Актер и режиссер Ахтем Сейтаблаев: «О трагедии моего народа мало кто знает… И мне хочется об этом кричать!»

Поделиться
Тогда, в 1944-м, случилась трагедия, сопоставимая с холокостом именно по национальному признаку.

В эти дни вся страна живет футболом. И неудивительно, что гость ZN.UA – известный в Украине актер и режиссер Ахтем Сейтаблаев (звезда Киевского театра на Левом берегу Днепра, постановщик фильмов «Темные воды», «Операция «ЧеГевара» и других) тоже будет говорить о футболе… и кино. Накануне Евро-2012 на одном из центральных телеканалов состоялась премьера его фильма «Чемпионы из подворотни» (с внушительными рейтинговыми показателями). Режиссер поведал зрителям необыкновенную, но реальную историю. И вот лишь короткая аннотация: «Сюжет - о событиях, происходивших в Италии в 2009 году. Тогда в чемпионате мира по пляжному футболу среди бомжей украинская сборная дошла до финала. У бездомных, которые хотели просто зацепиться в Италии, вдруг проснулось чувство патриотизма, в результате они разгромили сборную Португалии и стали чемпионами».

Этот проект уже был представлен в рамках киноярмарки на Каннском фестивале. Его оценят и в одном из конкурсов на ближайшем Одесском кинофестивале. Тем временем Ахтем не тешится под солнцем успеха, а приступает к ответственному и масштабному проекту – о трагедии своего родного крымскотатарского народа. О чем тоже подробно рассказал в интервью ZN.UA.

- Ахтем, рассказывают, что замысел фильма о футболистах-бомжах у вас возник в дороге, когда вы читали какую-то газету. Правда?

- Да, это происходило по дороге в Судак. В машине прочитал в газете четыре строчки о том, что украинская сборная стала чемпионом мира по футболу среди бездомных! Тут же ко мне пришла мысль: данная тема могла бы перерасти в хорошее кино.

Два года ушло на создание сценария. Поначалу не без трудностей. Потом я познакомился с Колей Рыбалка… Этот человек и написал сценарий, который устроил всех.

Представьте, через знакомых нашли даже реальных прототипов фильма. Многие спортсмены в определенный момент жизни сошли с «орбиты». Или не нашли себя в жизни. Не смогли смириться с тем, что сегодня они не в лучах славы. Таких «скелетов в шкафу» много.

- А как сами-то относитесь к футболу? Вы болельщик или игрок?

- Да, болельщик. Люблю хороший футбол. Сам играю. Но не так часто как хотелось бы. Болею за сборную Украины на Евро-2012 в кругу семьи.

- Съемки «Чемпионов…» - что было самым трудным в процессе работы?

- Футбол вообще очень трудно снимать. Существует определенный способ съемки, который помогает почувствовать эмоцию, присутствие и т.д. Ведь для того, чтобы создать «правильную эмоцию», нужно точно понимать, чего ты хочешь. Сказывалась физическая усталость артистов, которым приходилось делать много дублей одного и того же удара, движения и т.д. А у нас были жесткие рамки. Причем для съемок самой игры пригласили оператора, который имеет опыт съемок футбола.

Мы не преследовали цели показать виртуозное владение мячом. Хотели скорее сделать эмоциональную историю. Дескать, в самой этой игре и заключается жизнь с ее стремительным бегом и некими паузами. И хотя футбол - великая игра, но все равно это лишь игра, а главное - человек.

- Вы были недавно в Каннах. Должно быть, там заинтересовались историей украинских футболистов? Или же «телеформат» фильма отпугнул зарубежных дистрибьюторов?

- Я бы не назвал свой проект «телефильмом». Изначально фильм задумывался в двух вариантах: четырехсерийный (для телевидения) и полнометражный - для большого экрана. В Каннах мы и показывали полнометражную версию - 2 часа и
7 минут (в рамках украинского кинорынка)…

Что же касается результата визита в Канны… Нашу картину пригласили на фестивали в Южную Корею, Германию, Словакию, Грецию, Одесский фестиваль.

Почему-то весь мир стремится в Канны и только мы достаточно снобистски относимся к этому. По-видимому, очень хочется самим туда, но… никто не приглашает.

Знаете, именно эту горькую тему мы и пытались раскрыть в фильме. Мы почему-то всегда стесняемся нашего гимна, языка, побед… Пусть даже таких! Пусть это бомжи. Но они одержали победу над собой. И эта история - о сохранении человеческого достоинства. О том, что люди сумели подняться с самого дна. Ведь на чемпионат они поехали одним составом - ровно столько людей, сколько и нашли денег на дорогу.

- И все-таки в широкий прокат полнометражная версия «Бомжей…» не вышла?

- Я мечтал, чтобы фильм вышел в прокат. Правда, не знаю, насколько это будет актуально после того как пройдет Евро-2012. Дорога ложка к обеду.

На эту тему, впрочем, были переговоры с продюсерами… И, кстати, один из продюсеров - Владимир Зеленский - поддержал исполнение украинского гимна в финале картины. Хотя некоторые нас предупреждали: российский зритель это не воспримет!

Хочу еще сказать, что моя жена - Иванна Дядюра - была исполнительным продюсером проекта. У нас жесткий семейный подряд. Более строгого продюсера, чем она, я не встречал. Мы каждый раз говорим друг другу, что никогда не будем работать вместе, но продолжаем.

- В разных ваших картинах снимались известные актеры. Например, В.Гафт в «Операции «ЧеГевара». Или Алексей Горбунов и Дмитрий Певцов в «Чемпионах…». А на кого советуете обратить внимание из украинских актеров – уже другим режиссерам (и отечественным, и российским)?

- Скажу откровенную банальность. Обожаю артистов, живущих в Украине. Они потрясающие! И Андрей Саминин, и Дмитрий Суржиков, и Антон Вахлиовский… У нас удивительно талантливая страна. Уже который год по ТВ идут телешоу талантов, которые никак не закончатся. Это же касается и актерской среды. У наших артистов не так много возможностей. Но при этом они все профессионалы высочайшего уровня. Пока не нашлось ни одного человека, который бы, посмотрев фильм «Чемпионы из подворотни», сказал, что украинские артисты в чем-то уступают российским.

А вообще здорово когда на пути встречаются такие люди, как Валентин Гафт, Светлана Немоляева, Юлия Рутберг, Вика Исакова, Алексей Горбунов. Понимаешь, насколько тебе повезло.

Чем выше класс актера, тем меньше капризов по поводу не той марки «мерседеса» или не того уровня ложки на столе. Это другая школа человековедения.

Собственно сценарий для «Чемпионов…» создавался с учетом того, что главную роль в фильме сыграет Алексей Горбунов. Я не представлял никого другого, слышал именно его голос. Всегда любил этого актера. Он органично существует в кадре. Он объемен, у него нет границ, «дна» профессии.

- Ахтем, небось давно уже накоплены силы для большого прокатного проекта?

- Да, хочется снять «нечто» такое, что сочетало бы в себе и художественные достоинства, и хорошую прокатную судьбу. И вот, с середины июля, думаю, к этому приступим.

- Что это будет?

- Это будет фильм о трагической странице моего народа – о крымских татарах. Сама же история будет основана на судьбе дважды Героя СССР, летчика-истребителя Амет-Хан Султана, который участвовал в освобождении Крыма в составе Восьмой воздушной армии. В составе этой же армии он освобождал и Севастополь – 9 мая 1944 года. Он получил краткосрочный отпуск, так как командир полка знал, что он уроженец Алупки… А 18 мая 1944 года в 4 утра по приказу Сталина началась депортация крымских татар по обвинению якобы в предательстве и сотрудничестве с фашистами. И всех крымских татар в течение одного дня депортировали из Крыма в вагонах для скота. А в дороге их погибло практически 40%. Хотя по той же советской статистике все мужчины крымскотатарской национальности с 18 лет служили в рядах Красной армии и защищали родину. А в это время их матерей, сестер, дочерей, отцов, бабушек и дедушек грузили в вагоны для скота и депортировали в Среднюю Азию и на Урал. Вот об этом и будет фильм.

Мою семью эта беда коснулась тоже… Непостижимо, что такие, как коммунист Симоненко, с трибун ВР произносят спичи о том, что, мол, крымские татары должны быть едва ли не «благодарны» за депортацию… Впрочем, все понимают, на что рассчитывают подобные персонажи, носящие депутатские значки. Они рассчитывают на эмоции людей… которые слушают их! Это просто безграмотный человек, который не знает ни своей советской истории, никакой вообще.

…Моей маме было шесть лет, а папе - пять когда произошли все эти печальные события. Они до сих пор помнят все детали. Они просили попить воды, а НКВДшные солдаты писали на вагон и говорили: «Хотите воды, вот и пейте!» И в это время Симоненко говорит, будто мой народ должен быть благодарен за то, что их депортировали!

Я разделяю скорбь еврейского народа, который фашисты методично уничтожали. Слава Богу, что и Роман Полански, и Стивен Спилберг, и другие не дают забыть, снимают фильмы о геноциде. А о трагедии моего народа даже сегодня мало кто знает… И мне хочется об этом кричать! Ведь тогда, в 1944-м, случилась трагедия, сопоставимая с холокостом именно по национальному признаку.

- А название картины хотя бы рабочее?

- Рабочее название - «Хайтарма». В переводе с татарского - «Возвращение». Еще это название самого главного татарского танца. По композиции это парный танец мужчины и женщины, в котором и музыкальная, и хореографическая части имеют свои повторы, «рондо». Для меня такое название - сжатый смысл той или иной истории. Дескать, не только плохое, но и хорошее возвращается.

- Каков бюджет? И, если не секрет, откуда финансы?

- Это, к большому сожалению, только частные деньги. Государство никак не откликается. И слава Богу, что нашелся крымский татарин, который изъявил желание и хочет, чтобы фильм состоялся.

- А какой реальный бюджет для съемок такого фильма вы считали бы для себя желанным?

- Если в шутку, то мы готовы «освоить» любой бюджет! Это не ради красного словца. Ведь наличие определенного количества денег позволяет привлекать лучших специалистов, лучшую технику и т.д. В кино много денег не бывает: всегда находится куда потратить. А для такой истории, как наша, необходимо около 2,5 млн. долларов. Потому что будет реконструкция былых событий: это костюмы, оружие, техника, поезда, машины, взрывы, летающие самолеты. Все это очень затратно.

Дай Бог, начнем подготовительный период с середины июля, а в конце сентября уже приступим к съемкам.

- Основные локации для съемок?

- Это Алупка, пригород Севастополя, Бахчисарайский район. Может быть, Судак. Сейчас Николай Рыбалка дорабатывает сценарий. Он очень педантично относится к тому, чем занимается. Мечтаю, чтобы фильм увидело как можно больше крымских татар, которых по миру живет немало - в Румынии, Болгарии. Огромная диаспора в Турции - от 1,5 до 3 млн.

- Ваша работа в кинорежиссуре не перечеркивает вашу актерскую деятельность в театре?

- Да нет! Почему же? В театре привожу свои мозги в порядок. Мне везет на встречи с хорошими людьми, большими профессионалами. Это в первую очередь замечательный худрук Эдуард Маркович Митницкий. Режиссеры Алексей Лисовец, Катя Степанкова. Поэтому я, наверное, и не совру, если скажу, что в театре - отдыхаю.

Даже если возникают какие-то споры по поводу той или иной сцены (или роли как таковой), то это всегда только в плюс.

- Интересно, а как вам работается на одной сцене вместе с Адой Роговцевой? Ведь вы не в одном спектакле встречаетесь. Огромной популярностью в городе пользуется, например, «Варшавская мелодия-2»…

- Она не просто великая актриса, она великая женщина и удивительный человек. И я даже не знаю, что еще сказать… Ада Николаевна может быть и другом, и мамой. Она замечательный, тактичный, высочайшего уровня профессионал. И если высказывает свои пожелания, то это всегда в помощь. Я горд и счастлив, что мне выпало счастье находиться с ней на одной сцене. Ада Николаевна оказала мне честь, сыграв одну из ролей в моем фильме «Темные воды».

- Кого бы вы назвали в числе главных своих учителей - в жизни и творчестве?

- В первую очередь маму. В свое время она закончила музучилище и театральный институт. Но актрисой не стала, так как почти сразу же начала «работать» мамой. Так сложилось, что начиная от двоюродной бабушки и тетушки по маминой линии все связаны с искусством. А с папиной стороны мужчины, крепко стоящие на ногах, - строители. Первым же моим учителем была Антонина Жукова. Это великий педагог. Наш курс Крымского культпросвет училища был набран в 1989 году специально для возрождающегося Крымскотатарского театра. Я даже не знал, что моя мама подала втайне от меня туда документы. Так в шестнадцать лет началась моя взрослая жизнь.

Я жил в общежитии, а родители заканчивали дела в Узбекистане перед переездом в Крым. Далее был институт Карпенко-Карого, режиссерский факультет. И свой дипломный спектакль «Бахчисарайский фонтан» я поставил в родном театре.

- Ахтем, а как часто вы общаетесь в обыденной жизни на крымскотатарском языке?

- Сказать, что я могу работать филологом, будет преувеличением. Но благодаря тому, что учился на крымскотатарском курсе, язык знаю в той мере, в которой и должен знать человек, принадлежащий к этому народу.

Во всяком случае, со своими детьми могу общаться на татарском.

Профиль

Ахтем Сейтаблаев, без преувеличения, один из лидеров нового театрально-кинематографического поколения в Украине. Он запомнился театралам в Крыму, когда работал в Симферополе (как актер и режиссер). Но большой успех пришел к нему в Киеве. После роли Ромео в спектакле по мотивам Шекспира на сцене Киевского театра на Левом берегу Днепра (за эту работу актер снискал «Киевскую Пектораль»). Практически сразу же последовали предложения участвовать в театральных проектах - театра «Сузір’я», Русской драмы, антрепризных постановках. Ахтем, не порывая с театром, в последние годы утверждает себя и как серьезная фигура в украинской кинорежиссуре. На его режиссерском счету фильмы: «Чемпионы из подворотни» (2012), «Темные воды» (2011), «Однажды в Новый год» (2011), «Осенние цветы» (2009), «Осенние заботы» (2009), «Операция «ЧеГевара» (2008), «Фабрика счастья» (2007), «Квартет для двоих (2007).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме