Судьба «барабанщиков». Единственный во Львове русский театр драмы стал жертвой интересов в связи с привлекательным помещением в центре города?

15 декабря, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 15 декабря-22 декабря 2006г.
Отправить
Отправить

Сейчас вопрос стоит категорически: сохранят во Львове Драматический театр Западного оперативного командования (театр ЗОК) — или ликвидируют, освободив более четырех тысяч квадратных метров в центре города?..

Сейчас вопрос стоит категорически: сохранят во Львове Драматический театр Западного оперативного командования (театр ЗОК) - или ликвидируют, освободив более четырех тысяч квадратных метров в центре города? И похоже, проблема единственного во Львове двуязычного театра всплывет на самом высоком политическом уровне. Ведь планируется заседание межгосударственной комиссии на уровне Путин-Ющенко, а в рамках этой комиссии работает подкомитет по гуманитарным вопросам. Российская сторона уже выразила обеспокоенность возможной ликвидацией русского театра во Львове.

Вместо полковников сокращали актеров

Проблема театра ЗОК (бывшего ПрикВО) - хроническая, многолетняя и не совсем прозрачная. Еще три года назад впервые возникла официальная формулировка высших государственных чинов - «сократить театр ЗОК». К этому все шло: медленно, но уверенно до 2003 года театр редуцировали, сужали. Выглядело это весьма красноречиво. Прошла очередная волна сокращений в армии - и вместо полковников-военных сокращали актеров, считающихся кадрами Минобороны. Поэтому частично «благодаря» театру отчеты высшего командования ЗОК о сокращении армии на Львовщине были достаточно привлекательными.

Ну а когда украинская армия провозгласила официальный курс на натовские стандарты, актеры театра окончательно пересели на чемоданы. Ведь справедливо, что, по стандартам профессиональной армии, никаких других задач, кроме сугубо военных, армия и не должна выполнять! Театр (имеется в виду творческая труппа) на балансе армейцев оказался лишним. И был приравнен к военной части, подлежащей расформированию.

Помещение и политика сделали проблему театра почти патовой. Еще год назад актеры и работники театра (60 человек) получили официальное предупреждение об увольнении. Поскольку театр в течение последних лет последовательно подвергался сокращению и «усушкам», актеры начали бить в набат. Впервые публично прозвучало предположение о том, что театр целенаправленно стирали с лица земли ради огромных помещений в центре города - более чем 4000 кв. м.

Сегодня соседями актеров в этом здании является множество структур - и свадебный салон, и массажный кабинет, и охранная фирма, и даже кафе-бар с многозначительно-прогнозным для судьбы театра названием «Труба».

Очевидно, с подачи местного армейского начальства в помещении театра систематически проводили и проводят распродажу среднеазиатских кожаных изделий, а также выставляют Гоблина и Шрека в экспозициях российского музея восковых фигур. Условия аренды, говорят в профсоюзе актеров, им неизвестны.

«С 2003 года мы находимся в состоянии постоянного стресса - увольняют, не увольняют, выселяют... - говорит уполномоченный от коллектива актер Вадим Тадер. - Нас до сих пор не покидает ощущение, что кто-то во Львове присмотрел помещение и с этого все началось. Театр как творческий феномен отошел на второй план. Нет театра - нет проблемы».

Сначала на 4000 кв. м претендовало польское консульство, намереваясь устроить в помещении ликвидированного театра свой культурный центр. И тогда, как это ни странно, объяснения, что во Львове есть тысячи поляков со своими культурными потребностями, весьма адекватно воспринимались, - при этом совсем не воспринимались попытки актеров позиционировать себя как Русский драматический театр для русскоязычных львовян, которых здесь насчитывалось около 200 тысяч (по данным последней переписи населения).

На баланс консерватории?

Впрочем, поляки свое предложение отозвали. Появился новый претендент - Львовский национальный драматический театр им.Заньковецкой. В его помещении должны были провести капремонт, а спектакли ведь нужно где-то играть. Уже даже было предварительное решение сделать театр ЗОК филиалом театра Заньковецкой.

Такой вираж для актеров двуязычного театра ЗОК означал конец работы. Ведь художественный руководитель заньковчан Федор Стригун занял предсказуемую позицию. Дескать, если они придут в мой театр, то я запрещу им на русском разговаривать даже с женой; там, где актеры играют и на русском, и на украинском, - калеки-артисты». Такой диагноз получили актеры театра ЗОК, играющие разноязычные спектакли, как это делают многоязычные театры во всем мире.

Благо господин Стригун благородно пожелал театру ЗОК оставаться исключительно русским, к чему и стремился творческий коллектив. В конце концов, существует и другая, более концептуальная невозможность работать в одной труппе актерам-заньковчанам и актерам-«военным». Первые работают на сцене в стилистике «театр перед микрофоном», а вторые пытаются придерживаться классической системы Станиславского.

Сейчас самым серьезным претендентом на помещение театра ЗОК является Львовская консерватория. Ее директор Игорь Пилатюк (был доверенным лицом Виктора Януковича на виборах-2004) открыто предложил свои услуги: я беру на свой баланс театр, поскольку мне не хватает аудиторий; на базе театра можно организовать студенческую студию или театр оперетты, где я буду использовать уволенных актеров театра.

Что должны делать драматические актеры в массовках студенческих опереток - принципиально другого жанра сценического искусства? «Для драматического актера это полная профанация - стать статистом в студенческих спектаклях», - мнение всех актеров выражает Вадим Тадер. По словам артистов, директор консерватории дважды обещал встретиться с ними, чтобы обсудить творческие перспективы театра, но дважды на встречу не являлся.

От Минобороны до Минкультуры

Так или иначе, каждый из вариантов решения судьбы театра означает принципиально одно: кто бы ни взял его «под себя» - у русского театра как творческой единицы нет шансов сохраниться. Понимая это, артисты прибегали даже к голодовке с единственным требованием: сохранить театр с 75-летней историей. Подействовало - в июле правительство Еханурова издало постановление о передаче театра с баланса Минобороны на баланс Минкультуры. Но за этим желанным шагом актеры усмотрели один нюанс. По предположению председателя актерского профсоюза Людмилы Савельевой, это лишь формальная отсрочка ликвидации: «С передачей всей документации в Минкультуры тянут. С нами каждая заинтересованная сторона разговаривает через третьих лиц. Наши позиции с позицией директора театра окончательно разошлись. Ведь он, как сам заявил, так или иначе оставит театр, и ему все равно, что с ним будет. А нам - не все равно!»

Казалось бы, передача театра Министерству культуры (оно и должно ведать театрами) в конце концов решит проблему. Однако у актеров в который раз появились основания для паники - передача в Минкультуры может обернуться... той же ликвидацией театра. Ведь нечаянно проявилась еще одна закавыка. Деньги на содержание театра в 2007 году есть - заверили актеров в министерстве. Однако Минкультуры, согласно Бюджетному кодексу, имеет право непосредственно финансировать лишь театры со статусом национального. То есть юридически театру ЗОК выгодно было бы стать филиалом какого-то национального театра. Театр Заньковецкой, конечно, отпал. Возможно, логично было бы стать филиалом Национального театра русской драмы им. Л.Украинки, которым руководит Михаил Резникович? Но захочет ли сам г-н Резникович, близкий к Партии регионов, отстаивать идею сохранения русского театра в «западенском» Львове? И здесь политика...

Годовой бюджет театра - 500 тысяч грн. (это зарплата и обслуживание здания). Штат - 60 человек. Для сравнения: во Львовской опере работает 500 человек, а в театре Заньковецкой только труппа насчитывает 100 человек. Да и зарплата там далеко не 500-600 грн.

Однако даже такие расходы не по силам местным бюджетам. Губернатор прямо сказал: «Нам всучили еще все замки и памятники, так что театр никак не потянем. Тем более театр русский...»

Что имеем?

· Формально ЗОК готовит всю документацию для передачи театра в подчинение Минкультуры. Правда, готовит долго и с определенными трудностями - все-таки столько арендаторов, столько нюансов...

· Согласно меморандуму, подписанному летом между представителями Минобороны, Минкультуры и актерами театра, государственные мужи обязались способствовать сохранению театра как самостоятельного, творческого и двуязычного. Актеры называют этот меморандум «культурным универсалом». То есть документом, не обязательным для выполнения...

· На днях в театре отключили тепло, поэтому актеры не смогут играть детские спектакли накануне дня святого Николая. И вообще, ведутся разговоры, что с первого января театр может паковать чемоданы.

· «Не мы создали эту проблему. Театр с 75-летней историей нельзя просто так одним решением ликвидировать. Мы надеемся на государственное решение, ведь для того высшие чиновники и существуют, чтобы решить проблему, как взять театр на свой баланс и сохранить русский театр драмы во Львове», - говорят актеры.

Из летописи театра

Львовский русский драматический театр (Драматический театр Западного оперативного командования) был основан в 1931 году как Всеукраинский театр Красной Армии и был театром Киевского военного округа. Во время войны это был один из немногих фронтовых театров в составе Северо-Западного, Сталинградского и Забайкальского фронтов. С 1953 года театр из Одессы перебирается во Львов со статусом Русского драмтеатра Прикарпатского военного округа (ПрикВО). Теперь - Драматический театр Западного оперативного командования (ЗОК). Он единственный из львовских театров гастролировал в Афганистане во время боевых действий.

В театре работали народный артист СССР А.Аркадьев, народные артисты Украины Дальский, Гай, Колачевская, Кравчук, Максимов, Чинкин, заслуженные артисты России Будагов, Покидченко, Молчанов, Щербаков, заслуженные артисты Украины Голубинский, Харченко, Лишанский, Виленский, Расс, Тарасова, Маковейский. Долгое время звездой и лицом этого театра была популярная не только в Украине актриса, народная артистка Зинаида Дехтярева, создавшая на сцене десятки разноплановых образов в спектаклях «Мораль пани Дульской», «Последние», «Пигмалион», «Иркутская история», «Васса Железнова», «Последняя жертва», «Ханума», «Без вины виноватые», «Лес». Одна из известнейших ее ролей в этом театре - Нила Снежко в спектакле «Барабанщица» (по пьесе А.Салынского), которую она сыграла более 350 раз. К сожалению, выдающейся актрисы уже нет среди нас. И, возможно к счастью, она уже не видит, что происходит с ее театральным домом.

Сейчас в театре работают два народных артиста Украины (Виктор Щербаков, Жанна Тугай) и пять заслуженных артистов Украины (Сатаров, Макогон, Мельник, Куприянова, Колосович).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК