О бешеных деньгах и бюджетных дырах. Балансирование на скользких местах госбюджета как стиль новой культурной политики

Поделиться
Если бы известный драматург Александр Островский решил «усовершенствовать» одну из своих извест...

Если бы известный драматург Александр Островский решил «усовершенствовать» одну из своих известных комедий, но уже на тему современного состояния украинской культуры, то возможный парадоксальный вариант названия для такой пьесы — «Не было гроша, да алтын отобрали». В нашей культсреде в последнее время все чаще говорят об «урезании» финансирования в сфере прекрасного. Ярослав Федоришин, руководитель театрального фестиваля «Золотой Лев», на страницах «ЗН» намекает именно на это. Меньше, чем обещали, получит в этом году кинофестиваль «Молодость». Некоторые проекты, возможно, будут вообще заморожены именно по этим причинам. Примеров достаточно. Хотя, удивительное дело: опять речь идет о неиспользованных средствах в культурной сфере...

Нынешние «маневры» между Кабинетом министров и секретариатом президента, кроме социально-политического с экономическим, имеют, бесспорно, еще и культурное измерение. По крайней мере должны иметь. Ведь речь о столкновении двух систем ценностей, норм, практик, дискурсов и смыслов — то есть о том, что составляет скелет культуры. Уже этот нюанс — достаточный повод для того, чтобы пристальнее присмотреться, как в такой ситуации чувствует себя культурная отрасль. А если отметить, что речь идет о том участке государственной политики, который с 2005 года оказался в сфере особой опеки Банковой и персонально президента Украины, вспомнить о бюджетном процессе, то возникает вопрос, почему культурная проблематика до сих пор не стала топ-темой для экспертного сообщества.

Радикальных изменений в культурной сфере пока действительно не произошло. Игорь Лиховый остался на должности министра культуры, за ним не замечены какие-то крамольные или контроверсионные заявления и действия. Не звучали и серьезные политические упреки в адрес руководства МКТ. Мероприятия, особенно юбилейные (ІV Всемирный форум украинцев, День Независимости, торжества по случаю 150-й годовщины со дня рождения Ивана Франко, 65-я годовщина трагедии в Бабьем Яре, празднование 750-летия Львова), проводятся с размахом. Но есть нюансы. Нынешнее руководство Минфина, в отличие от предыдущего, решило резко усилить бюджетную дисциплину в культурной сфере. Таким образом, средства, на конец сентября текущего года оставшиеся на счетах МКТ неосвоенными, согласно бюджетной раскладке отозваны и перенесены на четвертый квартал. Преимущественно это средства (а речь идет о сумме в 51 миллион), предусмотренные на кинопроизводство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и проведение уже упомянутых мероприятий. На запрос «ЗН» и в Минфине, и в бюджетном комитете ВР подчеркивают: объем финансирования отвечает цифрам, зафиксированным в Госбюджете на 2006 год, просто сдвигаются сроки. Но учитывая это вероятность успешного освоения «перенесенных» на конец года денег катастрофически уменьшается.

Действительно, кто же возьмется в ноябре, когда зарядят дожди, перекрывать, скажем, крышу музея (разве что крыть матом, но это уже другая карта)? Кроме того, в связи с перенесением средств на IV квартал под угрозой срыва оказался и ряд запланированных представительских мероприятий: год Украины в Грузии, месяц украинской культуры в Австрии и Японии. Бюджетно-финансовые рычаги влияния на культурную политику в опытных руках могут стать поистине архимедовским инструментом. Тем более что точка опоры в виде буквы закона уже найдена.

А тут еще как предупреждение прозвучало заявление первого заместителя министра финансов Украины Вадима Копылова, обнародованное на пресс-конференции 27 сентября. Речь о дыре в расходной части госбюджета-2006 в 2,5 млрд. грн. «В связи с чем планируется уменьшить расходы менее социально значимых программ, в частности уменьшить административные расходы министерств и ведомств», сообщил господин Копылов. В число социально незначимых вполне могут попасть и программы МКТ. Ведь среди приоритетов деятельности правительства на 2007 год развитие культуры не значится.

В минкультовских кабинетах признают справедливость жалоб по поводу недостаточной эффективности использования бюджетных средств по программам, финансирующимся из МКТ. Но «ЗН» советуют не драматизировать ситуацию. Дисциплина, дескать, это хорошо, и порядок в использовании бюджетных средств должен соблюдаться строго. Вместе с тем руководство Минкультуры в который раз подчеркивает: система распределения бюджетных средств несовершенна, так как расходы на культуру в пределах бюджетного года формируются непропорционально. Соотношение примерно следующее: до 35—37% средств приходится на первое полугодие, 65—63% — на второе. Это и есть остаточный принцип действия: что осталось от других, более «весомых», программ, направляется на культурные потребности.

Ситуация несколько изменилась за период премьерства Юрия Еханурова. Тогда с Минфином удалось договориться о более рациональном распределении расходов в течение года. В результате средства на реставрацию историко-культурного наследия чуть ли не впервые стали выделять ближе к середине года. Но ситуация с пропорциональным распределением средств на культурно-художественные программы осталась без изменений.

Даже при условии хотя и относительного, но содействия, вовремя распорядиться жалкими суммами, поступающими на культурные потребности, оказалось не так просто.

Взять хотя бы тендер, от одного лишь упоминания о котором лихорадит и менеджеров, и продюсеров (тех, кто пытается наладить партнерские отношения с МКТ). Действующим законодательством, нормативами Госказначейства предусмотрено: суммы, превышающие 30 тыс. грн., от заказчика к исполнителю могут попасть только через тендерную закупку. А это хлопотная процедура, требующая времени — от 25 до 45 дней. Особенно страдает от тендеров киноотрасль. До марта 2006 г. для размещения государственных заказов на производство фильмов можно было обходиться без тендеров, поскольку учитывалась специфика производства фильмов, связанная, в частности, с этапностью работ. Однако после освобождения Минэкономики от функции контроля за выполнением закона о тендерных закупках и передачи соответствующих полномочий Тендерной палате, Антимонопольному комитету, Счетной палате ситуация изменилась. Министр культуры и туризма Игорь Лиховый признается «ЗН», что из-за «нестыковок» с финансированием кинопроцесса участились конфликты с режиссерами. «И их можно понять, — продолжает министр, — ведь вот, например, зацвели предусмотренные сценарием сады или выпал первый снег, а денег на съемку нет!»

Но тендеры — это еще полбеды. Есть положение, согласно которому МКТ имеет право осуществить предоплату исполнителям в объеме не более чем 75% от суммы стоимости работ, указанной в соглашении, — объясняет заместитель министра культуры Владислав Корниенко. Остальные деньги выплачиваются после предоставления исполнительных документов (а чаще всего окончательный расчет происходит в декабре). То есть министерство фактически заставляет исполнителей проводить мероприятия в долг.

Но ведь и получить 75% предоплаты тоже удается далеко не всем. Скажем, участникам Дней Украины в Грузии МКТ оплатило только билеты, проживание, питание и прочие расходы за собственный счет. Подготовку же костюмов, рекламной продукции и тому подобного обещают оплатить позже (конечно, если будут все необходимые документы). А надлежащего медиаобеспечения, похоже, и на этот раз не дождаться.

Так и возникают «нестыковки». Исполнители работ, особенно если они стремятся провести концерт или выставку более-менее качественно, вынуждены рассчитываться из собственного кармана, конечно наличкой, то есть собрать в итоге все необходимые для отчета бумажки, а значит и вернуть вложенные деньги (официальным путем) удается не всегда.

Вот здесь и появляется почва для разворачивания разнообразных теневых схем. Это касается структур, которые, несмотря ни на что, все-таки осмеливаются (или вынуждены работать) с МКТ. А это заставляет самых мощных в финансовом и организационном плане игроков обходить главное культурное ведомство страны десятой дорогой.

Тому же, кто держит бюджетный рычаг, в такой ситуации достаточно легкого движения руки, чтобы достичь нужных политических результатов почти незаметными для широкой публики движениями. Сомнений в том, что ключевые фигуры команды Януковича и в дальнейшем будут использовать архимедовские рычаги, не возникает. Тем более, когда точка опоры найдена. Вопрос заключается только в цене и масштабах бюджетного поднимания.

Что предлагает в этой ситуации Минкультуры? Игорь Лиховый считает: процедуру тендера для культурной отрасли следует сделать более экономной, — и тогда она будет действенной. Для оптимизации бюджетного планирования, по его мнению, необходимо применить схему, по которой сначала формируется пакет предложений от общественных организаций, творческих союзов, творческих коллективов, а также от государственных служб, отраслевых управлений и отделов министерства; затем над предложениями работает экспертная группа, на конкурсных принципах отбирающая исполнителей, знакомящаяся с их концепциями. «Мы должны финансировать достижение ощутимых результатов, а не просто дотировать определенные институты, коллективы или личностей — даже очень талантливых и заслуженных», — говорит министр.

Вот только до прогрессивных ли реформ будет главным культурменеджерам страны, если оперативная деятельность вверенного им ведомства — это сплошное балансирование на скользких местах бюджета? А учитывая, что именно культура в нашей стране оказалась самым проблемным звеном завершения постсоветских трансформаций, заведение культурных процессов в тупик действительно будет иметь далеко идущие последствия.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме