Хранить вечно. Директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий: «Я понимаю, что наши бизнесмены уже имеют все, кроме исторических замков, так теперь и их хотят отобрать...»

Поделиться
Празднование 100летия Львовской галереи искусств началось в середине февраля и продолжалось несколько дней...

Празднование 100летия Львовской галереи искусств началось в середине февраля и продолжалось несколько дней. Жаль, что до дворца Потоцких так и не нашел времени доехать губернатор Львовщины г­н Олийнык (а должен бы, потому что именно Петр Михайлович был председателем оргкомитета по организации юбилея галереи), а потому приветствовал именинников и всех собравшихся один из его заместителей.

Жаль также, что на свой большой юбилей Львовская галерея искусств —крупнейший в Украине художественный музей — так и не получила желаемого и долгожданного подарка — статуса «Национальная». А само празднование, по словам директора Львовской галереи искусств Бориса Возницкого, было под угрозой срыва, поскольку до последнего момента «зависал» вопрос с финансированием.

«Оказывается, у нас родилась княгиня Ольга!»

— Борис Григорьевич, что вы считаете на нынешний день высшим своим достижением?

— Когда 45 лет назад я прибыл на эту должность, у нас было 11 тысяч экспонатов. Сейчас — около 60 тысяч. То есть я почти в шесть раз увеличил фонды галереи, причем не какими-то случайными экспонатами… На то время во Львовской области было закрыто 500 католических костелов и 800 церквей. Их превратили в склады. Оперный театр дал нам списанный грузовичок, мне лично товарищ из Москвы подарил мотоцикл, и мы отправились в экспедиции, во время которых собрали 15 тысяч вещей и создали большую коллекцию национального искусства — около тысячи портретов и около двух тысяч икон. Ни один музей Европы не может похвастаться тысячей региональных портретов! Например, Париж не имеет тысячи парижских портретов XVI—XVIII веков. У них, конечно, есть много портретов, но из всей Франции. А у нас такие, что нарисованы только во Львове. Это редкая коллекция. Во время революции какой был лозунг? Мир хижинам — война дворцам. Все жгли, уничтожали, в том числе и мебель. А мы собрали 2,5 тысячи предметов мебели XIX века. Кое-кто даже смеялся: «Возницкий, зачем ты эту мебель собираешь?». А теперь уже никому не до шуток, потому что та мебель заполняет наши замки, наши музеи. Мы сделали большое дело, которое решило последующее существование галереи — речь идет об около 20 тысячах экспонатов, которые отыскали во время экспедиций. А еще ездили и в Тернопольскую, и в Ивано-Франковскую области. Сначала все свозили и складировали, а когда увидели, что экспонатов достаточно, решили их выставлять. Вот так и началось открытие новых музеев — их тогда создали четырнадцать. То же касается и книг. Мы даже нашли одну книжку дофедоровского издания. Раньше все считали Федорова первопечатником: и украинским, и российским. Но даже на надгробии написано: «Иван Федорович, москвитин, печатник книг, пред тем невиданных, возобновил книгопечатание занедбанное», что мы и доказали. Привезли около 10 тысяч старопечатных книг и создали Музей книги. У нас много предметов национального искусства. Создали Олесский замок как музей регионального искусства XIV— XVIII веков. На четырехметровой Пятничанской башне увидели готический свод, начали изучать, а это, оказывается, XIV век. Мы башню отреставрировали, и сейчас там Музей оборонной архитектуры Украины XIV века. Нашли и икону, где есть надпись, что ее сделал епископ Иосиф Выговский. А это внук гетмана Ивана Выговского. Потом нашли двери церкви, которую построил Иван Выговский. Уже в том селе, где двери нашли, начали исследования: оказывается, он там жил, туда же его после расстрела поляками привезли мертвым. Там и его жена лежит. Ищем гробницу Выговского. Вот вам и Музей Выговского. Сделали Олесский замок, а рядом — поселок Пидлысся. Там пустырь — только камень стоит, что на этом месте был когда-то дом, где родился наш поэт Маркиян Шашкевич. И еще колодец, откуда еще при Шашкевиче воду брали. И два дуба. Вспоминаете? «Най тє скаже дуб старенький, і один, і другий, як я жив тут ще маленький — без нудьги і туги». Вот мы и подумали, почему бы не восстановить эту усадьбу? Нам тогда Олесь Гончар очень помог — приезжал, ходил в обком партии, просил, чтоб посодействовали. И мы полностью отстроили усадьбу Шашкевича. Вот так все! Только бери и делай! Несколько лет назад вернулся из Америки наш львовский скульптор Михаил Дзындра и привез целый корабль скульптуры — около тысячи предметов, модерных, современных скульптур, почти в человеческий рост, заплатил огромные налоги, чтоб ввезти это в Украину. И говорит: «Хочу подарить это государству». А государство ему: «Куда же мы все это денем?». Ходил по всем музеям — отказывали. В конце концов увидев, что мы все такие бедные, продал в Калифорнии свой дом и построил в предместье Львова, в Брюховичах, огромный павильон на 1600 квадратных метров, расставил свои скульптуры: «Ну, теперь-то возьмете?» Вот вам и первый в Украине Музей модерного искусства Михаила Дзындры. Он, кстати, построил этот музей и умер. Теперь там работает его жена. Вот таких музеев, кроме Картинной галереи, у нас 14. То, что собрали, и то, что могли разместить по музеям, чтобы показать. Где показываем? Мы же не берем павильон или обычную хату… Мы же памятник берем! Пять замков, у нас 22 памятника архитектуры, которые охраняются государством. Но государство давно махнуло на них рукой. У нас 22 дома замков, монастырей, церквей, костелов, постоялых дворов, гостиниц XVIII века. Например, Подгорецкий замок — самая старая гостиница в Украине и корчма, построенные в середине XVIII века. В той гостинице ночевал Оноре де Бальзак. Сейчас ищем инвестора, чтоб сделать там гостиницу и ресторан возле Подгорецкого замка. Должен вырасти целый город в Плисниске. Оказывается, у нас родилась княгиня Ольга. Через 150 лет после ее смерти в летописи записали: Ольга родилась в Плескно. Думали, что это за Плескно? И решили, что это Псков. Вот так княгиня Ольга стала псковитянкой. Болгары говорили, что это наши Плиски, то есть Ольга — болгарка. А теперь мы точно знаем, что Плисниско — городище VII века до нашествия Батыя. Там родилась княгиня Ольга, в 14 лет пошла замуж в Киев. Там есть Ольгин сад, он так и до сих пор называется. Здесь была Большая Моравия, и Ольга была дочерью моравского князя. Видите, какие тонкости открываем! Но государство это не очень интересует.

«Мне звонили из Киева и спрашивали: что вы сделали
с Януковичем?»

— Почему же государство вами почти не интересуется?

— Государство, очевидно, больше привлекают политические интриги. Кстати, недавно во Львове был Виктор Федорович Янукович. Я ему показывал наш дворец Потоцких. Мне кажется, что люди, которые не являются идеологами, намного больше интересуются искусством. Янукович очень интересовался картинами, спрашивал, откуда они… Не знаю, возможно, он бывал в музеях, но у меня создалось впечатление, что он никогда не видел музеев. А на второй день мне звонили из Киева и спрашивали: «Что вы сделали с Януковичем?.. Он, выступая в Кабинете министров, сказал: мы много недорабатываем, нужно давать деньги туда, где памятники есть, нужно с музеями что-то делать». То есть впервые за последние годы в Кабинете министров была поднята проблема бережного отношения к достопримечательностям.

— Вы так легко обо всем говорите, что у меня создается впечатление, будто у Львовской галереи искусств совсем нет проблем...

—Проблемы есть, и очень много. Причем в разные времена они разные… Например, в советское время нам очень проблематично было выставить какое-то распятие или, допустим, портреты шляхты, потому что секретарь обкома по идеологии всегда говорил, что это — идеологически вредная вещь. Но тогда хватало денег. Тогда я мог делать, что хотел. Известь, цемент, кирпич — без вопросов, потому что это все было плановое хозяйство. Олесский замок, например, мы отреставрировали и открыли за пять лет, причем в 1975 году, когда советская идеология запрещала это вообще. Мы вынуждены были поставить во дворе памятник Ленину, Буденному, чтоб как-то все это согласовать с общей концепцией… Уже потом, в наше время, при независимой Украине, возникли другие проблемы. Когда был склад, государство отвечало за сохранение церкви, а также за сохранность вещей, которые там есть. Мы делали опись, а председатель поселкового совета подписывал ее, то есть брал ответственность на себя. А теперь… Священники очень мало образованы. Продать? Продать! Или разобрать! Предположим, построили новую церковь, так зачем теперь старая? Подожгли — и все. На Львовщине за два последних года сгорело семь церквей! Сравните: в советское время сгорела одна церковь. А в наше время сгорело около 30 церквей. Жгут кому заблагорассудится. В Украине есть государственная служба охраны, но она очень плохо работает, а во Львове такой службы вообще нет. И это при том, что на Львовщине немало достопримечательностей, которые охраняются государством. Кстати, и с деньгами неладно. Средства по культуре выделяются на душу населения. Допустим, и Луганщина, и Львовщина имеют по три миллиона населения. Но в Луганске — два музея и девять достопримечательностей, а во Львове — 18 музеев и тысячи достопримечательностей. А деньги нам на области выделяют одинаковые. Вот и Янукович, когда был у нас, сказал: «Что-то мы неправильно делаем»…

— А почему Львовская галерея искусств до сих пор не имеет статуса национальной?

— Надеялись, к нашему юбилею этот вопрос наконец решится. Мы и раньше говорили об этом президенту, и он дал поручение прошлому правительству о подготовке соответствующих документов. Все якобы было готово, но где-то потерялось. Теперь опять собирают документы. Но в связи с последними политическими событиями…

— Сколько денег выделяет вам на год областная администрация?

— 5,2 миллиона гривен.

— Разве достаточно этих средств?

— В последние 15 лет нам дают только зарплату и оплачивают энергоносители. Мы ни разу не получили денег на приобретение экспонатов или, скажем, на ремонт. Если нужно что-то отремонтировать, ищем спонсоров. Иногда везет на добрых людей. Когда-то к нам пришел министр транспорта Георгий Кирпа и попросил одолжить на год четыре картины в офис. За это заплатил 50 тысяч, и мы отремонтировали крышу на галерее. В Золочеве реставрировали замок, а денег нет. Заявил о своем желании помочь народный депутат Петр Писарчук. Он не говорит, сколько денег потратил, но мне кажется, что это более 10 миллионов, и дал он их на реконструкцию огромного оборонного сооружения перед воротами замка, которое называется равелином. Я его уже ни о чем не прошу, стесняюсь просить, а он спрашивает: «Что дальше? Давай я буду делать фасады большого дворца».

— Сегодня такие люди есть, а завтра — нет…

— Конечно, это не должно быть системой. Наибольшая наша проблема — законы. В 2000 году Кучма подписал Закон «Об охране достопримечательностей», где все расписано о государственной службе, которая имеет право штрафовать на 1000 окладов и тому подобное… Такая служба должна быть в каждой области. Во Львове же, при наличии такого количества достопримечательностей, — тем более! А у нас глава областной администрации создает отдел охраны достопримечательностей, а это — незаконно. Речь идет прежде всего о передаче в концессию Свиржского замка: «Там нет хозяина, сдадим его в концессию». А это значит просто кому-то отдать замок. Нельзя этого делать! Тем более что закон о концессии запрещает отдавать замки с рекреационными зонами. Вот такая у меня сейчас проблема с областной администрацией. В Украине всего 25 замков. Это очень мало. У поляков, например, их 180, у чехов — 360. Так неужели мы ничего не можем сделать, чтобы развивать туризм, чтобы сюда люди ехали, тем более что мы хотим это делать?! Мы, имея три замка — Олесский, Подгорецкий и Золочевский, — объявили, что это — Золотая подкова Украины. И народ хлынул туда. В замках за год бывает по 100 тысяч туристов, мы начали даже зарабатывать, можем что-то купить, отремонтировать. Так почему должны кому-то отдавать Свиржский замок, который принадлежит Союзу архитекторов? Архитекторы его 30 лет реставрировали, сделаны 80 процентов работ! Сейчас я заключил соглашение с Национальным союзом архитекторов Украины о совместимом пользовании замком. Хотим, чтобы Свиржский замок функционировал как дом творчества писателей, художников, журналистов. Ни в коем случае, говорят мне! Я понимаю, что наши бизнесмены уже все имеют, кроме исторических замков, а теперь и их хотят забрать.

«Туда ткнешься,
сюда ткнешься — нигде нет денег»

— А что за история с деньгами к празднованию столетия?

— Нам должны были выделить 100 тысяч, потом сумму уменьшили до 50. И все равно говорили, что это много. У нас были большие проблемы с заказом гостиниц для гостей, арендой Оперы — все делалось под гарантийные письма. Кроме того, 100 лет галереи — это не только торжества во Львове. В частности, 2007-й объявлен годом Пинзеля. Мы во время празднования 750-летия Львова заключили с госпожой Матвиенко соглашение между двумя культурными столицами — Львовом и Санкт-Петербургом об обмене выставками, концертами и тому подобное. А чтобы отправить куда-то большую выставку, нужны большие средства, потому и просили вначале 100 тысяч. Да что об этом говорить, если средства не были заложены в бюджет…

— А разве не предполагается такие расходы закладывать в бюджет заранее?

— Безусловно, предполагается. При условии, что власть в этом заинтересована…

— Похоже, все это нужно только вам лично. Не обидно?

— Еще как обидно. Я же предлагал: давайте вообще не будем праздновать столетие, и тогда все будет нормально. Меня начали вызывать, уговаривать…

— А чего бы вам больше всего хотелось сейчас?

— Знаете, очень многое уже сделано. И очень многое начато. Это, во-первых, Подгорецкий, Золочевский, Жовкивский и Свиржский замки. Я четко представляю, где что нужно повесить на стены, где поставить какую мебель, я знаю, где хранятся все эти вещи. Все это чрезвычайно интересно, это хочется делать, но… Туда ткнешься, сюда ткнешься — нигде нет денег. Президент Украины предложил мне должность генерального директора Киевского арсенала. Но не могу я бросить начатое! Я очень много сил в это вложил и должен это закончить. Если же очень нужен, согласен каждый месяц неделю сидеть в столице, помогать, потому что это очень интересно. И еще… Мне иногда становится не по себе. Мы открыли столько объектов… А теперь областная администрация говорит: «И что с ними делать? На это столько нужно денег!!!» А денег как бы нет. Хотят передать нас в Киев. А министр культуры сокрушается: «И что я с вами буду делать? Если бы у вас были музей да еще один замок… А у вас аж 15 объектов…»

–И так плохо, и так нехорошо…

–А мне разве это нужно? Разве у меня двойная-тройная зарплата? Что одна картинная галерея, что 15 объектов — оклад один! Да, меня поощрили за эту работу Звездой Героя Украины. Президент Польши наградил меня наивысшим орденом Польши. И все же иногда мне кажется, что мы никому не нужны.

P.S. Выходя из кабинета директора Львовской галереи искусств, обратила внимание на аккуратно разложенные на полу кандалы для ног. Борис Григорьевич рассказал, что это новый экспонат, найденный в Золочевском замке. Датируется XVII веком. И почему-то сразу возникла ассоциация: хозяин кабинета и узник замка Иф...

Кстати

Как и полагается на солидных мероприятиях, освятили часовню дворца Потоцких, где разместили чудотворную икону львовской Богородицы 1532 года.

К юбилею в новых выставочных залах дворца Потоцких открыли постоянную экспозицию европейского искусства — от древних времен до XVIII века. Презентовали также новые издания, в частности, цветной альбом «Львовская галерея искусств» издательства «Гердан», в который вошли 112 научных статей, написанных работниками галереи, проиллюстрированные качественными фотографиями. А в помещении Картинной галереи представили выставку с соответствующим торжеству названием «У истоков».

Львовские мастера­пластики изготовили к юбилею медаль в бронзе. На ее лицевой стороне изображен фасад Львовской картинной галереи, а на обороте — копия головки ангелочка, вырезанной Иоанном Георгием Пинзелем. Из общего тиража медалей (100 штук) десять посеребрили, и они, вне всякого сомнения, уже стали раритетом. Однако действительно уникальной является именная медаль директора галереи Бориса Возницкого, изготовленная в одном экземпляре.

«Укрпошта» провела акцию спецпогашения конверта с изображением галереи искусств, а на улицах Львова были установлены билборды с репродукциями шедевров галереи.

Очень приятно, что в эти торжественные дни собрание галереи пополнилось новыми экспонатами — картиной неизвестного мастера XIX века и произведением искусства Японии XVIII века.

А завершилось празднование тоже традиционно — торжествами во Львовской опере.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме