ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТО ВЫ!

29 декабря, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 29 декабря-5 января

Казалось бы, год для газеты - возраст младенческий. Но в наше неуютное время это уже достаточно сол...

Казалось бы, год для газеты - возраст младенческий. Но в наше неуютное время это уже достаточно солидная биография, ибо удержаться на плаву в подверженном постоянным экономическим штормам информационном море - дело, поверьте, очень непростое. И если корабль «ЗН» продолжает бороздить его просторы, то в значительной степени - благодаря поддержке своих друзей-читателей. А о друге положено знать если не все, то как можно больше. Именно с этой целью мы и предложили читателям ответить на ряд вопросов нашей анкеты. Сегодня, проанализировав ваши ответы, мы можем с достаточной степенью уверенности судить о том, кто читает «Зеркало недели».

Итак, знакомьтесь: перед вами - коллективный портрет читателей «ЗН».

Читатели проявили достаточно высокий интерес к исследованию, что в условиях некоторого спада социально-политической активности несколько необычно и объясняется скорее тем авторитетом, который завоевала у них газета за время своего короткого существования. На основании опроса удалось установить рейтинг различных рубрик, материалов и уровень престижа самой газеты.

Социальный портрет нашего читателя

Анкеты прислали наиболее заинтересованные постоянные читатели из 22 областей Украины, 71,23% которых - люди с высшим образованием и 7,31% - люди с неполным высшим.

По роду деятельности разброс респондентов довольно представителен, что видно из следующей таблицы.

Среди читателей газеты представлены все возрастные категории, однако большинство из них - это люди в возрасте до 30 и 40 - 49 лет (соответственно по 27,27%). Несколько меньше в возрасте 30 - 39 лет (21,82%). Таким образом, почти 76% читателей - люди, наиболее активные в социальном плане, имеющие перспективы профессионального роста, продвижения по службе и т.д. Значительно реже представлены читатели в возрасте 50 - 59 лет (13,64%) и 60 и более (10,00%). Раньше, когда периодика была более доступной, эта категория читателей была наиболее активной в различных опросах.

Интересно, что русскоязычная газета имеет 41,71% читателей, считающих родным языком украинский, а для 36,97% родной язык - русский. Почти пятая часть (19,43%) считают родными оба языка. Иными словами, язык газеты не является основным признаком для ее читателей. Главное здесь - содержание. И тем не менее, достаточно большая часть респондентов (12,43%) высказывает пожелание, чтобы газета выходила на двух языках.

Социальный портрет читателя был бы не полным без анализа динамики его жизненного уровня. Следует отметить значительный рост жизненного уровня за последнее время у 1,82%, он несколько вырос у 16,82%, не изменился у 26,36%. При этом жизненный уровень значительно снизился у 25,45% и просто снизился - у 30,36% читателей. Данные показатели в основном отражают общие тенденции в Украине в целом. Кроме того, практически третья часть респондентов считают, что либо в ближайшем будущем, либо в перспективе им угрожает безработица.

Кроме массовой безработицы читателей волнуют еще и такие проблемы, как: падение производства (47,36% опрошенных); бессилие власти в решении социальных проблем (43,64%); кризис морали (42,73%); реальный уровень зарплаты (36,36%); рост преступности (35%); энергетические проблемы (27,73%); рост цен (21,82%); имущественное расслоение населения (15%) и другое. Перечень проблем, волнующих наших читателей, отражает общее кризисное состояние современного украинского общества и, естественно, показывает, что читатели газеты имеют свое мнение относительно путей выхода из создавшегося положения. Они, в большинстве своем, связывают возможности выхода из кризиса с социально-политическими программами различных политических партий, действующих в Украине. 35% респондентов отметили, что знакомы с деятельностью политических партий, а 44,09% - только с некоторыми из них. При этом национал-демократической ориентации отдают предпочтение 38,64%, ответивших на соответствующий вопрос. Такая ориентация имеет среди участников опроса наиболее высокий рейтинг. Следующей за ней идет центристская (32,27%); затем социал-демократическая (12,27%); социалистическая и коммунистическая (соответственно 7,27% и 6,36%). Независимым кандидатам отдают предпочтение 15,91%.

Что касается социально-экономической ориентации читателей, для которой основной является проблема собственности на средства производства, то больше половины высказались за частную собственность, в том числе и на землю (65,45%). Сторонников частной собственности, исключая землю, оказалось только 6,36%. За социально-ориентированную рыночную экономику высказалось 26,36%, а за государственную собственность на средства производства - только 8,18%.

Ориентация большинства читателей подтверждается и ответами на вопрос о необходимых мерах для выхода из кризисной ситуации. 60,45% высказались за решительные, радикальные изменения в политике, экономике, идеологии в сторону рыночных отношений. Центристской позиции - постепенного осторожного укрепления рыночных отношений - придерживается 25,45%, а о возврате к прошлому говорят лишь 5% респондентов. Хотя под «возвратом к прошлому» многие понимают лишь переход власти к силам левой ориентации без учета современной корректировки левоориентированных социально-политических программ. Кроме того, учитывая массовое ожидание безработицы, можно сделать вывод, что у большинства читателей еще не сложились четкие представления (хотя многие из них и с высшим образованием) о характере радикальных рыночно-направленных политических решений и о том, какова социальная цена таких решений.

Кроме того, анализ связи представлений читателей о модели будущего экономического развития Украины и характера ответов на вопрос о проблемах, которые наиболее всего их волнуют, дает основание утверждать, что приверженцы постепенного осторожного укрепления рыночных отношений более уверены в эффективности своего выбора, чем представители решительных радикальных изменений во всех сферах общественной жизни.

Относительно модели будущего развития Украины читатели высказались четко и однозначно. Абсолютное большинство из них стоит на позиции укрепления политической и экономической независимости.

«Зеркало недели» глазами читателя

Существует два основных канала получения газеты читателями: покупка в киоске (70,45% от опрошенных) и подписка (28,18%). Совсем незначительное количество читателей берут газету у друзей или знакомых и покупают ее у частных распространителей (0,91% и 0,45% соответственно). Причем, если газета покупается в рознице, ее читает большее количество людей (примерно в 2 - 3 раза), чем при подписке, а у друзей или знакомых берут, в основном, только для себя. Так, при покупке газеты в рознице ее читает два человека в 25,45% случаев, 3 человека - в 24,55% случаев, 4 и больше человек - 18,61% случаев. Получаемые по подписке номера газет читают в 18,18% случаев 2 человека, 18,18% - три человека и 7,73% - 4 человека.

Таким образом, читательская аудитория газеты значительно превышает ее общий тираж.

Следует отметить и достаточно высокую регулярность чтения (84,09% респондентов читают каждый номер, 10,45% - хотя бы один раз в месяц, 3,18% - от случая к случаю). Другими словами, газета имеет практически постоянный круг ее почитателей, разделяющих ее политическую направленность.

В целом читателей удовлетворяет объем газеты (73,18%), а 15,46% даже хотели бы его увеличить, и ее цена, которая воспринимается как соответствующая объему и содержанию. (При этом 25,45% опрошенных считают, что она могла бы быть даже дороже, а около 10% - несколько дешевле.)

Более полную картину удовлетворенности газетой дает анализ оценок ее содержания.

Чем же привлекает читателей «Зеркало недели»? Наверное, не только тем, что она, по мнению некоторых респондентов, «газета европейского типа» и «лучшее в Украине и не имеющее аналогов издание».

Мы благодарны читателям за столь лестные оценки. Вместе с тем нас интересуют наиболее статистически значимые ответы на соответствующие вопросы. Так, в анкете предлагалось высказать мнение о пропорциях публикуемых материалов по рубрикам, что позволило установить рейтинг каждой из них. Результаты анализа ответов на данный вопрос представлены в следующей таблице.

Таким образом, высокая удовлетворенность объемом газеты, ее ценой, пропорциями публикуемых материалов по рубрикам, при доминирующем мнении об увеличении объема практически каждой из них, свидетельствует как об оптимальной структуре газеты, ее информационного поля, так и о качестве публикуемых материалов. Популярность среди высокообразованных людей делает ее элитной газетой, снискавшей авторитет в среде истеблишмента страны.

В анкете предлагалось назвать 2 - 3 наиболее понравившиеся публикации за любой период, что дало возможность установить одновременно и наиболее популярных авторов газеты, и конкретизировать степень популярности различных рубрик. Так, кроме проблем политики и экономики, читателей очень интересуют проблемы истории и культуры (25%), среди женщин весьма популярна рубрика «Свет мой, Зеркальце»... - до 20%, почти каждый пятый выразил интерес к проблеме личности. Примерно каждый десятый поддержал дальнейшую публикацию кроссвордов и страничек юмора.

Читателей больше всего привлекает информационная насыщенность как отдельных публикаций, так и газеты в целом (64,71%).

К проблемам, наиболее интересующим читателя и наименее освещаемым в газете, следует отнести прежде всего освещение деятельности политических партий и общественных движений Украины (около 20%). Особый интерес вызывают публикации по объективной истории Украины (интересуют факты, а не интерпретация, которые, как правило, зависят от политической заангажированности авторов).

Читатели предполагают печатать наиболее интересные письма в газету; открыть рубрику для детей; увеличить объем юмора (анекдоты, эпиграммы, пародии). Кроме того, рекомендуется для удобства чтения поделить газету на отдельные «тетради» (отдельно «политика», «экономика» и т.д.).

Особо .хотелось бы отметить интерес читателей к результатам социологических исследований по вопросам динамика изменений в массовой психологии людей и отдельно молодежи в связи с реформированием общества (вкусы, ценности и ориентации, стиль жизни и т.д.).

Что касается художественного оформления газеты, то ее хотели бы видеть более «нарядной», с цветными фотоснимками.

В целом читатели не равнодушны к газете, приняли ее и хотят видеть еще интереснее.

Мы от души благодарим всех, приславших ответы, и надеемся, что в новом году наша дружба с читателями станет еще крепче.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно