Отступать некуда, впереди — «Оскар» в голливуде так и не услышали залп «авроры»

Поделиться
«Отступники» Мартина Скорсезе, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Королева» Стивена Фрир...
«Дьявол носит Prada»

«Отступники» Мартина Скорсезе, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Королева» Стивена Фрирза, «Маленькая мисс Счастье» Джонатана Дэйтона и Валери Фариса, «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда — пять фильмов, номинированных на «Оскар» (церемония вручения состоится в Беверли-Хиллз вечером 25 февраля, в это время у нас уже будет утро). Актриса Сальма Хайек на этой неделе объявила не только вышеперечисленные картины-фавориты, но и списочный состав остальных традиционных номинаций, снискавший симпатии золотого «дядюшки». По большому счету никаких неожиданностей в пасьянсах нет. Досконально и щепетильно в нынешнем оскаровском хит-параде соблюдены основные неписаные принципы Киноакадемии: а) политкорректность; б) заданная жанровость; в) патриотизм; г) резонансность (в мире); д) уважение к сединам. Какая карта в этой игре окажется выигрышной?

Под пунктом «а» — «политкорректность» — в той или иной степени могут значиться две ленты : «Вавилон» и «Письма с Иводзимы». Первый фильм от Алехандро Гонсалеса Иньярриту уже снискал престижные поощрения в Канне и на «Золотом голобусе», кажется туманным отражением прошлогоднего триумфатора «Оскара» — картины «Столкновение». И там, и тут несколько перекликающихся историй о сложных межнациональных отношениях. И там, и тут запутанный клубок страстей, который к финалу режиссер мало-помалу распутывает. В «Вавилоне» (в отечественном прокате стартует с 1 февраля) действие симультанное: Америка, Марокко, Мексика, Япония. И обязательная языковая разноголосица: английский, испанский, арабский, японский (даже язык жестов глухонемых). Иньярриту — для многих режиссер-манипулятор. Алогичность его сюжетных поворотов — всегда строго просчитанный «код» и всегда предусмотрительно спрятанная «кнопка», которую постановщик нашумевших лент «Сука-любовь» и «21 грамм» нажимает в нужное для эмоций время, выжимая необходимые слезы или улыбки. Это и хорошо, и плохо. Плохо для искусства, если под этим подразумеваем не чистую технологичность-просчитанность, а исповедальность, некое художественное откровение. По всем приметам главный «Оскар» и должен бы быть присужден «Вавилону»: в мире всегда неспокойно и народы опять не хотят дружить… Но опять-таки, захотят ли академики дублировать свои прошлогодние социотематические предпочтения в связи со «Столкновением»?

Возможно, в 2007-м по тому же «политкорректному пункту» золото опять получит Клинт Иствуд за «Письма с Иводзимы»… Напомним, что мэтр в свои уважаемые 76 лет совершил фактически подвиг Гастелло. Он поднял сложнейший исторический пласт — времена конца Второй мировой, кровавая битва на острове Иводзима. Причем смотрит он на эти события не исподволь, не искоса и, естественно, не в лоб, а как бы с двух исходных точек (еще одна часть этой же кинодилогии называется «Флаги наших отцов»). С одной стороны, Иствуд создал большую батальную фреску. С другой стороны, соблюдая все правила приличия, дал высказаться и своим, и чужим. Как для исторической темы это важный момент, поскольку декларируется непредвзятость режиссера. И его же патриотизм — это уже пункт «в».

Иствуду в связи с «Иводзимой», конечно же, стоило бы вручить «Оскар» и по пункту «д» — «за седины» — поскольку не каждый в его возрасте рискнет взяться за столь сложнопостановочную историю: техника, люди, кони, самолеты. Впрочем, и художественные достоинства дилогии Иствуда американские критики отмечают без оговорок. Впрочем, не много ли золота на одну седую голову? Особенно после относительно недавнего оскаровского триумфа иствудовской «Малышки на миллион долларов» и после безукоризненно выполненной и также замеченной академией «Таинственной реки»?

Во всяком случае, соперник по пункту «д» на грядущей церемонии у Клинта Иствуда уж какой-то до обидного предсказуемый — да, это Мартин Скорсезе. На этот раз со своими «Отступниками» — живой, энергичной, взахлест жанровой (это, кстати, пункт «б» в оскаровской карточной игре) и своеобразной перепевкой известного гонконгского хита «Двойная рокировка». Перепевать — не значит «подпевать». У Скорсезе экшн-сюжет дышит особым дыханием — воздухом американских подворотен, освежителем в полицейских офисах. В изгибах этой детективной шарады нет-нет да и мелькнет улыбка-издевка то ли режиссера, то ли Джека Николсона (в роли крестного отца). Предыдущий фильм Скорсезе «Авиатор» (при всем богатстве и трагикомизме биографии Хьюза) оказался сонливой и во многом искусственной поделкой. И ситуацию по большому счету не спасли ни Леонардо Ди Каприо, ни другие известные. «Отступники» же — бенефисная картина, которая лихо и озорно обыгрывает старые киноклише, здесь отличные «выходы» у Ди Каприо, Метта Деймона, Марка Уолберга (он, кстати, номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана). Николсон, к сожалению, не попал ни в одну из номинаций, хотя его работа — подлинное украшение ленты, имевшей в мире весьма приличные кассовые сборы.

Как ни странно, есть некоторые шансы получить главный «Оскар» и у «Королевы», созданной английским живым классиком Стивеном Фрирзом. Здесь уже пункт «г» — «резонансность». Как известно, это фильм о судьбе королевы Елизаветы ІІ после того, как трагически погибла принцесса Диана. Картина возымела на родине просто фурор. В роли Елизаветы — Хелен Миррен (она номинирована за лучшую женскую роль). И в этом же году, что симптоматично, на «Оскаре» довольно мощное британское «лобби». Та же «Королева» претендует на премию сразу в шести номинациях. Рекорд установила женская «категория»: кроме Миррен также значится Джуди Денч («Заметки о скандале») и Кейт Уинслет («Маленькие дети»). Если учесть, что Пенелопа Крус (из «Возвращения» Педро Альмодовара) представляет испанскую лицедейскую школу, то единственным достижением этой же школы в Америке (по женской линии) была и остается неподражаемая Мерил Стрип. Она одна-одинешенька отдувается за своих бездарных соотечественниц в престижной номинации со своим «Дьяволом», который носит Prada. Что же касается британок, то даже растроганный Тони Блэр разразился трогательным спичем, заметив, что все эти многочисленные заявки на «Оскар» являются фантастической новостью и реальной оценкой возрастающей силы британской киноиндустрии. И здесь, кстати, окажется нелишним напоминание о том, что в прошлом году британская киноиндустрия пошла вгору после того, как правительство Соединенного Королевства послабило налоговый прессинг на производство кинокартин. Впоследствии общий бюджет британских фильмов составил около 840 миллионов фунтов стерлингов — за прошлый год. В наступившем году, по прогнозам киноэкспертов, эта цифра резко увеличится.

Судя по всему, нет никаких шансов на статуэтку у картины «Маленькая мисс Счастье». Это название как бы сбоку припеку. Тем более что в номинации за лучшую режиссерскую работу картина пролетает как фанера над Беверли-Хиллз — здесь помимо четырех вышеобозначенных главных конкурентов значится лента «Рейс 93» режиссера Пола Гринграсса. Так что действительно непросто спрогнозировать, какая оскаровская карта на сей раз окажется козырной. А главное — политвостребованной (по мнению киноакадемиков).

Некоторые неожиданности оскаровского пасьянса. Один из успешнейших фильмов года — «Возвращение» Педро Альмодовара — по каким-то академикам понятным причинам вообще не попал в номинацию, представляющую на «Оскаре» неанглоязычную кинопродукцию. Отметились в женской графе Пенелопа Крус — и конец… На радость нашей Оксане Байрак, чья «Аврора» тоже не попала в номинации, и теперь возможен повод для сравнения: вот видите, не только мы… Лидером по числу номинаций оказалась лента «Девушки мечты» с Эдди Мерфи в главной роли. Эта экранизация старого хита 80-х попала в восемь неосновных категорий, а в основных ее упорно проигнорировали. Семь номинаций у «Вавилона», шесть — у «Лабиринта Фавна» (его, очевидно, и признают лучшей неанглоязычной картиной).

Некоторые из основных номинантов. «Лучший актер»: Леонардо Ди Каприо («Кровавый алмаз»), Райан Гослинг («Половина Нельсона»), Питер О‘Тулл («Венера»), Уилл Смит («Погоня за счастьем») и Форест Уитэкер («Последний король Шотландии»). Лучшая мужская роль второго плана: Алан Аркин, сыгравший в «Маленькой мисс Счастье», Джеки Эрли Хейли и Эдди Мерфи из «Девушек мечты», Джимон Хаунсу из «Кровавого алмаза» или Марк Уолберг из «Отступников». Адриана Барраца и Ринко Кикучи («Вавилон»), Кейт Бланшетт («Заметки о скандале»), Абигайль Бреслин («Маленькая мисс Счастье») и Дженнифер Хадсон («Девушки мечты») — «Лучшее исполнение женской роли второго плана».

Некоторые соискатели «Золотой малины» (за худшие кинодостижения).

Фильм «Основной инстинкт-2» получил сразу семь номинаций на премию. В частности, лента также номинирована на звание «Худшая кинокартина года». Конкуренцию несостоявшемуся триумфальному возвращению Стоун на Олимп Голливуда составят сестры Хилари и Хейли Дафф, которые также могут быть названы худшими актрисами за картину «Реальные девочки» о двух богатеньких сестричках, которым пришлось задуматься о том, откуда берутся деньги.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме