В Довженко-Центре покажут кинодебют Штепселя и Тарапуньки

Поделиться
В Довженко-Центре покажут кинодебют Штепселя и Тарапуньки "Строгий юноша"
В феврале-марте Национальный центр имени Александра Довженко начнет уже второй сезон ретроспективного киноклуба Oldschool. Тема - "Фабрика соцреализма".

Зрители увидят пять лент 1930-х годов из коллекции Довженко-Центра, созданных еще не репрессированными на то время кинематографистами-авангардистами.

Социалистический реализм - официальный "творческий метод", до конца ХХ века определявший культурную жизнь СССР.

О предпосылках возникновения и истории развития этого кино директор Центра Довженко Иван Козленко говорит: "В 1929 году состоялся первый перелом в советской культурной и экономической политике, связанный с получением Сталиным гегемонии на власть в СССР и расправой с политическими оппонентами. НЭП свернули, состоялась первая - пока неудачная - попытка коллективизации и первые меры централизации в культурном секторе, жертвой которой, в частности, стало ликвидированное ВУФКУ. В этот турбулентный период в кино был взят курс на создание агитпропфильмов, эдакого пропагандистско-игрового гибрида…"

Как отмечает господин Козленко, в начале 1930-х соцреализм начал формировать поворот к жанровому кино, однако "пережитки" авангарда так быстро не исчезли.

"В фильмах 1930-х авангард то и дело проявляется в виде формальных экспериментов (особенно - в операторской работе), нанизанных на классическую фабульную структуру, - отмечает исследователь. - Это просто удивительное кино 1930-х, когда происходили формальные поиски догматического соцреалистического канона. Фильмы обвиняли в разного рода "извращениях" и запрещали. Многие из них снова увидели экраны только в конце 1980-х".

Фильмы, которые будут демонстрироваться в рамках киноклуба Oldschool, преимущественно были запрещены к показу, поскольку не вписывались в метод соцреализма, каким его видел Сталин, лично просматривавший все прокатные ленты. Изучать и показывать их стали уже после распада СССР.

Итак, в рамках проекта будут показаны ленты - "Гармонь" Игоря Савченко (1934 г.), "Строгий юноша ("Комиссар быта", "Дискобол", "Волшебный комсомолец") Абрама Роома (1935 г.), "Интриган ("Сладчайший полет")" Якова Уринова (1935 г.), "Однажды летом" Ханана Шмаина и Игоря Ильинского (1936 г.), "Шуми, городок" Николая Садковича (1939 г.).

"Гармонь" Игоря Савченко (учителя Марлена Хуциева и Сергея Параджанова) - первая советская музыкальная комедия, созданная на местном материале и фольклоре, без наследования западной традиции кинооперетт. Зрители и критики приняли фильм одобрительно и сравнивали "Гармонь" Савченко с "Землей" Довженко по силе и полноте фильмирования духа народной украинской культуры. А вот Сталину "Гармонь" не понравилась. Запрещенная в 1936 году лента Савченко до сих пор остается мало исследованным и малоизвестным фильмом. Только в 2000 году "Гармонь" после длительной паузы была показана на кинофестивале в Локарно.

"Строгий юноша" ("Комиссар быта", "Дискобол", "Волшебный комсомолец", 1935, режиссер Абрам Роом) - один из самых интересных советских фильмов 1930-х годов, созданный по кинопьесе Юрия Олеши. Философская драма о любви и ревности в утопическом бесклассовом обществе будущего, снятая в декорациях сталинского неоклассицизма, которые так напоминают "Олимпию" (1936) Лене Рифеншталь. Запрещенный фактически на 30 лет, фильм спорадически показывали в мастерских ВГИКа и в рамках ретроспектив, пока в 1990 году "Строгого юношу" не показали на МКФ в Берлине.

"Интриган" ("Сладчайший полет", 1935, режиссер Яков Уринов) - жанровая и типичная, на первый взгляд, схема бесконфликтной комедии раннего соцреализма - с анемичным воображаемым советским миром, если присмотреться внимательнее, превращается в нечто иное. На месте фольклорной комедии возникают неточные зоологические остроты, а вместо простых народных празднований - кадетские балы сред псевдоантичных скульптур и сексуальные аллюзии. Фильм, который должен был выйти в октябре 1935 года, был снят с экранов с обвинениями в "формализме и трюкачестве".

"Однажды летом" (1936) - фильм сняли художники из двух самых авангардных театров Советского Союза: Ханан Шмаин (один из режиссеров театра Леся Курбаса "Березіль") и Игорь Ильинский (звезда Театра Мейерхольда). Сценарий написали Ильф и Петров. Злободневные темы 1930-х годов - покорение Севера и автопробеги - в фильме становятся фоном для неторопливого комедийного роуд-муви с элементами абсурда и гротескной актерской игрой.

"Шуми, городок" (1939) - для работы над лентой пригласили трех белорусов: режиссера Николая Садковича; автора песен к ленте Бориса Ласкина, чьи стихи в этом же 1939 году прозвучали в лентах "Большая жизнь" и "Трактористы", а также исполнителя одной из главных ролей - Петра Алейникова, который сыграл и в обоих вышеупомянутых фильмах. Сценарий к кинокартине написал режиссер Николай Шпиковский, который, сняв в Украине три ленты ("Шкурник", 1929; "Хлеб", 1930; "Гегемон", 1931), переехал в Москву и посвятил себя сценарному делу. В "Шуми, городок" дебютировали на киноэкранах Юрий Тимошенко и Ефим Березин, которые со временем создадут известный эстрадный дуэт "Тарапунька и Штепсель".

По материалам Госкино и Довженко-Центра

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме