Дузе танцует в Гамбурге

Поделиться
Дузе танцует в Гамбурге © Holger Badekow, Hamburg
На создание балета Ноймайера вдохновили преданность Дузе театру, масштаб ее личности, яркая биография.

Балетную труппу Гамбургской государственной оперы более 40 лет возглавляет выдающийся хореограф американец Джон Ноймайер, который недавно поставил резонансный спектакль о выдающейся итальянской драматической актрисе Элеоноре Дузе (1858–1924).

Джон Ноймайер придумал и осуществил в Гамбурге и по всему миру десятки прославивших его имя постановок. В активе Ноймайера - "Чайка", "Татьяна", "Дама с камелиями", "Трамвай "Желание", "Пер Гюнт", множество других спектаклей по мотивам известных произведений.

Премьера "Дузе" состоялась два года назад, в декабре 2015-го. Ноймайер уже не впервые пошел по пути, широко принятому в Европе и США: сочинил хореографическую драму на симфоническую музыку известных композиторов. Дирижером балета выступил Натан Брок, вместе с оркестром государственной оперы Гамбурга прекрасно интерпретировавший музыку Бенджамина Бриттена и Арво Пярта. Замечательные, выразительные оркестровые соло исполнили скрипач Конрадин Зейтцер и пианист Онджей Рудченко.

История жизни актрисы далека от тривиальности. Родилась в артистической семье, четырех лет от роду вышла на сцену. В течение творческого пути сыграла в драмах Александра Дюма-сына ("Дама с камелиями"), Эмиля Золя, Викторьена Сарду, Генрика Ибсена ("Гедда Габлер", "Кукольный дом" и др.), Германа Зудермана, Мориса Метерлинка ("Монна Ванна"), Максима Горького ("На дне"). Много выступала за пределами Италии: в США, Южной Америке, России, Франции. В жизни актрисы были романы с крупными личностями ее эпохи. Арриго Бойто перевел для нее "Антония и Клеопатру" Шекспира. Габриеле Д'Аннунцио отразил образ Дузе в романе "Пламя". Элеонора разорвала с ним, когда писатель предложил исполнить центральную роль в драме "Мертвый город" ее многолетней сопернице Саре Бернар. Дузе была знакома и состояла в добрых отношениях с Айседорой Дункан. Прожила 65 лет и умерла во время гастролей в американском Питтсбурге от простуды. Похоронена в Италии.

На создание балета Ноймайера вдохновили преданность Дузе театру, масштаб ее личности, яркая биография. Он воспроизводит реальные события и мифы о великой актрисе, которая повлияла на очень разных людей: Райнера Марию Рильке, Айседору Дункан, Константина Станиславского, Мэрилин Монро. Увлеченный легендарной творческой харизмой Дузе, ее неустанным поиском идеального театра и рядом личных отношений, Ноймайер развивает "хореографические фантазии", которые отражают его субъективное отношение к великой актрисе. Отбросив документальный подход, балетмейстер изобретает нерядовые ситуации, придумывает новые образы, постигает хореографическими средствами сущность этой уникальной женщины. Он разработал сюжетную идею, хореографию, подобрал исполнителей, костюмы, свет и осуществил этот захватывающий спектакль.

Holger Badekow, Hamburg

Балет состоит из двух актов. Первый - на музыку Бенджамина Бриттена - рассказ о трудных годах жизни актрисы в период Первой мировой войны. Начинается действие с просмотра немолодой героини единственного фильма с ее участием - "Пепел". Вглядываясь в экран, актриса оживляет в памяти прожитые годы и спутников своего прошлого…

Во время киносеанса Дузе знакомится с 19-летним Лучано Никастро. Эту партию танцует известный украинский солист гамбургского балета Александр Труш. Музыкальным сопровождением первого действия Ноймайер выбрал "Вариации на тему Фрэнка Бриджа", "Два портрета" и "Симфония-реквием" Б.Бриттена. Между ними кратким эпизодом проходят фортепианные "Вариации на выздоровление Аринушки" эстонского композитора Арво Пярта (опус 1977 г.). На удивление тонко Ноймайер умеет выбрать и "синхронизировать" не только ритмически, а скорее эмоционально прекрасную музыку и внутренний мир героини, воссоздать ее чувства, нарисовать окружающих ее людей и передать весь спектр ее ощущений и отношений с другими героями. Это любовь к юному Лучано Никастро (Александр Труш), уходящему на фронт Первой мировой войны. Сложные "подчиненные" связи с композитором и либреттистом Арриго Бойто (танцует Карстен Юнг). Непростые чувства к писателю Габриэле Д'Аннунцио. Его партию исполняет студент Гамбургской балетной школы Дарио Франкони (школа открыта в 1989 г. при Гамбургской государственной опере и включает огромный Балетный центр (Ballettzentrum) с жилыми зданиями, студиями, репетиционными помещениями и школой-интернатом).

Партию главной героини блестяще танцует опытная 54-летняя итальянская балерина Алессандра Ферри. В зависимости от образа, который она создает - то Джульетта, то Маргарита Готье, то Эллида из "Женщины с моря" Генрика Ибсена, балерина меняет палитру красок, выразительных поз, то молодеет, то стареет у нас на глазах. Последней ролью Дузе на сцене была Эллида… В конце первого действия знаменитая итальянка попадает под дождь, заболевает и умирает от воспаления легких.

Значительная роль отведена другим женским персонажам. Это великая соперница Дузе Сара Бернар (Сильвия Аццони) и знаменитая танцовщица Айседора Дункан - близкий героине по духу человек (Анна Лаудере). Дункан изображается реалистично, танцующей босиком и с большим сочувствием. Бернар - напротив - мало соответствует ее реальному жизненному образу. В балете - это хорошенькая до кукольности во всем, включая рыжий кудрявый паричок и легкомысленный туалет, запрыгивающая на софу кокетка и пустышка. И преданна главной героине поклонница (Йяца Колл), безутешно оплакивающая раннюю смерть актрисы.

Holger Badekow, Hamburg

Параллельно с воспоминаниями о прожитой жизни, героиня воображает себя и встреченных в прошлом мужчин и женщин персонажами сыгранных драм. Она и Лучано Никастро перед нами проходят как Джульетта и Ромео. Сара Бернар и Габриэле Д'Аннунцио - как Дама с камелиями и Арман. Перед нами разыгрывается трагедия смерти двух детей Айседоры Дункан, погибших в Париже в результате падения автомобиля в Сену. Она переходит в трагедию случайной смерти самой Айседоры, которая была задушена собственным шарфом, накрутившимся на колесо во время автомобильной прогулки. Длинный голубой шелковый шарф в руках Дузе становится рекой, накрывшей тела погибших детей…

И снова варьируется мотив "Дамы с камелиями". На сей раз Арман - это Лучано Никастро, Маргарита Готье - Элеонора Дузе, а Жорж Дюваль - Арриго Бойто.

Балет переосмысливает взаимоотношения самовлюбленного писателя Габриеле Д'Аннунцио, в своем романе изобразившего Дузе стареющей, окруженной молодыми любовниками женщиной, и героини. У Ноймайера Д'Аннунцио то почти поклоняется актрисе, то легко меняется, забывает о ней, в бесконечном самолюбовании полуголым позируя перед камерами жадных до "клубнички" фотографов. Смерть в госпитале раненного на войне Лучано Никастро - еще одна большая трагедия жизни Дузе.

Немалое место занимает "одушевленный" кордебалет, изображающий публику, коллег-артистов в постановке "Ромео и Джульетты", итальянских и немецких солдат Первой мировой войны.

Второй акт значительно короче. Его музыкальной основой послужили сочинения Арво Пярта Fratres (написаны в 1980-м и 1991-м) и Cantus (памяти Бенджамина Бриттена, 1977-й) для струнного оркестра и колокола. Жизнь после смерти. Медленно падающий снег и пять фигур. Дузе и мужчины ее жизни, как в замедленных кинокадрах движущиеся в пространстве сцены: "Соблазнитель" Д'Аннунцио, "Наставник" Бойто, "Солдат" Никастро и "Публика" (Марк Юбите) - лучший, навеки преданный любовник Дузе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме