ВИКТОР ЮЩЕНКО МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ХАРИЗМОЙ

12 мая, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 12 мая-19 мая

Вашингтон встретил украинского премьера тепло. От 36-градусной жары и дикой влажности Виктор Ющенко спасался в Белом доме, госдепе, министерстве финансов, Международном валютном фонде и Всемирном банке...

Вашингтон встретил украинского премьера тепло. От 36-градусной жары и дикой влажности Виктор Ющенко спасался в Белом доме, госдепе, министерстве финансов, Международном валютном фонде и Всемирном банке. Но во всех этих кондиционируемых помещениях Виктору Андреевичу не давали замерзнуть энергия рукопожатий и жар комплиментов. Как ветеран описания украинских премьерских визитов в заокеанские дали, могу вам сказать со всей ответственностью — такого приема американская сторона не оказывала ни одному из украинских премьеров. Никто из глав отечественных правительств не встречался в Вашингтоне с Биллом Клинтоном, а уж тем более с президентом и вице-президентом в рамках одного визита. Никто из украинских премьеров не получал накануне визита письма из госдепа, в котором госсекретарь от руки делал бы сентиментальные полустраничные приписки. Никого из украинских премьеров в Америке не называли «последней надеждой».

Вместе с тем особо обольщаться по этому поводу не стоит, поскольку по пятибалльной шкале отношение американской элиты к Ющенко может быть охарактеризовано высшей оценкой, к самой же Украине оно тянет не более чем на три балла. Поэтому тезисы некоторых СМИ о том, что «американцы давили на Ющенко по вопросу закрытия Чернобыльской АЭС» или «МВФ не дал Ющенко денег», в значительной степени не корректны, ибо если кто-то на кого-то и давил и кому- то чего-то не давал, то не Ющенко, а государству, многие годы испытующему терпение стратегического партнера. Государству, которое обещает (и не только США) и, пользуясь спецификой своего геополитического положения, не держит слова.

Открыто симпатизируя Виктору Ющенко, американская сторона отдает себе отчет в том, что судьба украинских реформ в гораздо большей степени находится не в руках премьера, а в руках Президента, поскольку судьба самого Виктора Ющенко находится в руках Леонида Кучмы. По их мнению, терпимость первого лица и рыночные принципы второго могут стать самым серьезным залогом того, что реформы в Украине начнут набирать обороты.

В эту черно-белую схему американцы включают и возможность сопротивления реформам украинских олигархов, определенных как главных врагов премьер-министра. По большому счету все правильно, но берутся ли в расчет полутона, способные серьезнейшим образом повлиять на устойчивость выстраиваемой конструкции? Например, такая мелочь, как компетентность команды премьера. На этот вопрос ответ можно получить только в Украине. На украинские же вопросы американцы ответы дали.

ПОЛИТИКА

Условности американского протокола определили визит Виктора Ющенко как частный, поскольку приглашение премьеру было передано в устной, а не в письменной форме. Именно поэтому встреча Виктора Ющенко и Билла Клинтона проходила не в Овальном кабинете, а в кабинете советника по национальной безопасности — Санди Бергера. Туда же после ухода президента США без объявления визита зашел и Альберт Гор. По всей видимости заинтригованный позитивным впечатлением Билла Клинтона.

На встрече с американским президентом Виктор Ющенко, по данным «ЗН», рассказал о том же, о чем ведал практически на всех предыдущих встречах, а именно о результативности проводимых в Украине реформ. Среди достижений были обозначены бездефицитный бюджет; реструктуризация внешних долгов, позволяющая в течение двух лет сконцентрироваться на реформах; утверждение парламентом программы правительства, прошедшей широкое обсуждение в обществе; запрет бартера и взаимозачетов, что позволит не только лучше наполнять бюджет, но и уменьшит поле для злоупотреблений и коррупции; 40-процентный рост поступлений в бюджет, 14-процентное сокращение задолженности по зарплатам и почти 10-процентное – по выплате пенсий; прирост ВВП в размере 5,6% за первый квартал этого года; 12-процентное повышение реальных доходов населения; стабильные гривня и цены (инфляция в апреле составила лишь 1,7%); и в конце концов 460 млн. долларов, пополнивших резервный фонд НБУ. Разумеется, это не дословный пересказ речи Виктора Ющенко на встрече с президентом США, просто эти цифры и в такой последовательности украинский премьер называл, в том числе и на открытых встречах, где так же ставил цель доказать: в Украине изменения происходят.

Кому-то может показаться странным тезис о том, что в начале 93-го года Билл Клинтон находился в схожей с Виктором Ющенко ситуации. Но в определенном смысле это так. В Совете Безопасности на стене висит фотография, запечатлевшая выступающего новоизбранного президента США, обещающего привести Америку к профициту бюджета. Тогда Биллу Клинтону практически никто не верил, сегодня же Америка живет хорошо как никогда. Доходы действительно превышают расходы. Только в Нью-Йорке преступность снизилась на 75%, а безработица сократилась до 3,9% по стране. Нужно быть американцами и не знать личностных и объективных украинских реалий для того, чтобы свято верить в то, что Виктор Ющенко сможет на премьерском посту сделать для экономики Украины то, что сделал Клинтон для Америки. Но факт остается фактом. Когда Виктор Ющенко напомнил Биллу Клинтону о висящей в соседней комнате фотографии и ознакомил его с графиками роста показателей украинской экономики и намеченными перспективами, довольный Клинтон сказал: «Я вижу, у тебя такая же харизма, как и у меня».

Но эту информацию «ЗН» добыло по крупицам, терзая американскую и украинскую стороны попеременно. Официально же о встрече с Биллом Клинтоном, Альбертом Гором и Санди Бергером Виктор Ющенко поведал скупо: «Мы обсудили весь спектр основных вопросов и достигли взаимопонимания по всем вопросам двусторонних отношений».

В целом на всех встречах, проведенных премьер-министром, в ответ звучало: вы продолжайте в том же духе, а мы вас максимально поддержим. И это касалось не только премьера, но и Украинского государства в целом. Председатель Всемирного банка, узнав о предстоящей встрече с Биллом Клинтоном, сам предложит перезвонить президенту США и попросит его поддержать ростки начинаний, пробившиеся в украинской экономике. В разных кабинетах было получено обещание повлиять на скорость принятия решений в Международном валютном фонде. О своей поддержке действий украинского правительства заявила не только украинская диаспора, но и еврейская община. По словам членов делегации, достаточно позитивной, вопреки всем прогнозам, была встреча Виктора Ющенко с министром финансов США Саммерсом. Иными словами, пользуясь метким выражением корреспондента «УТ-1», союзники пообещали открыть второй фронт...

ДЕНЬГИ

Все это хорошо, скажете вы, но где же материальное воплощение любви по-американски? Деньги где? Такая постановка вопроса, конечно, имеет место быть. Как утверждают и премьер- министр, и министр финансов Украины, деньги будут. Более того, во время визита украинской стороне удалось в ходе комплексных переговоров изменить отношение американского представителя в МВФ к Украине. Тем не менее все не так просто.

В МВФ у Украины есть две проблемы: первая — это скандал с завышением резервов Нацбанка, который с легкой руки «Файненшнл таймс» стал фетишем не только во взаимоотношениях Киева и Фонда, но и внутриМВФовским. Вторая проблема — выполнение программы, подписанной правительством и Фондом. Сорок два пункта которой, в случае их выполнения Украиной, откроют дорогу траншам программы расширенного финансирования ЕFF, которая была заморожена с сентября прошлого года.

Итак, аудит. Украинская сторона надеялась, что МВФ сможет удовлетвориться результатами первой части аудита НБУ, что позволит разделить взаимоотношения с Фондом на «до» и «после», а значит, облегчит переговоры по возобновлению выделения денег Украине. Но этого не произошло. И это объяснимо. Хорст Келлер лишь пять дней назад приступил к исполнению обязанностей председателя совета директоров МВФ. Уже одной этой причины могло бы быть достаточно для того, чтобы объяснить нежелание Фонда принимать скоропалительные решения в отношении Украины. Но на этом причины не исчерпываются, поскольку, ставший достоянием гласности, скандал между Украиной и МВФ возымел и внутрифондовские последствия. Второй этап аудита Нацбанка Украины, который оказался необходим руководству Фонда, будет проходить параллельно с подготовкой юридического заключения по результатам первого этапа аудита, а также на фоне разбора практики полетов внутри самого МВФ.

Что касается юридической оценки, то заключение, сделанное украинскими юристами, не совпадает с предварительными заключениями юристов МВФ. Украинская сторона настаивает на том, что Киев не нарушил ни одного из условий сотрудничества с Фондом. Более того, во время переговоров в совете директоров МВФ члены нашей делегации яростно доказывали, что руководство Фонда каждый месяц подробно информировалось Нацбанком обо всех действиях Украины, связанных с предоставлением кредитов. В ответ на подобные заявления глаза представителей МВФ наливались кровью. И их как чиновников можно понять: «Значит, это вы нас обвиняете в том, что мы недосмотрели? Значит, мы во всем виноваты?»

Понятно, что виноватым не хочет быть никто. Хотя бы потому, что скандал с Украиной может стать последней каплей, заставившей новое руководство Фонда принять решение о серьезных кадровых изменениях во втором европейском департаменте, в сферу компетенции которого входит и наша страна. По сути глава Нацбанка Владимир Стельмах, настаивающий на подробном информировании МВФ, прав. Более того, когда в 1998 году скандал должен был вот-вот разразиться, глава миссии МВФ в Украине господин Шадман-Валави, находившийся в курсе всех нюансов, по сути прикрыл Нацбанк Украины не столько по личной инициативе, сколько по команде из центра, за что сейчас и поплатился отставкой, став стрелочником. Но какие чиновники захотят признать свою ошибку? Возможно, именно поэтому один из членов совета директоров МВФ, выслушав господина Стельмаха, сказал: «Вы говорите все правильно, но ведете себя абсолютно неверно». По политической логике взаимоотношений кредитора и дебитора Украина не должна была валить вину на МВФ, а должна была извиниться за причиненное беспокойство, еще раз напомнить о разнице бухгалтерских систем Фонда и Нацбанка (до 1998 года) и заверить высокое собрание в отсутствии какого-либо злого умысла в происшедшем. Но это, конечно, в том случае, если нужно получить деньги, а не доказать свою правоту.

Предложение украинской стороны нанять независимых юристов для подготовки окончательного заключения о нарушении/не нарушении Украиной правил МВФ тоже не получило поддержки Вашингтона: одно дело — независимый аудит, другое дело — юридическая оценка действий реципиента. На нее имеет право кредитор. Сухой остаток переговоров таков: «Price- WaterhouseCoopers» проводит вторую часть аудита Нацбанка Украины, а затем юристы МВФ пишут заключение и рекомендации руководству Фонда. При слаженной работе в конце июня — начале июля эта работа может быть завершена. И тогда в МВФ будут решать, что делать с Украиной: отбирать 200 млн. не по правилам полученных кредитов, отбирать их часть, а если отбирать, то требовать их у самой Украины или изымать из тех траншей, которые будут полагаться Киеву после размораживания программы расширенного финансирования? Не исключено, что все может закончиться для нас лишь моральным порицанием. На самом деле во втором европейском департаменте, а точнее, в СНГ нет страны, с которой бы у Фонда не возникали те или иные сложности по части бухгалтерии. Визит Ющенко в Вашингтон дал возможность надеяться, что Украина не станет козлом отпущения и показательно не ответит за всех, кому было прощено.

К слову, некоторые члены делегации считают, что одна из причин затянувшихся разборок — недостаточная квалификация украинских юристов. Дело в том, что Россия, побывавшая в такой же ситуации, вышла из воды сухой, поскольку воспользовалась четким правилом МВФ: если нарушения не выявляются в течение двух лет, то они списываются по сроку давности. Что считать точкой отсчета выявления украинских нарушений? Вокруг этого вопроса можно было бы, как заверяют информированные лица, построить схему украинской обороны, но для этого нужны профессионалы...

Теперь о возобновлении программы ЕFF. Со слов украинского премьера можно сделать вывод: если по аудиту позиция МВФ была вежливой, но жесткой, то по вопросам выполнения сорока двух пунктов программы, подписанной между правительством Украины и Фондом, возможны уступки. Основной аргумент Ющенко был таков: документ подписывался с предыдущим правительством. Его же кабинет утвердил в Верховной Раде принципиально новую программу действий, в связи с чем необходим пересмотр некоторых принципиальных позиций в украино-фондовском базовом документе.

Приезд миссии Фонда в Украину в середине июня — не победа украинских переговорщиков, поскольку они рассчитывали, что ревизоры пожалуют в мае. Вместе с тем, если украинская сторона вплотную поработает над выполнением требований МВФ, то политическое руководство США обещало ускорить время принятия решения по вопросу возобновления кредитования. Итак конец июня, начало июля — это время «Ч», когда в идеале на столе у Келлера должны оказаться как результаты второй части аудита и юридические заключения по ней, так и заключения миссии об исполнении Украиной условий, необходимых для размораживания траншей. По мнению высокопоставленных украинских экспертов, июль — это наилучший вариант возобновления предметного сотрудничества между Украиной и Фондом. Худший вариант — сентябрь. Это случится, если возникнут серьезные проблемы либо с оценкой аудита, либо с программой. Ведь август — месяц отпусков, и все отложится до осени. Ответственные лица уверены в том, что самый пессимистический прогноз — возобновление кредитов после президентских выборов в США – не подтвердится.

Что же касается Всемирного банка, то господин Вулфенсон заявил о своей полной готовности стать «членом команды правительства Ющенко», сообщив при этом, что под парами стоят 70 млн. на угольный проект, 100 млн. — на админреформу и 100 млн. — на перестройку финансового сектора украинской экономики. Все это будет украинским... как только сдвинется ситуация в МВФ.

ЧЕРНОБЫЛЬ

Во взаимоотношениях любых двух стран всегда найдется место не только стратегическому сотрудничеству и принципиальным разногласиям, но и своеобразному пунктику. Пунктик США в отношении Украины имеет название: Чернобыль. В их представлении, впрочем не только их, но и западноевропейском, Леонид Кучма должен сдержать свое слово и закрыть ЧАЭС в 2000 году. Именно поэтому от Ющенко как от председателя комиссии по закрытию Чернобыльской АЭС и решению всех вопросов, сопряженных с этим, американцы хотели услышать окончательную дату остановки станции. Официально эта дата, скорее всего, будет объявлена Президентом Украины во время июньского визита Билла Клинтона в Киев. Что, собственно, и должно стать мировым оправданием этой поездке. Во время же вашингтонского визита украинский премьер дату назвал шепотом. Получив ее, американская сторона в закрытом режиме обещала провести ряд консультаций с канадцами и странами Западной Европы для того, чтобы на берлинской донорской конференции и на встрече «большой семерки» в Японии вопросы финансирования закрытия станции, строительства саркофага, гранта на компенсационное топливо для атомных и тепловых станций, а также финансирование достройки блоков на Хмельницкой и Ривненской атомных станциях, были решены в максимальном и приемлемом для Украины объеме.

В Киеве при решении вопроса о дате закрытия решали две проблемы: стратегическую и тактическую. Стратегическая до конца не решена и сейчас. Заключается она в следующем: оглашать ли публично дату закрытия до объявления о размерах материального участия Запада в проекте или сначала деньги, а потом дата? Что же касается тактического момента, то в официальном Киеве было две идеи по поводу дня прекращения работы станции. Первая — ноябрь. Предполагалось, что пожертвовать двумя месяцами работы мощностей ЧАЭС в холодное время можно было ради поддержки кандидата в президенты Альберта Гора. Не исключалось, что, известный своими экологическими программами, американский вице-президент сможет прилететь в Украину на закрытие станции. Однако правила американской избирательной кампании не предполагают ни при каких обстоятельствах выезда кандидата в президенты за пределы страны в течение нескольких месяцев до дня выборов. Иными словами, Альберт Гор, даже если бы хотел, не смог воспользоваться любезным предложением украинской стороны. Таким образом вопрос с датой решился сам собой — декабрь. Точного числа, кроме высшего украинского и американского руководства, не знает никто. Однако можно предположить, что логичным с нашей стороны было бы тянуть до последнего. Ибо с той неразберихой, которая царит в энергетическом секторе, в начале зимы будет дорог каждый Ват.

Таким образом, процесс закрытия Чернобыльской станции выходит на финишную прямую, и стране, которой предстоит справиться с этой сложной процедурой, ничего не остается, как рассчитывать на щедрость стран-доноров и обещанную поддержку политического руководства США.

ИМИДЖ

Кстати, помимо заверений в максимальной поддержке и оглашения Виктора Ющенко «последней нашей надеждой в отношении Украины», глава Всемирного банка сказал еще об одном: «Мы знаем, кто является оппозицией в отношении действий правительства в Украине. Мы знаем, что они имеют представительства в Америке, и мы знаем, что они работают против вас здесь». Нечто очень близкое по смыслу я услышала от одного из ведущих экспертов Фонда Корнеги, который высказал предположение, что стабильный поток информации в «Файненшнл таймс» обеспечивает одно из пиар-агентств, нанятых в США некоторыми олигархами, противостоящими Ющенко в Украине. Эти заявления дали повод более подробно поговорить об использовании гражданами Украины и о возможности использования самим Украинским государством услуг пиар-фирм, а также о практике ведения войны на чужой территории.

Думаю, читателям безотносительно к вышесказанному будет интересно узнать, что практика использования подобных фирм абсолютно легальна и к ней прибегают те политики, бизнесмены и государства, которые хотят создать себе (или кому-то) в определенном кругу или регионе соответствующий имидж. Первой в Украине к подобным действиям прибегла еще в середине 90-х Юлия Тимошенко. Нельзя сказать, что ее работа была системной, но она все же возымела свои результаты. В США ее терпят. Хотя списывать это только на заслугу давно проведенной пиар- компании не стоит. Гораздо более существенный аргумент — она в команде американского фаворита Виктора Ющенко.

В настоящий момент известно, что услугами американских пиар-компаний пользуются в частности Виктор Пинчук и Григорий Суркис. Компания в первом случае называется «Блек и Манофелд», во втором – «Апко». Как правило, подобные организации учреждают вышедшие в отставку политики, не желающие сдавать в утиль наработанные в течение многих лет связи и рычаги влияния. Услуги обеих компаний, по данным «ЗН», предлагались первому лицу Украины. Были даже предприняты некоторые конкретные шаги, останавливаться на которых в силу их незначительности не имеет смысла.

Почему крупные бизнесмены нуждаются в услугах подобных компаний, предположить не сложно. Возьмем, например, «Апко». Более десяти лет эта компания занимается имиджем Владимира Гусинского. В списке ее клиентов есть и целые государства СНГ. Об американском черном списке украинских бизнесменов писалось не единожды. Три имени из него совершенно точно находятся в компьютере всех американских посольств, где можно получить визу в США. В данном случае точнее будет сказать – не получить. В тройке отказников: Волков, Бакай, Рабинович. Григорий Суркис и партнеры в этот список не входят, свидетельством тому — одноразовая виза, полученная Григорием Михайловичем на въезд в Америку с группой, представляющей Конфедерацию еврейский общин Украины. Однако тот факт, что из всей делегации без объяснения причин только Григория Суркиса четыре часа продержала в аэропорту американская эмиграционная служба, свидетельствует о том, что имидж народного депутата на Западе нуждается в корректировке. Возможно, этому может послужить статья об успехах «Динамо» (Киев), вышедшая в «Уолл стрит джорнал» в аккурат во время визита Ющенко в Вашингтон.

Американские пиар-компании с подачи ближайшего окружения Президента, как уже говорилось, время от времени предпринимают шаги по оказанию услуг главе государства. Не личных, конечно. Однако в силу разрозненности действий и любительского подхода заказчиков с украинской стороны эффективность этих шагов низка. Но это совсем не означает, что Украина в целом должна отказаться от возможностей, которые активно используют в том числе и ее соседи. Только происходить это должно централизованно, продуманно и не с целью мелкого подхалимажа, путем демонстрации собственных возможностей. Между прочим, эта цель декларировалась в проекте постановления Кабмина Валерия Пустовойтенко о создании государственной фирмы «Открытая пресса». Предполагалось, что имиджем страны и ее лидеров, не только в США, но и в других ключевых странах будет заниматься именно эта фирма с полуторамиллионным бюджетным финансированием. Но тогда эта идея не получила поддержки по двум причинам: во-первых, потому, что есть ДИНАУ — государственное информационное агентство Украины, на базе которого можно было бы создать соответствующее подразделение, не плодя при этом дополнительных бюджетных структур. А во-вторых, Запад вряд ли с пониманием отнесся бы к тратам на формирование имиджа на фоне постоянных просьб о финансовой поддержке государства.

Заниматься имиджем страны необходимо, но в понятие «имидж» входят не только интервью Президента в ведущих мировых СМИ. Это ознакомление с научными, спортивными, культурными, туристическими и, конечно же, политическими потенциями и достижениями Украины. Это подготовка буклета для Давосского саммита и опубликование в крупнейших экономических изданиях объявлений о выставлении на приватизацию крупных украинских объектов. Это информационная поддержка множества экономических проектов, начиная от закрытия Чернобыля и заканчивая нефте- и газопроводами, под которые Украина готова гостеприимно предложить свою территорию. Наилучший вариант финансирования подобных проектов — не карманы влиятельных политико-финансовых групп (хотя и этого исключать пока не стоит), а крупные гранты, лоббированием которых на Западе, по идее, могли бы заниматься те же PR-компании, поскольку львиная доля бюджета под заказ все равно перейдет к ним...

Бывший конгрессмен, а ныне вице-президент компании «Апко» Дон Банкер отказался подтвердить или опровергнуть информацию о том, что его компания предлагала свои услуги по созданию имиджа украинскому правительству, ссылаясь на то, что «Апко» не разглашает информацию ни о своих реальных, ни о возможных клиентах. Да в принципе, Ющенко в имиджевых костылях в Штатах пока не нуждается. В них нуждается Украина, правда, гораздо меньше, чем в конкретных действиях по преобразованию экономики. Авансы, выданные в Вашингтоне Виктору Ющенко, сами по себе не могут снивелировать многогранные задолженности Украинского государства перед украинским народом. И имидж Ющенко будет ничто, если мы дадим себе засохнуть.

Юлия МОСТОВАЯ
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно