Если бы известный драматург Александр Островский решил «усовершенствовать» одну из своих известных комедий, но уже на тему современного состояния украинской культуры, то возможный парадоксальный вариант названия для такой пьесы — «Не было гроша, да алтын отобрали». В нашей культсреде в последнее время все чаще говорят об «урезании» финансирования в сфере прекрасного. Ярослав Федоришин, руководитель театрального фестиваля «Золотой Лев», на страницах «ЗН» намекает именно на это. Меньше, чем обещали, получит в этом году кинофестиваль «Молодость». Некоторые проекты, возможно, будут вообще заморожены именно по этим причинам. Примеров достаточно. Хотя, удивительное дело: опять речь идет о неиспользованных средствах в культурной сфере...
Нынешние «маневры» между Кабинетом министров и секретариатом президента, кроме социально-политического с экономическим, имеют, бесспорно, еще и культурное измерение. По крайней мере должны иметь. Ведь речь о столкновении двух систем ценностей, норм, практик, дискурсов и смыслов — то есть о том, что составляет скелет культуры. Уже этот нюанс — достаточный повод для того, чтобы пристальнее присмотреться, как в такой ситуации чувствует себя культурная отрасль. А если отметить, что речь идет о том участке государственной политики, который с 2005 года оказался в сфере особой опеки Банковой и персонально президента Украины, вспомнить о бюджетном процессе, то возникает вопрос, почему культурная проблематика до сих пор не стала топ-темой для экспертного сообщества.
Радикальных изменений в культурной сфере пока действительно не произошло. Игорь Лиховый остался на должности министра культуры, за ним не замечены какие-то крамольные или контроверсионные заявления и действия. Не звучали и серьезные политические упреки в адрес руководства МКТ. Мероприятия, особенно юбилейные (ІV Всемирный форум украинцев, День Независимости, торжества по случаю 150-й годовщины со дня рождения Ивана Франко, 65-я годовщина трагедии в Бабьем Яре, празднование 750-летия Львова), проводятся с размахом. Но есть нюансы. Нынешнее руководство Минфина, в отличие от предыдущего, решило резко усилить бюджетную дисциплину в культурной сфере. Таким образом, средства, на конец сентября текущего года оставшиеся на счетах МКТ неосвоенными, согласно бюджетной раскладке отозваны и перенесены на четвертый квартал. Преимущественно это средства (а речь идет о сумме в 51 миллион), предусмотренные на кинопроизводство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и проведение уже упомянутых мероприятий. На запрос «ЗН» и в Минфине, и в бюджетном комитете ВР подчеркивают: объем финансирования отвечает цифрам, зафиксированным в Госбюджете на 2006 год, просто сдвигаются сроки. Но учитывая это вероятность успешного освоения «перенесенных» на конец года денег катастрофически уменьшается.
Действительно, кто же возьмется в ноябре, когда зарядят дожди, перекрывать, скажем, крышу музея (разве что крыть матом, но это уже другая карта)? Кроме того, в связи с перенесением средств на IV квартал под угрозой срыва оказался и ряд запланированных представительских мероприятий: год Украины в Грузии, месяц украинской культуры в Австрии и Японии. Бюджетно-финансовые рычаги влияния на культурную политику в опытных руках могут стать поистине архимедовским инструментом. Тем более что точка опоры в виде буквы закона уже найдена.
А тут еще как предупреждение прозвучало заявление первого заместителя министра финансов Украины Вадима Копылова, обнародованное на пресс-конференции 27 сентября. Речь о дыре в расходной части госбюджета-2006 в 2,5 млрд. грн. «В связи с чем планируется уменьшить расходы менее социально значимых программ, в частности уменьшить административные расходы министерств и ведомств», сообщил господин Копылов. В число социально незначимых вполне могут попасть и программы МКТ. Ведь среди приоритетов деятельности правительства на 2007 год развитие культуры не значится.
В минкультовских кабинетах признают справедливость жалоб по поводу недостаточной эффективности использования бюджетных средств по программам, финансирующимся из МКТ. Но «ЗН» советуют не драматизировать ситуацию. Дисциплина, дескать, это хорошо, и порядок в использовании бюджетных средств должен соблюдаться строго. Вместе с тем руководство Минкультуры в который раз подчеркивает: система распределения бюджетных средств несовершенна, так как расходы на культуру в пределах бюджетного года формируются непропорционально. Соотношение примерно следующее: до 35—37% средств приходится на первое полугодие, 65—63% — на второе. Это и есть остаточный принцип действия: что осталось от других, более «весомых», программ, направляется на культурные потребности.
Ситуация несколько изменилась за период премьерства Юрия Еханурова. Тогда с Минфином удалось договориться о более рациональном распределении расходов в течение года. В результате средства на реставрацию историко-культурного наследия чуть ли не впервые стали выделять ближе к середине года. Но ситуация с пропорциональным распределением средств на культурно-художественные программы осталась без изменений.
Даже при условии хотя и относительного, но содействия, вовремя распорядиться жалкими суммами, поступающими на культурные потребности, оказалось не так просто.
Взять хотя бы тендер, от одного лишь упоминания о котором лихорадит и менеджеров, и продюсеров (тех, кто пытается наладить партнерские отношения с МКТ). Действующим законодательством, нормативами Госказначейства предусмотрено: суммы, превышающие 30 тыс. грн., от заказчика к исполнителю могут попасть только через тендерную закупку. А это хлопотная процедура, требующая времени — от 25 до 45 дней. Особенно страдает от тендеров киноотрасль. До марта 2006 г. для размещения государственных заказов на производство фильмов можно было обходиться без тендеров, поскольку учитывалась специфика производства фильмов, связанная, в частности, с этапностью работ. Однако после освобождения Минэкономики от функции контроля за выполнением закона о тендерных закупках и передачи соответствующих полномочий Тендерной палате, Антимонопольному комитету, Счетной палате ситуация изменилась. Министр культуры и туризма Игорь Лиховый признается «ЗН», что из-за «нестыковок» с финансированием кинопроцесса участились конфликты с режиссерами. «И их можно понять, — продолжает министр, — ведь вот, например, зацвели предусмотренные сценарием сады или выпал первый снег, а денег на съемку нет!»
Но тендеры — это еще полбеды. Есть положение, согласно которому МКТ имеет право осуществить предоплату исполнителям в объеме не более чем 75% от суммы стоимости работ, указанной в соглашении, — объясняет заместитель министра культуры Владислав Корниенко. Остальные деньги выплачиваются после предоставления исполнительных документов (а чаще всего окончательный расчет происходит в декабре). То есть министерство фактически заставляет исполнителей проводить мероприятия в долг.
Но ведь и получить 75% предоплаты тоже удается далеко не всем. Скажем, участникам Дней Украины в Грузии МКТ оплатило только билеты, проживание, питание и прочие расходы за собственный счет. Подготовку же костюмов, рекламной продукции и тому подобного обещают оплатить позже (конечно, если будут все необходимые документы). А надлежащего медиаобеспечения, похоже, и на этот раз не дождаться.
Так и возникают «нестыковки». Исполнители работ, особенно если они стремятся провести концерт или выставку более-менее качественно, вынуждены рассчитываться из собственного кармана, конечно наличкой, то есть собрать в итоге все необходимые для отчета бумажки, а значит и вернуть вложенные деньги (официальным путем) удается не всегда.
Вот здесь и появляется почва для разворачивания разнообразных теневых схем. Это касается структур, которые, несмотря ни на что, все-таки осмеливаются (или вынуждены работать) с МКТ. А это заставляет самых мощных в финансовом и организационном плане игроков обходить главное культурное ведомство страны десятой дорогой.
Тому же, кто держит бюджетный рычаг, в такой ситуации достаточно легкого движения руки, чтобы достичь нужных политических результатов почти незаметными для широкой публики движениями. Сомнений в том, что ключевые фигуры команды Януковича и в дальнейшем будут использовать архимедовские рычаги, не возникает. Тем более, когда точка опоры найдена. Вопрос заключается только в цене и масштабах бюджетного поднимания.
Что предлагает в этой ситуации Минкультуры? Игорь Лиховый считает: процедуру тендера для культурной отрасли следует сделать более экономной, — и тогда она будет действенной. Для оптимизации бюджетного планирования, по его мнению, необходимо применить схему, по которой сначала формируется пакет предложений от общественных организаций, творческих союзов, творческих коллективов, а также от государственных служб, отраслевых управлений и отделов министерства; затем над предложениями работает экспертная группа, на конкурсных принципах отбирающая исполнителей, знакомящаяся с их концепциями. «Мы должны финансировать достижение ощутимых результатов, а не просто дотировать определенные институты, коллективы или личностей — даже очень талантливых и заслуженных», — говорит министр.
Вот только до прогрессивных ли реформ будет главным культурменеджерам страны, если оперативная деятельность вверенного им ведомства — это сплошное балансирование на скользких местах бюджета? А учитывая, что именно культура в нашей стране оказалась самым проблемным звеном завершения постсоветских трансформаций, заведение культурных процессов в тупик действительно будет иметь далеко идущие последствия.