ЗА ДВА ШАГА ОТ «ОБЩЕГО ДОМА»

Поделиться
Люксембургское решение о будущем расширении Европейского cоюза за счет стран Центральной и Восточной Европы некоторые видные политики на Западе уже окрестили центральным событием послевоенной Европы...

Люксембургское решение о будущем расширении Европейского cоюза за счет стран Центральной и Восточной Европы некоторые видные политики на Западе уже окрестили центральным событием послевоенной Европы. «Дифференцировать без дискриминации» - таково основное правило политики расширения ЕС на Восток. Именно поэтому лидеры стран-участниц Союза, поддержав предложение Европейской комиссии о переговорах с пятью наиболее развитыми странами, делают все возможное, чтобы «вторая пятерка» не чувствовала себя выброшенной из европейского поезда.

Среди первоочередных кандидатов, чье присоединение к Евросоюзу намечено на 2002-2003 годы, - Польша и Венгрия. «Многовекторной» Украине остается только радоваться за соседей…

«Послушный ребенок» или «беспомощный старик»?

Польше удается довольно успешно следовать копенгагенским политическим критериям, подтверждение чему - похвальные отзывы в отчетах Европейской комиссии. Одной из главных проблем, впрочем, остается судоустройство страны. Особенно беспокоит некоторых брюссельских чиновников из Комиссии ЕС продолжительность судебных процессов.

Значительные усилия потребуются Польше, чтобы искоренить проблему коррупции в экономической и административной жизни. Правительственная политика по борьбе с коррупцией продолжает базироваться на антикоррупционном законе, принятом еще в 1992 год. Существующим органам явно не под силу справиться с проблемой коррупции.

Есть проблемы и в экономике. Республика имеет неплохие шансы выдержать конкуренцию в рамках Союза, если не сдаст своих позиций в области торговой политики и сможет увеличить темпы экономической реструктуризации.

С другой стороны, Брюссель обращает внимание на скромные успехи Польши в области приватизации государственных предприятий, модернизации сельского хозяйства, реструктуризации сталелитейной и угольной отраслей.

Кроме того прогресс в осуществлении пенсионной реформы абсолютно не используется для развития финансового сектора, который, тем не менее, вызывает значительный интерес у иностранных инвесторов. Кстати, улучшение доступа к финансовым рынкам малых, средних и новых фирм - еще одно важное задание польской экономики на пути к Евросоюзу.

Очередным шагом польских властей должно стать учреждение агентства по финансовой информации, разработка эффективных механизмов легализации теневых капиталов.

Ощутимые «промахи» заметны и в сфере электронных масс-медиа: требуются необходимые поправки, чтобы «выравнять» соответствующие нормативные акты с законодательством «Телевидения без границ», делая при этом особенный акцент на трансграничном радиовещании.

Последние два года в Польше наблюдается серьезный прогресс в информационной сфере. Европейские эксперты уже успели отметить, что «в Польше функционирует независимая и критическая пресса, которая успешно исполняет роль четвертой власти». Хотя не преминули обратить внимание и на тот беспорядок, возникающий в процессе предоставления частот вещания и распределения бумаги для изданий.

Масса нерешенных вопросов и в сфере налогообложения. Дальнейших усилий правительства требуют законодательные акты, не стыкующиеся с нормами ЕС. Поправки, внесенные в 1998 году, призваны убрать разницу между акцизом на отечественные и импортные товары, а модель акциза на алкоголь должна максимально приблизиться к европейской. Существенные доработки все еще нужны в сфере НДС.

Но едва ли не главной проблемой остается сельское хозяйство. Аграрному сектору все еще далеко до стандартов Евросоюза. Это касается, в первую очередь, переработки молока, мяса, зерна. Следует напомнить, что, кроме «ячменной» и «банановой» войны со Штатами, ЕС вел и «молочную» войну с Польшей. Брониславу Геремеку, главе внешнеполитического ведомства, неоднократно приходилось сосредоточивать внимание польского сейма на политических последствиях такого рода проблем, чтобы в результате принять конкретные меры с целью адаптации.

Прибыль в аграрном секторе Польши продолжает зависеть, в основном, от иностранных инвестиций. Но в прошлом году правительство наконец-то согласилось реструктуризировать (и в будущем приватизировать) Пищепромбанк, который когда-то был главным кредитором в сельскохозяйственном секторе страны. Ожидается ускорение темпов приватизации земель бывших колхозов.

На произвол судьбы частично брошена и социальная сфера. В первую очередь это касается существующего трудового законодательства, в котором четко отражены принципы равных возможностей, но, к сожалению, не предусмотрены даже «подсказки» для их осуществления. Вполне очевидным является и тот факт, что Польша должна значительно «подкорректировать» ситуацию не только в сфере труда и равных возможностей, но и в области здравоохранения и безопасности.

Неважно (в контексте требований Евросоюза) чувствует себя и окружающая среда. Если законодательная работа в этой сфере не будет значительно ускорена, Польша может «не уложиться» в установленные ЕС сроки.

Претензии Европейской комиссии в ближайшем будущем, очевидно, не оставят в покое польское правосудие. Принятие нового Уголовного кодекса не избавило от организованной преступности и наркобизнеса. Полиция сегодня, как никогда, нуждается в высококвалифицированных и соответственно оплачиваемых кадрах.

Европа признает Польшу лидером по производству и поставкам искусственных наркотиков. Эта «продукция», насколько можно судить, предназначена главным образом для Германии, но, легко догадаться, что страдают от нее не только немцы.

Существуют определенные трудности и в таможенной сфере. В Польше случается пренебрежение общепринятыми таможенными правилами и процедурами. Все еще характерны длительные задержки на таможенных постах. Еврокомиссия неоднократно обращала внимание на довольно низкий уровень компьютеризации таможенных служб, на невыполнение требований по улучшению стандартов информационных систем.

Со времени исторического Люксембургского решения о новом расширении ЕС (декабрь 1997) Польша уже успела «поиграть» и в послушного ребенка, и в беспомощного старика. Европейская комиссия пристально наблюдала за «игрой». Не забывала журить за отсутствие надежной системы контроля за государственной помощью и недостаточное внимание административной и аграрной реформам. Но не забывала и хвалить за успехи, достигнутые, прежде всего, в области управления государственными органами.

О пользе политической маскировки

Претензии Еврокомиссии к другому кандидату - Венгрии связаны, в первую очередь, с нарушениями прав национальных меньшинств.

Только в прошлом году было рассмотрено соответствующие 352 петиции, причем в большинстве жалоб речь идет об ущемлении интересов цыган.

Главным внешнеполитическим успехом Венгрии можно считать урегулирование проблем с соседними государствами, прежде всего с Румынией. Брюссель воспринял активизацию сотрудничества Будапешта и Бухареста как положительный фактор. Также как и заметный прогресс в сфере приватизации, успешное проведение пенсионной реформы, резкое ускорение экономического роста. Куда скромнее выглядят достижения в области либерализации рынка услуг. По-прежнему нельзя говорить и о «прозрачности» системы государственной помощи.

На протяжении прошлого года Венгрии, в отличие от Польши, в какой-то мере удалось «прибрать к рукам» сферу налогообложения: удачно решены ключевые проблемы, связанные с акцизным сбором. В то же время Венгрии никак не удается привести в соответствие с требованиями ЕС применение НДС.

Венгрия, как и многие восточноевропейские страны, страдает от кризиса в сталелитейной отрасли. С 1990-го года производство стали в Венгрии резко сократилось. На реструктуризацию отрасли Будапешт взял «отстрочку» на пять лет, в течение которых надеется изыскать необходимые субсидии. В то же время Венгрия предоставила Комиссии индивидуальные «жизнеспособные» планы для каждого отдельного сталелитейного предприятия.

Раунд переговоров между Евросоюзом и странами-кандидатами по проблемам будущих взаимоотношений в области сельского хозяйства брюссельские чиновники уже успели окрестить одним из самых трудных. Тем не менее, Венгрия упорно заверяет ЕС о значительном прогрессе в ее аграрном секторе. Вспомнить хотя бы выступление венгерского министра сельского хозяйства Ласло Вайды во время дискуссии «Расширение ЕС и аграрный сектор», состоявшейся в рамках прошлогоднего «Европейского форума». Венгрия, заявил он, «с первого дня вступления в ЕС настаивает на полном участии в проводимой общей аграрной политике с вытекающими отсюда правами и обязательствами». Вайда не замедлил аргументировать свою позицию: цены на сельскохозяйственную продукцию соответствуют стандартам ЕС, а законы, регулирующие деятельность аграрного сектора, в принципе соответствуют предписаниям Евросоюза. Таким образом Венгрия, как считает Ласло Вайда, готова «гармонично вписаться в аграрную политику ЕС уже в начале 2002 года».

С такой постановкой вопроса, однако, не согласился представитель ЕС Коррадо Пирцио-Биролли, заведующий кабинетом комиссара Европейского союза по вопросам сельского хозяйства. Биролли категорически против требований Вайды о выделении венгерским крестьянам (после вступления Венгрии в ЕС) таких же компенсационных выплат, какие получают их коллеги в странах Евросоюза.

Кроме того Брюссель рекомендует Будапешту более интенсивно содействовать развитию частной инициативы и, главное, как можно быстрее устранить неясные моменты, касающиеся прав собственности на землю.

Замечания Еврокомиссии касаются и энергетического сектора. Евросоюз считает необходимы провести модернизацию, обеспечить доступ к энергетическим сетям, пересмотреть цены на энергию.

Тем не менее Венгрия, мастерски маскируя имеющиеся проблемы, довольно уверенно и последовательно продолжает процесс сближения с Евросоюзом. Замедления в некоторых сферах Будапешт склонен объяснять тем, что максимум внимания уходит на структурные изменения.

Новый занавес

для новой Европы?

И Польша, и Венгрия сегодня переживают болезненный «переходный период». Евросоюз, выступая в роли опытного врача, обнаруживает все новые недуги в организмах, только что излеченных от коммунизма и уже сильно возбужденных предстоящим членством в ЕС. Но в чем нельзя упрекнуть ни Варшаву, ни Будапешт, так это в искреннем желании стать полноценными членами европейской семьи.

Украина тоже следует «рекомендациям» Европейского союза, который ненавязчиво посоветовал ей «немного отдохнуть от реформ» и «поискать» институты, которые гарантировали бы демократический путь развития государства, социальные права и свободы, действующую рыночную экономику. Поискать, чтобы убедиться в отсутствии и больше никогда не задавать глупых вопросов: «почему нас не ждут в ЕС?». И почему нас, вполне возможно, ждет новый «железный занавес» - Шенгенский…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме