Цадок Бен-Давид: культовый скульптор, мировоззрение которого изменила война и басни Крылова

Поделиться
Мое видение жизни и смерти углубляется в проблему моих корней. Повторяю, я родился в Йемене, но вырос в Израиле… А вся моя «художественная база» сформировалась, когда я был уже британцем.

В Киеве в «Мистецькому Арсеналі» проходит «Большой скульптурный салон-2012». Главной звездой проекта стал известный британский художник и скульптор Цадок Бен-Давид. В арт-мире его воспринимают как одного из столпов современного искусства. 25 лет назад он представлял Израиль на Венецианской биеннале. Четыре года назад был избран официальным скульптором Олимпиады в Пекине. У него невероятное количество наград, премий, других поощрений. В 2010-м его же инсталляция Human Nature («Человеческая природа») в музее Тель-Авива побила рекорд посещаемости (за всю историю музея). В Киеве Цадок Бен-Давид презентует три своих огромных инсталляции: Evolution and Theory (1999), Blackflowers (2010), Blackfield (2008-2012). Последняя состоит из 17 тыс. цветочков, которые символизируют бренность жизни и неизбежность смерти.

В эксклюзивном интервью ZN.UA всемирно известный скульптор рассказал, как в детстве любил басни Крылова, как воевал в Египте, из какого «сора» растут его скульптурные «стихи». А также признался, что одна из его работ находится в коллекции у музыканта Питера Гэбриэла.

- Господин Бен-Давид, это ваше первое посещение нашей страны?

- Нет, это уже мой второй визит в Украину. Впервые побывал на биеннале в «Мистецькому Арсеналі» еще во время Евро-2012. К тому же нужно было провести переговоры по нынешней выставке. Какое мое первое впечатление от Киева? Это прекрасный старинный город. Мне также понравилась ваша летняя биеннале. А «Арсенал» - просто впечатляющее пространство. Раньше я это пространство видел только на фото. Но когда увидел своими глазами, оно меня просто ошеломило.

- А вот с чем у вас ассоциировалась Украина раньше - еще до визита сюда?

- Меня всегда интересовала история Украины. И Киева в частности. Хотя, естественно, я знал лишь определенную часть истории вашей страны. В вашем городе много красивых людей. И, конечно же, я следил за последними событиями в политической сфере. Особенно интересовали взаимодействия Украины и России. Я сам рос в «социализме». Это было большое движение молодежи. Мы пели много разных задорных песен, которые приходили к нам из России.

- Вас считают известным британским художником. Но родились вы в другой стране…

- Я родился в Йемене. Мои родители эмигрировали в Израиль, когда мне было пять месяцев. По поводу Йемена… Знаю лишь некоторые традиции своей семьи и истории в целом. А так я коренной израильтянин. Хотя сейчас у меня двойное гражданство: британское и израильское. Я очень много работаю в Британии. Поскольку учился в университете в Британии, то как художник больше ассоциирую себя именно с Британией.

- В ваших работах - вечная тема. Размышления о жизни и смерти… И проект в Киеве также на эту тему. Как сами подходите к трагическим вопросам смерти?

- Мое видение жизни и смерти углубляется в проблему моих корней. Повторяю, я родился в Йемене, но вырос в Израиле… А вся моя «художественная база» сформировалась, когда я был уже британцем. И мои работы - это исключительно личные переживания и рефлексии, никак не связанные с политикой. Поскольку именно свой личный опыт я и пронес через всю свою жизнь, а потом через творчество. Я был солдатом. Часто участвовал в военных действиях. А ведь там смерть очень близка… Вот такая проза жизни: сейчас ты улыбаешься, а потом тебя уже нет, ты мертв. И во время боевых действий бывали случаи, когда мои близкие друзья умирали на глазах.

Не скажу, что сейчас это сильно влияет на мою творческую жизнь, чтобы я не мог спокойно спать, дышать или не просыпаться от кошмаров. Но в любом случае война действительно сильно изменила мое мировоззрение и жизненную философию. Я говорю о войне 1973 года в Египте, когда я был в боевом подразделении.

Но… Несмотря на тяжелое прошлое, все же взгляд на жизнь у меня оптимистичный. Хотя многие мои работы как раз в черном цвете. Но если посмотреть на цветочки с другой стороны, то они переливаются различными красками… Получается жизнь не только в черных тонах.

- Вас называют официальным скульптором Олимпийских игр в Пекине… Что входило в ваши обязанности? Каким вы находите художественное оформление недавней лондонской Олимпиады?

- Я был одним из двадцати приглашенных туда скульпторов. И создавал там скульптуру большого дерева с людьми. Моя работа сейчас находится в одном из парков Пекина.

В Лондоне на недавней Олимпиаде я не присутствовал лично. Потому что в это время путешествовал по миру. Но видел многое по телевизору. Они большие молодцы! Ведь с Китаем очень сложно соревноваться и сделать что-либо лучше. В Лондоне на Олимпиаде было много мероприятий, которые связаны именно с искусством.

- В Китае у вас также была очень большая персональная выставка…

- Это была наиболее масштабная моя персональная выставка. Она проходила весной 2007 года в Музее искусств в Гуанчжоу. Меня пригласил куратор из Гонконга. Там я представлял «Теорию эволюции», которая сейчас в «Арсеналі». Был большой успех. Тогда каждый день выстраивалась очередь из четырех тысяч человек.

- Чем сами объясняете такой успех?

- Во-первых, в Китае в то время был «голод» на западное искусство. Им надоело все «свое», а западное было интересно. Причем до моей выставки в этом музее экспонировались молодые британские художники, в том числе Дэвид Херст, и это также подогрело интерес к моей выставке.

К тому же абсолютно все могли понять эту работу - она космополитична. Доступна и для детей, и для взрослых, и для художников-критиков. Ведь в основе - человеческое тело, природа.

Интересная деталь - уже из истории моей выставки в Тель-Авиве. В тамошнем музее работает много русских женщин. Они очень образованны. И они не только смотрели на выставку - каждая могла принимать участие в ее создании. И одной работнице музея я подарил цветочек из своего поля. А она родом из Киева. Сначала она послала этот цветочек в ваш город, потом это растение вернулось к ней обратно. Потом послала работу в Аргентину, он побывал там и вернулся. Не раз эта музейщица задавала мне вопрос: «Когда же выставка приедет в Киев?» И вот сейчас наконец-то. Я написал в музей Тель-Авива, и киевские друзья этой женщины обязательно посетят выставку.

- Много ли ваших работ в частных собраниях?

- Один из моих клиентов - частный коллекционер в Лос-Анджелесе. Он пожелал купить небольшой кусочек поля с цветами. А это около тысячи «растений». Он установил все это в своей частной галерее в Лос-Анджелесе.

- Есть ли среди этих коллекционеров известные личности?

- Например, известный певец Питер Гэбриэл… Но… В большинстве случаев я не знаю, кому именно продаются мои работы.

- Что в ваших ближайших планах?

- Через месяц планируется самая большая моя выставка под открытым небом - в парке в Сингапуре, ее организатор - Sotheby’s. Там будут представлены семнадцать очень больших скульптур - до шести метров в высоту. Эта экспозиция будет проходить на протяжении трех месяцев и главная ее задача - продажа предметов искусства восточным коллекционерам.

Для Sotheby’s это новый опыт. Ведь чаще всего этот дом проводит выставки только в двух городах в Англии и во Флориде. Сейчас это будет первая масштабная выставка только одного художника.

А в прошлом месяце я представлял большие скульптуры в Сан-Диего. Уже в начале 2013-го я презентую в Лос-Анджелесе совершенно новую выставку, где будут показаны новые работы в темном пространстве. И лишь внутри ультрафиолетовый свет. Внизу будут движущиеся жуки и бабочки с ликом человека.

Также недавно у меня был первый опыт в архитектуре. Меня пригласили создать дизайн одной галереи в Португалии.

Еще в детстве я хотел научиться летать. В армии служил в десантных войсках. Я вырос, и эти все мечты не воплотились в жизнь. Но к моему большому удивлению владельцы галереи в Португалии пошли мне навстречу и по моему же проекту построили галерею в виде куба, который «взлетает» и называется «Волшебная коробочка»… Цвет же освещения снизу постоянно меняется.

- Вы-человек мира. Но где в этом мире вам наиболее комфортно отдыхать?

- На Бали. Я там был четыре года назад. И сейчас хочу после выставки в Сингапуре поехать туда же. Там поистине место для релакса. Когда ты на Бали, создается впечатление, что ты на другой планете.

- Какие тенденции вас сегодня особенно тревожат на арт-рынке?

- Иногда расстраивает тот факт, что художники не до конца честны перед публикой. А больше творят для коммерции. Художник должен быть верен тому, что делает. И не все создавать только на продажу.

- А что вдохновляет?

- Меня вдохновляет жизнь как таковая. Знаете, иногда создаю работу и только через несколько лет осознаю, откуда пришло это вдохновение, как оно связано с моими прошлыми переживаниями. Например, когда совсем недавно делал скульптуры, которые бы метафорически представляли нас, людей, но через призму животных…. Таким образом это все обыгрывалось. В итоге я только совсем недавно пришел к выводу, что это все идет из моего детства. Я читал очень много басен, особенно любил Крылова. Часто представлял, как маленькое животное перехитрило и победило большое. Таким образом, будучи маленьким мальчиком, представлял, как могу победить каких-нибудь больших парней. И вот эти идеи и проекции реализовались в моем творчестве.

- Несколько слов о вашей технике…

- Все детали огромных композиций вырезаны вручную. Я беру лист алюминия. Крашу его в белый цвет. Далее делаю проект рисунка, обвожу… А потом специальной машиной вырезаю нужные конструкции.

- Можете назвать несколько своих работ, за которые вам никогда не будет стыдно перед вечностью?

- Это трудный для меня вопрос. Да, каждый художник в голове отбирает свои работы - по значимости. Думаю, это может быть скульптура, которая изображает большое дерево, но если присмотреться, то оно состоит из человеческих фигур. Эта работа сейчас в Тель-Авиве в музее Холокоста. Сначала меня пригласили туда, чтобы поучаствовать в соревновании между художниками с целью создать работу, которая бы ярко обозначала трагическую тему Холокоста. Но впоследствии решили, что соревнование неуместно. И я просто реализовал свой проект. Идея дерева заключается в том, что все партизаны, когда убегали от немцев, прятались в лесу. Поэтому вначале это дерево кажется обычным, но подойдя поближе, обнаруживаешь, что оно «сделано» из людей. Его высота - шесть метров. Сразу после реализации этой своей задумки я пошел по другому пути. Получается так, что каждый раз, когда я делаю что-то огромное, то потом начинаю создавать что-то миниатюрное. Это уже был человек в виде дерева. Эта работа принадлежит одному коллекционеру в Нью-Йорке. Могу также гордиться своей «летающей галереей» в Португалии. Да и работы, представленные у вас в Киеве, очень известны.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме