Мирослав Вантух: «НИГДЕ ТАК НЕ ОЩУЩАЕШЬ ЛЮБВИ К СВОЕЙ ЗЕМЛЕ, КАК ДАЛЕКО ОТ НЕЕ»

Поделиться
Вернулся в родные пенаты Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им.П.Вирского, гастролировавший по городам Германии и Люксембурга...

Вернулся в родные пенаты Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им.П.Вирского, гастролировавший по городам Германии и Люксембурга. Сам по себе факт не такой уж и особенный, если учесть, что название этого легендарного коллектива, за 60 лет своего существования объехавшего с гастролями свыше 60 стран мира, на отечественных афишах встречается крайне редко.

Все заграничные поездки коллектива финансирует, как правило, принимающая сторона, она же переманивает лучших украинских танцоров, предлагая им контракты с зарплатами до 12 тысяч долларов в месяц. В украинской казне таких средств нет, гастрольная деятельность ансамбля Вирского не финансируется государством уже несколько лет, если не считать небольшого прошлогоднего турне по восточным областям Украины, организованного Министерством культуры и искусств после присвоения коллективу статуса национального.

Являясь флагманом украинской хореографии и не требуя у государства ни копейки на зарубежные гастроли, ансамбль является еще и одним из источников пополнения доходной части госбюджета, отдавая в виде налогов почти половину из заработанного. Однако, несмотря ни на что, коллектив должен больше выступать дома, обогащая собственную культуру и принося радость соотечественникам. Так считает Мирослав Михайлович ВАНТУХ - бессменный художественный руководитель ансамбля на протяжении почти 20 лет, народный артист Украины, профессор, лауреат Государственной премии им. Т. Г. Шевченко.

- Мирослав Михайлович, во времена СССР существовал негласный рейтинг профессиональных танцевальных коллективов, согласно которому украинский ансамбль имени Вирского всегда шел после российского ансамбля под руководством Моисеева. Прошлогодние Дни культуры Украины в России, где на одной сцене выступали оба эти коллектива, показали, что украинский ансамбль является сейчас бесспорным лидером на всей территории бывшего Союза. Как вам удалось этого добиться в такое нелегкое для Украины время?

- Неустанным ежедневным трудом. В любом виде искусства ничего никому легко не дается, а особенно в балете, где нужно иметь огромное терпение и желание трудиться. Балет, по сути, - это шахтерский труд, поскольку даже самому талантливому артисту нужно время, чтобы не только освоить техническую сторону дела, а стать настоящим мастером, оживляющим в каждом движении характер и образ того или иного народного танца. Для подготовки артистов такого уровня нужно как минимум 10 лет, а если танцор хочет быть профессионалом наивысшего класса, то ему нужно работать всю свою творческую жизнь.

Ансамбль Вирского - это уникальное учреждение, практически не имеющее аналогов в мире. В хореографической школе при ансамбле с 9-летним сроком обучения занимается 260 детей, а в 2-годичной студии - еще 60 студентов, из класса в класс они переходят на конкурсной основе, аналогичным образом происходит и отбор в ансамбль, куда попадают лучшие из лучших. Для сравнения: при ансамбле Моисеева существует только хореографическая школа с 4-летним обучением. Так что наша система подготовки и воспитания танцоров более сложна и многоступенчата, но она дает свои плоды: коллектив не ощущает упадка, наоборот - продолжает развиваться, хотя это необыкновенно трудно.

- Особенно, если учесть, что затратив свыше 10 лет на подготовку артиста балета, государство не может быть уверено в возвращении этих затрат, ведь лучшие остаются работать по контрактам за границей. Как вы относитесь к проблеме «утечки» кадров?

- Конечно, я каждого артиста люблю, уважаю и жалею. Я им всем говорю о любви к своей земле и о том, что не все же должны уезжать - кому-то и здесь надо работать. Но все мои убеждения часто бывают напрасны, потому что у артиста балета очень короткая творческая жизнь: в 36-37 лет он уже идет на пенсию. Старый танцор никому не нужен. Ну скажите, какая может быть Одетта-Одиллия в 50 лет? Когда-то у Григоровича, главного режиссера Большого театра (как раз тогда шла «война» между ним и Майей Плисецкой), спросили: как долго может танцевать балерина? Он ответил: «Танцевать она, конечно, может долго, но на это вряд ли можно долго смотреть».

Я тоже убежден, что танец - это искусство молодых. Поэтому я рад за тех людей, которым предлагают солидные контракты, как например, одной нашей паре, зарабатывающей по 12 тысяч долларов в месяц в популярнейшем ирландском ансамбле «River Dance». А с другой стороны, я отношусь к этому негативно, потому что на танцора работает целая фабрика: и педагоги, и музыканты, и костюмеры, не говоря уж о таких вещах, как затраты на амортизацию помещений, энергоснабжение и так далее. И все это безвозвратно уходит, как вода в песок. Например, воспитав хорошего футболиста, клуб может выгодно его «продать», имея на этом немалую прибыль, мы же так поступить не имеем права, потому что у нас до сих пор нет контрактной формы договора и соответствующей законодательной базы на этот счет. Поэтому за последние 7 лет работать за границей остались свыше 100 процентов артистов нашего ансамбля.

- А лично вам не предлагали контрактов за границей?

- Конечно предлагали, еще начиная с 1979 года, когда я проводил в Америке и Канаде семинары по хореографическому мастерству. Но я бы никогда не смог там остаться, ни тогда, в молодые годы, ни особенно теперь. Объездив с ансамблем полмира, я понял, что нигде так не ощущаешь любви к своей земле, как далеко от нее. Я им тогда сказал, что работаю на своей земле, дышу своим воздухом и буду здесь жить, что бы ни случилось. Там тоже не сладко, там правит доллар, и каждый живет только для себя. А я человек искусства, мне обязательно нужно общение. Вот я иду на работу пешком, и каждый камень будто бы разговаривает со мной. Смотрю на эти дома - а они вроде живые, и чем старше я становлюсь, тем больше люблю свою землю и свой народ. Когда я был молодой, то говорил: я что-то делаю, я что-то могу, а теперь мне все чаще хочется сказать «мы».

- Своих артистов вы тоже воспитываете в духе такого патриотизма?

- Безусловно! Я всегда считал и считаю, что наш ансамбль, как и другие художественные коллективы, которые содержатся государством, должны служить своему народу и его культуре, искусство только тогда находит дорогу к сердцам, когда оно действительно высокодуховное, искреннее и чистое. А показать высокое искусство народного танца невозможно без любви к родной земле. Мы не создаем никаких материальных благ, но мы делаем совершенно другое, не менее важное и нужное людям дело. Мы работаем на авторитет, имидж и престиж своего государства, потому что именно через культуру и искусство нас лучше узнают в мире.

- Мне приходилось воочию наблюдать, как на ваших концертах зрители плачут от переполняющих их чувств. О выступлениях ансамбля Вирского за границей ходят легенды. Слышала, что после одного концерта, в котором принимали участие дети - учащиеся школы-студии, - наиболее экзальтированные зрители вдруг начали стаскивать их со сцены, тиская в объятиях, обнимая, целуя...

- Да, было такое. Вообще, я не помню случая, чтобы на нашем концерте не стояли зрители, чтобы не топали ногами и не кричали от восторга. За последние 7 лет мы 12 раз побывали во Франции, трижды выступали в самом престижном концертном зале Парижа «Палас де Конгресс», где 4800 мест, и на всех концертах яблоку негде было упасть. Зрители там уже знают, что Украина - это не часть России, и очень высоко ценят наше искусство. В одной из самых влиятельных французских газет «Le Figaro» о нашем выступлении было написано, что такой идеальный народный спектакль можно увидеть лишь раз в 10 или 20 лет. И так считают в пресыщенном искусством Париже, который не только французы любят называть столицей мира.

- Выходит, что там ценят ваше искусство, а тут нет?

- Я бы так не сказал. Когда в прошлом году были на гастролях в Донецке, Днепропетровске и Луганске, я не предполагал, что наши люди будут нас так горячо воспринимать и в каждом театре будут битком набитые залы. Люди уже соскучились за настоящим искусством и устали от бесконечно звучащей «фанерной» эстрады. Мне как человеку и гражданину было бесконечно приятно, что именно наш украинский народ так любит и ценит свой ансамбль Вирского. Для меня это самая высокая награда.

- В истории ансамбля Вирского, конечно, было немало ярких эпизодов, которые врезаются в память на всю оставшуюся жизнь. Какой момент вам памятен более других?

- Вспоминаю случай, произошедший два года назад. Наш ансамбль был приглашен для выступления в Монте-Карло, на открытие чемпионата мира по теннису. В «Звездном зале» на 2000 мест стояли столики, за которыми сидели только миллионеры и миллиардеры. Перед нами выступали кубинские танцоры, потом шведы, а в это время миллионеры ели и пили. Для меня это было ужасно обидно и унизительно, никогда прежде не бывало, чтобы мы танцевали, а люди занимались процессом поглощения пищи. Но когда наши артисты вышли на сцену, все замерло: были отложены в сторону ножи и вилки, официанты перестали носить еду и выпивку, и все так заворожено сидели ровно 1 час и 15 минут, пока не закончилось наше выступление. А потом случилось непредвиденное: эти избалованные роскошью мультимиллионеры зааплодировали стоя, бросая на сцену цветы. Как мне потом рассказали, это был второй такой случай в истории «Звездного зала». Первый произошел лет 10 назад, когда там выступал Лучано Паваротти. После концерта меня пригласил за свой столик Принц Альберт и сказал: «Я знаю, что в вашей стране есть экономические проблемы, но если у вашего народа такая высокая культура, то этот народ справится с любыми трудностями». Я с ним полностью согласен и прошу Бога, чтобы он дал терпения моему народу, который - я уверен - обязательно преодолеет кризис и станет жить так, как он того достоин.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме