Ющенко in action. Обещания, от которых нельзя отказаться

21 января, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 21 января-28 января

Драматическая победа Виктора Ющенко и революция в обществе перевели Украину на новое время — время больших надежд...

Драматическая победа Виктора Ющенко и революция в обществе перевели Украину на новое время — время больших надежд. Сумеет ли Ющенко оправдать доверие майданов и что конкретно начнет делать новая власть, чтобы сохранить доверие народа и привести Украину к новым рубежам? Необходима кардинальная ломка подходов государства к реализации своей политики. Какими будут первоочередные действия нового Президента, мы анализируем на основе предвыборных обещаний Виктора Ющенко. Лично Ющенко, без учета тысяч самых различных заявлений его сторонников.

«Я иду в президенты, чтобы держава приблизилась к людям», — эта фраза Ющенко является лейтмотивом его программы действий. Виктор Андреевич пытается зарядить общество энергетикой в стиле Кашпировского, с основной идеей — власть и общество будут строить взаимоотношения совершенно на новых демократических принципах. Поэтому, если в целом оценить содержание программы кандидата в президенты в соотношении со всеми его предвыборными заявлениями и обещаниями, нетрудно заметить, что политическая составляющая для Ющенко — основа программы. Он хочет привнести новую идеологию, которая бы не имела ничего общего со старым режимом. Новый Президент хочет быть «иным». Удельный вес конкретных гарантий и конкретных планов, выданных Ющенко за последние три месяца, весьма невысок. Однако конкретика у Ющенко есть, и приоритеты очевидны.

Внутренняя политика

«Общество должно увидеть новых людей. Это фундаментальное правило, особенно если речь идет о первых руководителях. Оставаться на старом — это обрывать людские надежды, которые они формировали стоя на майданах». «5 канал», 29.12.2004 г.

Проблема создания коалиции победителей, наделение полномочиями своих соратников и политических союзников — самое слабое место в предвыборных обещаниях Ющенко. Он, несомненно, хочет создать новую власть, но создавать ее приходится все-таки со старыми людьми. Где взять «новые лица», обещанные Виктором Андреевичем? Люди в его ближайшем окружении (которые многое вынесли из-за невозможности во времена Леонида Кучмы иметь собственную политическую позицию, пользоваться равными правами для работы своих партий и своего бизнеса) никак не могут смириться с принципом равноудаленности от нового Президента. А равноудаленность Виктор Андреевич провозгласил одним из важнейших приоритетов: «Даю слово, после выборов ни одна группа интересов не скажет: «Ющенко в нашем кармане». Я скажу всем: «Сядьте за круглый стол. Если вы заинтересованы в том, чтобы служить национальным интересам, тогда вы — мои партнеры».

Однако Ющенко столкнулся с ситуацией, когда партнеры не то что не собираются садиться за стол переговоров, но фактически создают серьезное противостояние в рядах коалиции победителей. Позиция Ющенко далека от обещания: «Формирование правительства всех уровней должно происходить публично». Виктор Андреевич постоянно менял формат своих требований к новому премьеру. Требование к кандидатам в премьеры не быть лидерами партий и бизнесменами совершенно несовместимо со статусом претендентов. Но и руководитель избирательной кампании Ющенко Александр Зинченко под категорию «нового лица» вряд ли подходит.

Еще одна цитата: «Значительный сектор государственного управления будет предложен партнерам по парламенту». В числе партнеров была названа, в частности, Аграрная партия Владимира Литвина, видимо, для того, чтобы закрепить парламентское большинство в 250—270 голосов. Литвин также входит в категорию «новых лиц».

Дефицит новых-старых лиц, произросших из команды Л.Кучмы времен его второго президентского срока, заметно обострится в случае выполнения Ющенко своих многократных обещаний раскрыть убийство Георгия Гонгадзе и в рамках закона расследовать преступления, зафиксированные в записях Николая Мельниченко. «Я не допущу, чтобы в новом правительстве появились какие-либо обстоятельства, из-за которых люди могли бы нас укорять, будто этот Кабмин сформирован на ошибочных, чуждых народу принципах», — обещал в свое время новый Президент.

Один из важных внутриполитических пунктов программы Ющенко уже сейчас требуют выполнить его оппоненты. Новое парламентское меньшинство — СДПУ(О) и «Регионы Украины» — с нескрываемым удовольствием цитирует проект указа Ющенко о гарантиях прав парламентской оппозиции. Предполагалось, что указ (после его введения в действие) ляжет в основу соответствующего законопроекта. Новые правила дают оппозиции серьезные права. За ней закрепляются посты председателя бюджетного комитета, комитета по вопросам свободы слова и информации, комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Сейчас, накануне также обещанного Ющенко пересмотра бюджета текущего года, крайне любопытно посмотреть — как же «Наша Украина» уступит кресло главы бюджетного комитета? В соответствии с указом оппозиция получит также право на внеочередной созыв сессии Верховной Рады, и ежемесячно получит право формировать однодневный порядок работы парламента. Напомним, что Ющенко гарантировал немедленное подписание проектов указов сразу после своей инаугурации.

Еще одно обещание Ющенко, скорее всего, будет выполнено без промедлений. Указ о запрете государственным чиновникам брать подарки стоимостью свыше 100 гривен. Как и его грузинский друг Михаил Саакашвили, Ющенко намерен публиковать списки коррупционеров в открытой печати. Ющенко гарантирует разработать законопроект, который бы установил порядок обязательного декларирования имущества и расходов Президента и всех других чиновников.

Структурные реформы государственного управления

Одним из стратегических вопросов для Президента Ющенко будет политическая реформа, которую многие его соратники горят желанием отменить. Ющенко заявил, что уверен в правильности политреформы, и спустя сутки после голосования даже отметил, что он и сам нажимал кнопку, но она не сработала. В результате политреформы «ни одна функция Президента не пострадала». Вместе с тем Ющенко заявляет, что политреформа нуждается в частичных правках. Функцию по надзору Генеральной прокуратуры за соблюдением прав и свобод граждан Виктор Андреевич называет «атавизмом сталинских тридцатых годов». Важно отметить, что в принципе вопрос о пересмотре политреформы будет инициирован Президентом.

Ющенко обещает развить идею политреформы и перехода к парламентско-президентской республике. Он обещает, что подготовит госаппарат к выборности глав местных администраций уже в 2007—2008 годах. В бюджете 2005 года Президент гарантирует создание «достаточной» финансовой базы местного самоуправления, имея в виду некоторое перераспределение финансовых потоков в пользу регионов.

Один из проектов указов Ющенко имеет минимальные шансы для реализации в полном объеме. Это указ о создании комитета народного контроля. Ющенко предполагает создать этим указом еще одну бюрократическую структуру, правда, «с привлечением представителей общественности» для того, чтобы она наряду с другими компетентными органами контролировала соблюдение прав граждан другими бюрократическими структурами. Видимо, кто-то из юных советников нового Президента забыл опыт «андроповской антикоррупционной кампании». Каким образом сделать работу самого КНК прозрачной для всей общественности и как туда набирать честных сотрудников, в указе не сказано. Однако в нем есть и важные рациональные вещи. Ющенко гарантирует, что проекты всех государственных решений будут обязательно публиковаться в СМИ для обсуждения и доработки. Правда, критериев, какие категории решений будут публиковаться, не приведено. Любопытно, что органы государственной власти и местные администрации теперь будут обязаны ежеквартально публиковать отчеты о своей деятельности.

Один из проектов указов предполагает интересную систему приоритетов по оценке работы местных администраций. Это количество созданных рабочих мест, темпы роста реальных доходов населения, уровень рождаемости и смертности, средняя продолжительность жизни (наиболее виртуальный показатель), динамика миграции, темпы роста производства, реагирование на письма и обращения граждан. Можно посмеяться субъективности этих критериев, а можно посмотреть, какой психологический эффект произведет на местные власти необходимость ежеквартально учитывать данные показатели.

Безопасность и правопорядок

«Репрессий в правоохранительных органах не будет. В силовых структурах в подавляющем большинстве работают настоящие, честные и достойные офицеры», — говорил Ющенко, и пообещал организовать внеплановую переаттестацию всех сотрудников правоохранительных органов. При этом зарплата и социальные условия для оставшихся возрастут. Ющенко увеличит численность сотрудников, непосредственно занятых борьбой с преступностью, а также количество участковых милиционеров. Ющенко намерен навести порядок в ГАИ.

Будет произведена серьезная структурная реформа. Налоговая полиция будет ликвидирована. А ее функции будут переданы в Министерство внутренних дел.

Значительно возрастут расходы на армию. Армия подвергнется реорганизации и дальнейшему сокращению, поскольку Ющенко намерен уже этой осенью ввести одногодичный срок службы. Выпускники вузов будут служить всего девять месяцев. Ющенко намерен очень быстрыми темпами создать полностью профессиональную армию — уже в 2010 году (Кучма и Янукович предлагали это сделать в 2015-м).

Внешняя политика

«Членство в Европейском Союзе поможет Украине завоевать европейские рынки». Единое экономическое пространство «не должно блокировать дорогу Украине к другим рынкам», — отметил Ющенко 17 декабря на форуме предпринимателей. Здесь все четко и однозначно. Ющенко очень уважает Россию, и собирается развивать партнерские отношения, и в Москву за газом поедет, но на Запад он будет ездить куда чаще.

В договоре о сотрудничестве на выборах с социалистами Александра Мороза Ющенко пообещал сохранить внеблоковый статус Украины. В ходе всей кампании он не высказывался за вступление Украины в НАТО.

Ющенко гарантирует немедленный вывод войск из Ирака.

Чтобы доказать готовность к партнерским отношениям с Россией, Ющенко гарантирует своим указом придание фактически официального статуса русскому языку.

Более того, Ющенко гарантирует уже в этом году разрешить поездку в Россию и Беларусь по обычным внутренним паспортам. А также создать объединенные пункты пропуска через границу и упростить процедуру пересечения границы с северными соседями. Он обещает удешевить стоимость документов на временный ввоз транспортных средств.

Экономика

Имидж Ющенко зависит от вопроса быстрого решения сложнейших социально-экономических проблем. Учитывая ситуацию, огромные и разноплановые обещания Ющенко в этой сфере столкнутся с колоссальными трудностями. На самом деле четкой экономической стратегии в обещаниях Ющенко не просматривается, хотя многие потенциально эффективные и важные меры, безусловно, присутствуют.

Новый Президент не видит непреодолимых проблем: «В 99-м мы также получили страну в сложной ситуации, но вышли из нее с честью». Однако в 99-м перевыборы Кучмы обернулись 25-процентной инфляцией. Однако Ющенко исключает эмиссионный путь покрытия беспрецедентного бюджетного дефицита. При этом он резко раскритиковал и политику Януковича по привлечению заимствований. Ющенко уверен, что ему по силам при пересмотре бюджета добиться ликвидации бюджетного дефицита, составляющего девять миллиардов гривен, и при этом реализовать заявленные крупномасштабные проекты. Которые также тянут на многие и многие миллиарды. Для выполнения амбициозных планов и увеличения доходной части бюджета-2005 Виктор Андреевич намерен использовать следующие инструменты:

1. Рост доходов от работы государственной экономики и, прежде всего, — естественных монополий. «Вы можете представить, чтобы «Нефтегаз» или «Укрзалізниця» давали меньше процента прибыли в бюджет?» — риторически вопрошал Ющенко. Надо сказать, многие специалисты сомневаются, что в условиях многочисленных незавершенных проектов Георгия Кирпы в Министерстве транспорта и полной непрозрачности структуры и схем работы «Нефтегаза» от госсектора экономики трудно в текущем году ожидать тех сумм поступлений, о которых заявил Ющенко, — шесть миллиардов гривен дополнительно.

2. Ющенко планирует фактически ликвидировать для свободных экономических зон и зон приоритетного развития льготы по уплате налога на добавленную стоимость (к слову, двадцать таких зон в Донецкой области являются важными источниками доходов тамошней элиты). Президент уверен, что отмена льгот на НДС даст более пяти миллиардов гривен.

3. Ющенко с самого начала выборов откровенно заявлял, что выбьет дополнительные средства в бюджет — причем немалые, чтобы получить в казну дополнительные деньги от «незаконных» приватизационных конкурсов. Вопрос заключается в том, будет ли Ющенко расширять список «жертв» среди олигархов. Порошенко уже заявил, что он за счет доплат от незаконной приватизации намерен получить 12 миллиардов гривен. Однако полного списка объектов, результаты приватизации которых могут быть пересмотрены, Ющенко не оглашал.

4. Огромные надежды Президент возлагает на детенизацию экономики, которая, по его подсчетам, на 55 процентов «в тени». Ющенко рассчитывает, что, получив гарантии безопасного развития бизнеса, предприниматели в массовом порядке бросятся выходить из сумрака, платить налоги, увеличивать официальные зарплаты и т.п.

Будь единственной задачей Ющенко ликвидация бюджетного дефицита, в реалистичность предвыборных проектов указов и прочих обещаний можно было бы легко поверить. Определенные резервы найти можно, особенно если перетряхнуть бюджет. Но скепсис растет, если ознакомиться с теми социальными программами, которые немедленно хочет запустить Ющенко.

Прежде всего надбавки к пенсиям будут узаконены в бюджете. Далее — прожиточный минимум составит 432 гривни, а за ним потянутся многомиллиардной рекой и все прочие выплаты.

Указ Ющенко номер один будет касаться существенного повышения выплат по обесцененным вкладам. На эти цели будут направляться дополнительные доходы бюджета и 50 процентов средств, которые государство планирует получить в ближайшее время от не слишком добросовестных покупателей «Криворожстали» В.Пинчука и Р.Ахметова (с которыми вопрос прорабатывался), должно составить порядка 300—400 миллионов долларов. Государство немедленно признает в качестве внутреннего долга все утраченные вклады.

Одноразовую помощь при рождении ребенка Ющенко увеличит в 11,5 раза — с 725 гривен до 8460. Так что демографическому взрыву Майдана будет обеспечена серьезная материальная база.

Бизнес немедленно получит серьезные преференции и сможет передохнуть от чиновников. Продолжительность налоговых проверок предприятия не будет превышать 30 дней. Должностным лицам налоговой администрации взыскания, в том числе материальные, за незаконные действия против предпринимателей. С 1 апреля ГНА начнет проходить масштабную проверку со стороны Генеральной прокуратуры на предмет соблюдения законности. Регистрация предпринимательской деятельности будет упрощена, ее можно будет оформлять вообще по почте.

Новый Президент намерен прекратить деятельность различных внебюджетных и частных фондов при органах исполнительной власти, которые требуют от бизнеса постоянных пожертвований.

До 1 апреля команда Ющенко представит в парламент проект нового Налогового кодекса, который должен будет сократить фискальные функции государства по вмешательству в предпринимательскую деятельность. Проект кодекса будет направлен в открытую печать для обсуждения.

Еще одним любопытным социальным обязательством является обещание ввести почасовую оплату для шахтеров — в целях увеличения доходов и уменьшения травматизма.

Реформы Ющенко пока во многом декларативны. Ни он, ни его эксперты в большинстве случаев не объясняют конкретных выкладок, не приводят расчетов. И надо сказать, что некоторые пункты его программы, рассчитанные на немедленную реализацию, выглядят в краткосрочной перспективе утопично. Скорее всего, его известные проекты одиннадцати указов, которые он подпишет сразу после вступления в должность, будут серьезно скорректированы. Либо по содержанию, либо по срокам реализации. Новый президент столкнется с острыми бюджетно-финансовыми проблемами, с необходимостью разработки детального плана модернизации целых отраслей государственного управления. Но отказ от реформ невозможен. Ющенко стал символом надежды, на который смотрят не только союзники, но и противники. И эти надежды подвергнутся суровому испытанию.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно