ВТОмания по-украински

8 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Благодаря теленовостям и радиотрансляциям заседаний Верховной Рады о ВТО сегодня уже наслышаны даже продавцы укропа на рынках...

Благодаря теленовостям и радиотрансляциям заседаний Верховной Рады о ВТО сегодня уже наслышаны даже продавцы укропа на рынках. Но им неведомо, что вступление Украины в эту влиятельную организацию вскоре может означать для многих конец самостоятельного бизнеса, зачастую — с мизерными заработками.

В отличие от рядовых граждан, отечественные олигархи и их представители в парламенте хорошо понимают последствия такого шага. Виктор Ющенко заявил Верховной Раде, что выгода от принятия пакета законопроектов ВТО оценивается приростом валового продукта примерно на 1,9%. Но части депутатского корпуса это оптимизма не прибавило. Отечественные владельцы предприятий опасаются поглощения их бизнеса транснациональными корпорациями. Курс на евроинтеграцию, подкрепленный многочисленными инвестиционными бизнес-форумами, лишь усиливает их страхи. Кроме того, во властных коридорах еще много представителей «старой гвардии», которые никак не могут понять, что процесс глобализации носит необратимый характер. И затягивать вступление нашей страны в ВТО значило бы ухудшать условия присоединения из-за выдвижения новых претензий к Украине со стороны старых и новых членов этого международного торгового клуба и продолжения бесконечных антидемпинговых расследований относительно отечественной продукции.

С другой стороны, Президент и правительство настроены любой ценой с помпой привести Украину в ряды Всемирной торговой организации как раз во время Гонконгской министерской конференции ВТО 13—18 декабря с.г. (подобные конференции проходят раз в два года). Хотя Генеральный совет ВТО, который собирается восемь-десять раз в год, также имеет право дать добро на принятие новых членов.

Вполне закономерно, что трагикомическое, часто на грани фарса, противостояние вышеупомянутых сторон в сессионном зале Верховной Рады привело к привычным уже результатам — ни вашим, ни нашим.

После выступления Президента обсуждение проекта постановления о пакетном рассмотрении и принятии сразу 14 законопроектов, связанных со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию (по процедуре ad hoc), переросло в затяжной перерыв. Народные избранники были откровенно шокированы «антирегламентностью» постановления №7726, внесенного постоянным представителем правительства в парламенте народным депутатом Сергеем Сасом, по странному стечению обстоятельств — членом регламентного комитета. В связи с этим, помимо стандартного блокирования трибуны, представители фракции коммунистов ввели ноу-хау: заседание Верховной Рады сопровождалось громкими сиренами, звучавшими во время принятия всех законопроектов по поводу ВТО.

— Пожалуй, впервые мы поняли, какова в Украине политическая ситуация. Такого жесткого сопротивления мы не ожидали, — поделилась своими впечатлениями Ксения Ляпина, председатель совета предпринимателей Украины при Кабмине, народный депутат, активно пропагандирующая идею вступления во Всемирную торговую организацию.

По мнению члена комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, народного депутата Сергея Осыки, на первом этапе правительство просто не работало с фракциями:

— Никто не разъяснил, о чем эти законы, каковы их особенности. Например, шла речь об экспортных пошлинах, но никто не сказал нам, что их будут снижать постепенно. Никто в это не вникал, а правительство не объясняло...

В общем, в течение последних дней нынешней сессии парламент принял шесть необходимых для вступления в ВТО законов во втором чтении, три — в первом, два направил на повторное первое чтение. К рассмотрению остальных законопроектов придется возвращаться уже осенью.

Попробуем поподробнее проанализировать достижения и провалы в экономико-правовой сфере.

Еще раз о лазерных дисках

Законодательного урегулирования этой проблемы вот уже несколько лет ждали наши потенциальные партнеры и, прежде всего, из США. Вопрос о дисках был чуть ли не основной преградой во время торговых переговоров с Соединенными Штатами, от позиции которых как члена Всемирной торговой организации в значительной степени зависят перспективы вступления Украины в ВТО. Поэтому 6 июля с.г. стало в каком-то смысле днем историческим: Верховная Рада наконец приняла в целом законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно имплементации законодательства к требованиям многостороннего Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) ВТО)», более известный в народе как закон о дисках.

Автор законодательной инициативы Сергей Осыка в интервью для «ЗН» кратко изложил ее суть:

— Во-первых, закон не о лазерных дисках, а об интеллектуальной собственности, которая на этих дисках находится. И это принципиально. Мы, как и другие переходные страны, поначалу очень обрадовались возможности делать свой бизнес на чужой интеллектуальной собственности. И первая очередь законодательных поправок (Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам интеллектуальной собственности» от 22 мая 2003-го. — Ю.М.) сыграла свою роль. Вместе с тем никто не может сказать, что у нас черный рынок не процветает. Это факт. Ведь действующего законодательства, естественно, еще маловато. Поэтому данный закон является знаковым не только для Соединенных Штатов или Европы, но и для всех высокотехнологичных стран. Это критерий отношения к государству в целом — насколько оно уважает права собственности...

В этом законе нет ничего такого уж плохого, продолжает депутат. Он вводит, прежде всего, дополнительную административную ответственность, в частности штрафы, за распространение пиратской продукции, ее перевозку, продажу, хранение. То есть большой проблемой станет не производство «черных» дисков, а их сбыт.

Законопроект №7032 вообще не является вопросом ВТО. Это выполнение наших обязательств по определенным соглашениям, ратифицированным украинской стороной, которые зафиксировали программы взаимодействия по ликвидации в государстве такого позорного факта, как черный рынок краденного. Еще раз хочу подчеркнуть — краденного! Мы почему-то никак не хотим этого понять. Если украли тысячу гривен, это кража. А если украли интеллектуальной собственности на тысячу гривен, то это как будто что-то другое... Теперь нужно двигаться дальше, чтобы на рынках Украины не продавали краденные компьютерные программы, краденные фильмы, краденную музыку и т.п.

О сфере услуг

Согласно правилам национального режима, страны не должны относиться к услугам иностранных поставщиков менее благосклонно, чем к услугам национальных. Правда, Генеральное соглашение о торговле услугами не выдвигает такого требования ко всему спектру услуг — речь идет лишь о тех, которые обсуждаются в рамках переговорного процесса.

6 июля парламент принял изменения в Закон «Об аудиторской деятельности», которым отменяется требование обязательного наличия гражданства Украины у аудитора, осуществляющего соответствующую деятельность. Правда, американскую сторону не устраивает необходимость подтверждения украинским аудитором заключения аудитора иностранного в случаях, когда это заключение подают в учреждения и организации.

Отмена требования об обязательном украинском гражданстве для занятия адвокатской деятельностью уже содержалась в подготовленной ко второму чтению редакции Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Украине» (реестр. №3061), не набравшей необходимого количества голосов в сентябре прошлого года. Поэтому непонятно, почему правительство не уделило надлежащего внимания депутатскому законопроекту «Об адвокатуре» (реестр. №7051), который был определен Президентом как неотложный.

А вот законодательной инициативе Национального банка Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» (относительно филиалов иностранных банков)» (реестр. №7274) повезло больше: депутаты поддержали ее 6 июля в первом чтении. Так что надо думать, что весьма дискуссионный вопрос о допуске на отечественный рынок зарубежных банковских учреждений осенью будет решен положительно.

7 июля был принят еще один аналогичный закон — «О внесении изменений в Закон Украины «О страховании» (относительно филиалов страховых компаний-нерезидентов)» (реестр. №7564-1). Его смысл сводится к тому, что, как бы ни сопротивлялись этому отечественные страховщики, филиалы иностранных страховых компаний смогут работать в Украине уже через пять лет после ее вступления в ВТО.

Депутатский проект новой редакции Закона «О телевидении и радиовещании» (реестр. №3651), готовящийся уже ко второму чтению, учитывает такое требование ВТО, как увеличение доли иностранного капитала в уставном фонде телерадиокомпаний с 30 до 35%. Но, очевидно, новое правительство этого не знало и подало 25 апреля законопроект (реестр. №7426) с соответствующей поправкой. Даже успело похлопотать, чтобы Президент определил кабминовскую законодательную инициативу как неотложную.

Интересно, что аналогичное требование относительно доли иностранного капитала в уставном фонде информационных агентств уже года два как зафиксировано в законодательстве. Однако, пользуясь незавершенностью переговорного процесса, американская сторона просит еще раз пересмотреть в сторону увеличения предельный размер инвестиций для иностранного участия при предоставлении информагентствами услуг. Так что правительство вынуждено прорабатывать и такие предложения.

Кроме того, американцы просят отменить ограничение иностранного участия на уровне 30% уставного фонда для компаний, занимающихся оптовой торговлей книгами и журналами, и снять любые ограничения, касающиеся услуг экспресс-доставки. Беспокоит наших стратегических партнеров и требование об обязательном наличии медицинского образования и соответствующей квалификации для руководителей и менеджеров больниц в Украине, а также об обязательном гражданстве Украины для руководителей учебных заведений.

А вот позиция США в вопросе доступа к рынку аудиовизуальных услуг представляется немотивированной. В этой сфере Украина вполне логично стремится внедрить европейские стандарты и, поскольку соответствующие обязательства не предусмотрены конвенциями и соглашениями Совета Европы, не горит желанием обременять себя обязательствами в рамках ВТО. Однако Соединенные Штаты отмечают, что Украина не является кандидатом на вступление в ЕС в ближайшем будущем, поэтому ссылки на желание «обеспечить соответствие обязательствам, взятым на себя странами ЕС» считают неактуальными.

Дискуссия продолжается.

Об агропромышленном комплексе

Из-за непоколебимой позиции социалистов правительственный проект новой редакции Закона «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье» (реестр. №7567) так и не был включен в повестку дня на этой неделе. Проектом предусматривается установление нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на живой скот (вместо сегодняшней 50—75%) и 15-процентной ставки на кожевенное сырье с 1 января 2006 года с дальнейшим снижением на 1% ежегодно, пока вывозная таможенная пошлина не сократится до 10% (вместо нынешних 27—30%), при одновременном введении индикативных цен. Информация Кабмина о том, что 95,8% экспортируемого кожевенного сырья идет в Республику Молдова без уплаты вывозной (экспортной) пошлины в рамках Соглашения о свободной торговле, особого интереса у народных избранников не вызвала. Будем надеяться, что к этому вопросу парламент вернется уже осенью.

Также 7 июля был принят Закон «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур» (реестр. №5200-2). Им предусматриваются определенные послабления для экспортеров, но не сразу: начиная с 1 января 2006-го вывозная пошлина на семена подсолнечника, льна и рыжея ежегодно будет понижаться на 1%, вплоть до установления 10-процентной ставки, при одновременном введении индикативных цен. На упреки народных избранников в возможных негативных последствиях такого шага правительство отвечает, что на сегодняшний день около 13% подсолнечника вывозится без уплаты действующей 17-процентной пошлины в рамках соглашений о свободной торговле, а рентабельность производства этой культуры за последние годы возросла в среднем по Украине в четыре раза и составляет 88%.

6 июля парламент так и не смог принять в первом чтении по сути технические правительственные изменения в Закон «О государственном регулировании производства и реализации сахара» относительно изъятия понятия квот В и С из механизма внутреннего регулирования рынка сахара. Предлагались эти изменения потому, что квоты В и С никогда не использовались в практике государственного регулирования отрасли.

Правительство также предлагает изъять положение об обязательном вывозе сахара, произведенного в Украине из импортируемого сырья, за пределы Украины в полном объеме. И мотивирует подобное предложение введением в действие уточненного положения Законом Украины «О внесении изменения в статью 18 Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (относительно создания условий для увеличения уровня занятости сельского населения)» от 16 июня 2005 года. Однако решение, повторяем, не принято.

А законопроекты об установлении тарифной квоты на ввоз в Украину тростникового сахара-сырца и об отмене экспортных субсидий на молочную продукцию вообще не были вынесены на рассмотрение парламента.

Об автопроме

Наиболее продуктивным оказалось сотрудничество парламентариев с правительственными чиновниками в сфере государственного регулирования автомобильной промышленности. Что привело 6 июля к принятию сразу двух законов. Первый (реестр. №7570) разрешает ввоз на таможенную территорию Украины для постоянного пользования легковых, грузовых автомобилей и автобусов не старше восьми лет (ранее — пяти лет). Вместе с тем, начиная с 1 января 2006 года в Украине будут действовать стандарты Европейской экономической комиссии ООН (UN/ECE) соответствующего номера и года относительно колесных транспортных средств, которые продаются или используются на нашей территории. Соответственно, первая регистрация автомобиля будет осуществляться лишь в случае его соответствия стандартам «ЕВРО-2» или стандарта, устанавливающего более высокие экологические требования.

Вторым законодательным актом (реестр. №7569) в соответствие с требованиями соглашений ВТО и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС приведены положения Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины». В частности, отменены требования о наличии не менее половины комплектующих украинского происхождения при производстве автомобилей и комплектующих, а само определение страны происхождения выписано согласно правилам ВТО.

О металлургии

Правительству так и не удалось убедить депутатов включить в повестку дня законопроект №7563, которым предлагалось снизить ставки вывозной таможенной пошлины на отходы и лом черных металлов с 30 до 25 евро за тонну с 1 января 2006 года и до 18 евро — с 1 января 2007-го. Так что этот документ будет рассматриваться уже осенью.

Вместе с тем в первом чтении принят законопроект «Об отмене запрета на экспорт (вывоз) лома легированных черных металлов, лома цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием». Таким образом, разрешается вывоз за пределы таможенной территории Украины в качестве давальческого сырья лома легированных черных металлов, лома цветных металлов, продуктов первичной металлургической переработки в форме слитков, чушек, пластин и т.п., однако на эти товарные позиции вводится 30—50-процентная экспортная таможенная пошлина.

Мы остановились только на важнейших моментах, но и они дают право утверждать, что за последний месяц работы парламент выполнил годовую норму по принятию законопроектов, связанных со вступлением Украины в ВТО. Конечно, Президент и правительство хотели бы принятия всех необходимых законодательных актов. Ведь это позволило бы странам–членам ВТО за период летней паузы оценить способность Украины работать уже в рамках нового законодательного поля. Впрочем, шесть принятых документов и среди них закон о дисках — тоже неплохой результат.

Итак, остается надеяться, что руководство США и ЕС все-таки поддержат нашу страну и, закрыв глаза на какие-то недоработки, дадут шанс Украине завершить переговорный процесс с вынесением вопроса об утверждении Отчета Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО на Гонконгской конференции в декабре с.г. В таком случае полноценным членом этой уважаемой организации Киев сможет стать лишь к концу следующего, 2006 года — после ратификации соответствующего протокола и принятия всех необходимых законов. Помимо всего прочего, это будет означать конец 13-летнего блуждания окольными путями и выход на проторенную дорогу мирового развития.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно