ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УКРАИНЫ

Поделиться
То, что сегодня Украина имеет еще слишком мало шансов стать в очередь на членство в НАТО, ни у кого сомнений не вызывает...

То, что сегодня Украина имеет еще слишком мало шансов стать в очередь на членство в НАТО, ни у кого сомнений не вызывает. Например, американские ученые из Колумбийского университета Майкл Ривкин и Одэд Эран, занимающиеся проблемами Восточной Европы, считают, что по крайней мере еще лет десять Украина не сможет серьезно думать о членстве в альянсе. И кроме того, как ученые, так и политики понимают, что пересечение НАТО границы бывшего СССР будет сопряжено со значительным сопротивлением России со всеми вытекающими из этого проблемами. Тем более что нынешний российский премьер (который, не исключено, может внезапно стать первым лицом в государстве) взял курс на развитие имперской внешней политики и Украина, понятно, попадает в сферу этих интересов, как и любая другая бывшая республика могучего монстра.

И все же НАТО, похоже, перейдет в наступление, во всяком случае, именно так можно расценивать недавнее заявление бывшего советника президента США по вопросам национальной безопасности Збигнева Бжезинского в Вильнюсе о том, что пора бы Литве даровать членство в альянсе. И если в следующем году на саммите в Вашингтоне Литву назовут в числе новых членов военно-политического блока, то весьма трудно ручаться, что этот шаг не вызовет серьезного противостояния, по крайней мере, размещение российского ядерного оружия в Беларуси некоторые аналитики гарантируют. Однако как в Литве, так и в Украине многие связывают расширение НАТО с расширением зоны безопасности и стабильности в Европе, и хотя господин Бжезинский не спешит сказать об Украине то же, что и о Литве, сегодня можно говорить о некоторых идентичных «достижениях» в развитии отношений с альянсом. Например, уже в следующем году (когда Польша, Чехия и Словакия официально станут членами блока) и Литва, и Украина будут иметь по общему с НАТО подразделению. Обе страны делают немалые ставки на свое геополитическое положение. Если Литва открыто добивается членства в НАТО и имеет солидное лобби как в Пентагоне, так и Госдепартаменте, то Украина, хоть открыто о таком желании не заявляла, всячески демонстрирует курс на сближение и не может пожаловаться на отсутствие поддержки со стороны США (хотя в том же Колумбийском университете эту поддержку связывают больше с пониманием лидерами страны того факта, что «без Украины империя невозможна»).

Но у Украины есть еще один козырь, которого нет ни у какой другой бывшей республики (Россия, естественно, не в счет), - возможность иметь со странами НАТО идентиную военную технику. Речь, понятно, идет о нашумевшем в Европе проекте Ан-70 (хотя в альянсе уже имеют виды и на другие украинские возможности, в частности украинские кораблестроители были неожиданно приглашены в НАТО для разработок боевого корабля класса «Фрегат» нового поколения, а некоторые страны - члены НАТО не брезгуют конкретными совместными программами в области создания и модернизации бронетанковой техники).

Украина в настоящее время является одной из семи держав мира, которые создают, производят и, соответственно, продают самолеты. В то время, как спрос на боевые самолеты с окончанием «холодной войны» в мире несколько упал, многоцелевые и особенно военно-транспортные самолеты продолжают привлекать многие страны. К 2003-2005 годам заканчивается ресурс эксплуатации военно-транспортных самолетов большинства стран Европы, а поскольку проекта, подобно Ан-70, в регионе не существует, для ряда стран альянса проект, инициированный Украиной и Россией, является наиболее рациональным и дешевым способом решить проблему. Собственный европейский проект FLA (Future Large Aircraft) пока существует лишь на бумаге и требует не только нескольких лет серьезных усилий конструкторов, но и немалых капиталовложений. Альтернативой проектам FLA и Ан-70 на тендере в конце января следующего года будет покупка американских военно-транспортных самолетов С-17 и С-130J. Несмотря на то, что вопрос обеспечения шести европейских стран - членов альянса военно-транспортной авиацией является в высшей степени политическим и тут не обойдется без давления США (к чему приводит такое давление, мы хорошо знаем по, например, недавнему решению Греции отказаться от российских зенитно-ракетных комплексов С-300 в пользу американских «Пэтриотов»), предполагается, что Германия и Франция займут резко отрицательную позицию по отношению к желанию «Суперпауэр» из-за океана. Заместитель главного конструктора АНТК им. Антонова Олег Богданов убежден, что европейцам не выгодно покупать американские самолеты как минимум из экономических расчетов: С-17, в частности, стоит в четыре раза дороже Ан-70 и цена за один самолет не менее 250 млн. долл. вряд ли удовлетворит европейцев, С-130J хоть и стоит приблизительно столько же, сколько и Ан-70, но может быть использован лишь для тактических целей. Кроме того, такой фактор, как создание новых рабочих мест, будет играть едва ли не основную роль и использование коммерческого метода определения подрядчиков (что желают ввести всегда прагматичные европейцы) на руку западным странам, поскольку даже в случае победы Ан-70 на тендере и решении, что такие основные узлы, как фюзеляж, крылья, шасси, будут украинскими на будущем евросамолете, дает шанс и другим странам - участницам проекта получить право производить часть узлов у себя в стране. Другими словами, подрядчиками станут те производители, которые покажут более дешевый и эффективный способ создания того или иного узла. «И все же, приняв проект Ан-70, все страны, и том числе Украина, несомненно выиграют в вопросе создания рабочих мест», - считает О.Богданов. Кроме того, учитывая предназначение самолета, не стоит сбрасывать со счетов, что финансирование будет поддерживаться из бюджетов стран-участниц, решив же купить С-17, немецкое, например, правительство оставит свой концерн Daimler Chrysler Aerospace (DASA) без работы.

Последние несколько месяцев показали, что ставки на Запад могут принести самому самолету больше дивидендов, чем поддержка с Востока. Так, к сожалению, не сдвинулась еще с места реализация заказа Министерства обороны России, которое приняло в начале осени решение разместить заказ на сборку пяти Ан-70 на Киевском авиационном заводе (и еще пяти - на собственном заводе в г.Самаре). Увы, профинансировать свой заказ Россия пока не смогла. Хотя и в России, и в Украине понимают, что проект должен продвигаться независимо от решения заказчиков из Североатлантического альянса.

Интересно, что специалисты немецкого концерна DASA, который вовсе не является лоббистом украинских интересов и исследовал проект Ан-70 по заказу военного ведомства Германии, пришли к выводу, что продвижение проекта выгодно Германии, а сам самолет вполне может служить базой для создания военно-транспортного самолета нового поколения для стран НАТО. На АНТК считают, что новый самолет может в целом сохранить облик Ан-70, несмотря на необходимость некоторых уже проведенных изменений, в частности, кабины (с учетом сокращения экипажа до 2 человек) и погрузочно-разгрузочного оборудования. Скорее всего натовские страны сойдутся на необходимости установки на самолете собственного электронного оборудования. Спорным вопросом пока остается двигатель (специально для этого самолета запорожским «Мотор-Січ» были созданы чрезвычайно мощные винтовентиляторные двигатели Д-27, позволяющие взлетать с разбомбленных ВПП). Ни США, ни Западная Европа подобных двигателей не имеют. На следующей неделе в Украину прибывает делегация военного ведомства Германии, и отечественные конструкторы не исключают, что как раз во время этого визита будет решен вопрос двигателя. Есть, правда, в немецко-украинско-российской кооперации и некоторая двусмысленность: дело в том, что DASA участвует одновременно и в подготовке самолета на базе Ан-70, и в проекте создания евросамолета FLA. Хотя подразделения, параллельно продвигающие проекты, находятся в разных городах (FLA разрабатывают в Гамбурге, самолет на базе Ан-70 - в Мюнхене), все же всей структурой руководит одно лицо. В Украине считают, что руководство концерна займет позицию в соответствии с решением министерства обороны страны, а это ведомство пока склонно поддерживать именно проект Ан-70.

Кстати, кроме Германии, министерство обороны которой уже приняло положительное решение относительно самолета на базе украинско-российского проекта Ан-70, в настоящее время на АНТК ожидается решение военных ведомств еще трех стран - Франции, Италии и Испании, которые принимали участие в исследовании проекта Ан-70 в качестве наблюдателей и могут присоединиться к проекту. Поэтому в тендере в начале следующего года, небезосновательно полагают украинские самолетостроители, скорее всего участвовать будет уже не украинско-российский консорциум «Средний транспортный самолет», а новое совместное объединение, включающее как украинско-российские предприятия, так и один или несколько западно-европейских производителей, в частности Германии, Франции, Италии и Испании. Политическое решение об этом, как ожидается, будет принято в Париже в мае будущего года. Нетрудно предположить, что создание такого перевеса политических сил в нашу сторону в будущем может послужить хорошей основой для основательного вовлечения Украины в НАТО.

Вот почему многие считают, что Ан-70 не только является визиткой Украины в НАТО, но и завтрашним входным билетом. Что ж, насколько созрела позиция стран НАТО относительно Украины, очевидно, покажет 1999 год.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме