать

В наступившем театральном году пока ничего не хочется "прогнозировать" в виде шаблонных ТОП-10 или ТОП-20 (каких-либо сценических ожиданий), ведь форма избита, а ожидания — призрачны. Поэтому, информируя о важных столичных театральных премьерах 2017-го, пойду по пути исконному — вслед за авторами, их текстами. 

В наступившем театральном году пока ничего не хочется "прогнозировать" в виде шаблонных ТОП-10 или ТОП-20 (каких-либо сценических ожиданий), ведь форма избита, а ожидания — призрачны. 

Поэтому, информируя о важных столичных театральных премьерах 2017-го, пойду по пути исконному — вслед за авторами, их текстами. Замечу, что как раз в этом году в Киеве предполагаются любопытные открытия некоторых авторов. 

Бушар
Мишель Марк Бушар
Не очень известен нашим завлитам канадский драматург — Мишель Марк Бушар. Ему — 58. Человек угрюмого вида, с пронзительным взглядом. В его послужном списке сценарии нескольких фильмов. Один как раз и родился на основе его пьесы — "Том на ферме". В 2013-м на Венецианском кинофестивале эта лента юного канадского гения Ксавье Долана вызвала споры, пересуды. Сама пьеса, между тем, образец великолепно сделанного психологического триллера. Есть в этом "Томе" нечто "эдакое", извините за высокопарность, напоминающее срывы в бездну самого Эдварда Олби: с его страстью раскрывать порочные внутренние человеческие миры. Раскрывать, а затем и убивать подобными открытиями. "Тома на ферме" одновременно в Киеве и Львове ставит известный драматург и ньюсмейкер Павел Арье. Причастие к режиссуре у него случилось путем переноса во внутренние руины львовского театра одного из текстов Сары Кейн. Были и другие режиссерские опыты. Между тем, "Том" — парень не промах, крепкий орешек. От сюжета — кругом голова, фонари горят. Представим, что молодой рекламист приезжает в канадскую глухомань, чтобы попрощаться с умершим другом. Долгое прощание превращается в долгие проводы: Том никак не может уехать с этой фермы, ставшей для него черной дырой и бермудским треугольником. Внутри маленького фермерского ада остались родственники умершего приятеля — брат-садист, мама-страстотерпица… Но спойлеров не будет! 

В Киеве в несколько этапов проходили социалистические соревнования на "лучшего" Тома и на "лучших" его мучителей (это были кастинги). В итоге насобиралось столько приличных кандидатов, что решили делать спектакль с несколькими составами. Заявлен совместный проект Львовского театра имени Леси Украинки и киевского "Дикого театра". 

Следующая станция — Лукас Берфус, выход — метро "Крещатик", Национальный театр имени Ивана Франко. Худрук театра Станислав Моисеев вдохновлен пьесой Берфуса "Путешествие Алисы в Швейцарию". Казалось бы, название предполагает парафраз на тему Льюиса Кэрролла, с его расчудесьями и зазеркальями. Не тут-то было. Здесь героиня — немка, ей не до сказок, она очень больна (лейкемия); она также погружена в переживания по поводу своей матери. И вот — решается на эвтаназию. Посему ее путешествие в Швейцарию не за розовой мечтой и разноцветной надеждой, а за Смертью, которую на блюдечке преподнесет доктор Густав Штром. Исследователи творчества Берфуса говорят, что у этого героя есть прототип — некто Кеворкян: американец, большой поклонник эвтаназии. Этот человек создал целую систему "добровольного ухода" пациентов. В конце ХХ века, правда, его обвинили в убийстве второй степени и посадили в тюрьму. 

Берфус
Лукас Берфус

Берфус — автор строгий и беспощадный. Киевляне с этим утверждением согласятся, если смотрели в столице его же пьесу "Сексуальные неврозы наших родителей" (с Ларисой Кадочниковой и Еленой Тополь). Драматург родился в 1971-м в Туне (Швейцария). Пьесы пишет двадцать лет. Он лауреат многочисленных премий, его называют одним из самых значительных современных немецкоязычных авторов. Не забыть бы, что в спектакле франковцев в роли Алисы — Татьяна Михина (давно у нее не было больших ролей!). 

25 февраля в центре столицы вопреки всем календарям настанет — август. В виде одноименной пьесы Трейси Леттс. Полное название — "Август: графство Осейдж". Это одна из самых значимых пьес теперешнего времени, то есть нашего третьего тысячелетия. Напомню, что в одноименном фильме 2013-го по мотивам пьесы, как и ожидалось, чудесно сыграли Мэрил Стрип и Джулия Робертс. Стилистика "Августа" — "как бы" Уильямс, "немного" Пристли, "привкус" Чехова. Все это не означает, что пьеса гениальная-конгениальная, попросту автор использует некоторые мотивы и атмосферу из произведений больших предшественников. В центре его пьесы — американская семья: отец пропал, мама — больна, а дети скандалят. Между ними столько страстей и недоговоренностей, что иному автору подобного добра хватило бы еще на пять произведений. 

Трейси Леттс
Трейси Леттс

Трейси Леттс — человек солидный, ему 51, внешне похож на Артура Миллера. Кстати, тоже женат на актрисе (на Кэрри Кун). За "Август" Трейси в 2008-м получил Пулитцеровскую премию. В Молодом театре "Август" репетирует режиссер Станислав Жирков. А в ролях — почти что весь иконостас этого театра: Алексей Вертинский, Станислав Боклан, Екатерина Кистень, Наталья Кленина, Марк Дробот. Игорь Портянко и другие талантливые артисты. 

Следующий автор — человек-загадка, человек-легенда, личность с россыпью псевдонимов. Он дважды получал Гонкуровскую премию (под разными именами). Он писал, летал, воевал, влюблялся. В общем, это Ромен Гари (1914–1980). Его имя при рождении — Роман Кацев. А в творчестве, как искусный мистификатор, повторюсь, он использовал разные имена-фамилии. Например, под псевдонимом Эмиль Ажар он и выпустил знаменитую книгу "Вся жизнь впереди" (за нее получил вторую Гонкуровскую). Это сюжет о 10-летнем мальчике Мухаммеде (Момо), которого жизнь свела со старой еврейкой мадам Розой. Она пережила Аушвиц, а он пережил предательство родителей. Что-то зримое и неуловимое связывает людей разного возраста. 

Эмиль Ажар
Эмиль Ажар

В "Жизни", которая "впереди", в главных ролях — Лев Сомов, Ксения Жданова. Режиссер спектакля — Дмитрий Богомазов. Соответственно, премьеру ожидаем в Театре драмы и комедии на Левом берегу. 

Еще один крупный автор из Франции — Ясмина Реза: драматург, прозаик. Родилась в еврейской семье в 1959-м, обучалась на факультете Парижской консерватории. Снимает кино, пишет пьесы. Среди наиболее известных ее произведений — "Аrt" (1994, премия Мольера, премия Лоуренса Оливье, премия Тони). И, безусловно, "Бог резни" (2007). За этот текст автор тоже удостоена и премии Оливье, и премии Тони. Пьеса была названа лучшей комедией в Лондоне. Ее экранизировал Роман Полански. И вот, наконец, впервые в Киеве, в Молодом театре, к постановке пьесы приступит Влада Белозоренко. На сцене должны быть две яркие родительские пары, которых свела в азартном поединке школьная драка их детей. Не раскрывая сюжетные повороты, отмечу, что роли в пьесе — подарки актерам. Также стоит заметить, что в экранизации Полански в свое время были задействованы такие суперзвезды, как Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц, Джон Си Райли. 

Ясмина Реза
Ясмина Реза

Н.Ричард Нэш — не самый востребованный сегодня американский драматург. Расцвет его популярности — 50–60-е ХХ века. Написал десятки сценариев и пьес. Прожил 87 лет (умер в 2000-м в Нью-Йорке). Мне кажется, его наиболее идентифицируют с пьесой "Продавец дождя". В 70-е в СССР эта же пьеса даже была экранизирована. Короче говоря, в очередное захолустье и на очередную "ферму" приезжает уже не Том (как у Бушара), а Билл. Этот парень в эпоху великой депрессии и нестерпимой засухи обещает помочь отчаявшимся фермерам — и вызвать для них дождь всего-то за 46 долларов. По тем временам, возможно, это большие деньги, а сегодня — сущие копейки. Герой Нэша для многих режиссеров был и остается загадкой. Кто этот чертов Билл: авантюрист, фокусник — или действительно некий посланник? Пьесой заинтересовались Виталий Малахов и Вячеслав Довженко в Киевском театре на Подоле. Надеюсь, премьера состоится этой весной — причем в новом и красивом здании театра на Андреевском спуске, спорная часть фасада на котором будет увита зеленым плющом победы, слившись с пейзажной зеленью самого спуска. Короче говоря, ждем чуда, как и герой пьесы М.Ричарда Нэша. 

Никакой юбилейной даты и никакого внешнего влияния, однако 2017-й обещает стать "годом Ибсена" в столице. Три театра, не сговариваясь, готовят в этом году три премьеры по знаковым пьесам Генрика Ибсена (1828–1906), норвежского викинга, одного из отцов "новой драмы". Литовский режиссер Йонас Вайткус поставит "Врага народа" (1882), он же — "Доктор Стокман". Это одна из крупнейших социальных пьес, а также сложная личность в центре истории. 

Генрик Ибсен
Генрик Ибсен

Тем, кто не знает: Стокман обнаруживает опасную заразу в лечебных водах своей местности и требует закрыть лечебницы. Тут-то на него и обрушивается весь шквал местной "любви": ведь в случае "карантина" упадут прибыли. Стокману принадлежит крылатость: "Самый сильный тот, кто наиболее одинок". В свое время героя сыграл сам Станиславский. Недавно эту же пьесу с успехом поставил Лев Додин. В киевской версии (Театр им.Леси Украинки) в роли Стокмана — Александр Кобзарь. А 72-летний режиссер Вайткус, кстати, еще в 1980-м обращался к другой знаменитой пьесе Ибсена — "Строитель Сольнес" (1892). 

И она появится в киевском репертуаре в 2017-м. На сцене Молодого. В роли Сольнеса — популярный сегодня Дмитрий Суржиков. Можно сказать, что такая роль — как игра на сопротивление, как игра с упоением. Двойственная натура и сложная личность этот Сольнес: то ли циник, то ли романтик. Он одновременно созидает и разрушает, мечтает и уничижает. Герою принадлежит иная крылатость — "Юность — это возмездие!" Режиссер спектакля — Андрей Билоус. 

Еще одна большая пьеса в Киеве от великого норвежца — "Гедда Габлер" (1891). Ее возьмет в работу Театр "Золотые Ворота" (режиссер Елена Щурская), на главную роль предполагается Ирина Ткаченко. Историки театра подтвердят, что Гедду в разные эпохи играли Элеонора Дузе, Вера Комиссаржевская. Эту же роль очень хотела сыграть Маргарита Терехова в спектакле Камы Гинкаса, но сыграла не она, а Наталья Тенякова. В Гедде, трагической талантливой личности — одержимость красотой и снисхождение к плотскому. Здесь женщина-загадка, разгадать которую пытаются все актрисы мира, едва возьмут в руки текст. Между прочим, Национальный театр Британии в 2017-м тоже обращается к "Гедде". Там в главной роли Рут Уилсон. А вот постановщик — один из лучших режиссеров современности Иво Ван Хове, не так давно гениально поставивший "Вид с моста" Артура Миллера. 

Кстати

Не только европейские и американские авторы появятся в репертуаре столичных театров. Европейский театр сам пожалует к нам, тихо постучавшись в двери. В двери кинотеатров. На 2017-й запланированы громкие показы экранизаций лучших спектаклей Британии, Франции. В частности, Национальный театр Британии готовит для театральных и кинозрителей — "Трехгрошовую оперу", "Амадей", "Святую Иоанну", "Ангелы Америки", "Саломею". Комеди Франсез — "Мизантроп", "Сирано де Бержерак". 2017-й продолжит и сценическую кинолетопись Шекспира: на экранах Украины можно будет увидеть "Короля Лира" с Энтони Шером, "Бурю" с Саймоном Расселом Биллом в роли Просперо. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно