УРАВНЕНИЕ С 49 НЕИЗВЕСТНЫМИ

Поделиться
«Е-е-еду-у-ут!» Крик этот разносится по лабиринтам административных зданий на Грушевского, Садовой и Шелковичной, распугивая сонных мух и заспанных пресс-секретарей...

«Е-е-еду-у-ут!» Крик этот разносится по лабиринтам административных зданий на Грушевского, Садовой и Шелковичной, распугивая сонных мух и заспанных пресс-секретарей. В приемных уже порхают загоревшие секретарши, в коридорах снуют сумрачные дядьки, отягощенные канцелярскими принадлежностями и собственной значимостью. Уборщицы полируют офисные столы, народные избранники — депутатские значки. Рассказки о курортных адюльтерах постепенно вытесняются спорами об особенностях национального имплементирования. Верховная Рада зажигает огни.

Правительственные чистки, бюджетные страсти, выборные страдания и конституционная коррида — самые рейтинговые темы досессионных пересудов. Причем, разговоры о последствиях хирургического вмешательства в Основной Закон, кажется, вне конкуренции.

Наберут или не наберут? Преодолеют президентские поправки к главному закону 300- мандатный барьер (как того требует 155 статья Конституции) или нет? Первый шаг к победе в имплементационном состязании, как вы помните, был сделан командой главы государства 13 июля — в тот день 251 отечественный конгрессмен высказался в поддержку законопроекта с тягучим названием «О внесении изменений в Конституцию Украины по результатам всеукраинского референдума по народной инициативе». Теперь Банковой предстоит изыскать еще минимум 49 депутатских голосов, чтобы трансформировать «всенародное волеизъявление» в соответствующие конституционные положения.

Можно ли отыскать в «радовских закромах» пять десятков мандатов? Для начала надо определить район поиска. Иначе говоря, следует выяснить: можно ли провернуть имплементационную сделку без посредничества коммунистов. Попытаемся сначала решить задачку чисто арифметически.

10 фракций, вроде бы образующих правоцентристское большинство Верховной Рады, на момент закрытия пятой сессии парламента располагали 266 штыками («Трудова Україна» — 44, «Відродження регіонів» — 35, «Батьківщина» — 35, СДПУ(о) — 34, «Солідарність» —23, НДП — 23, УНР — 21, НРУ — 19, ПЗУ — 17, «Реформи-Конгрес» — 15). Имплементационные начинания Президента поддержали 234 законодателя, входящих в указанные депутатские объединения. (Стопроцентный результат выдала только парламентская ячейка СДПУ(о), подтвердив таким образом репутацию самой преданной). 10 рискнули выступить против, 2 воздержались, 6 не голосовали вовсе, еще 14 человек отсутствовали либо отказались регистрироваться. То есть скрытый резерв составляет 32 мандата — примерно 2/3 от требуемой цифры.

Далее — за «имплементационное» постановление в последний день пятой сессии проголосовали еще и 17 внефракционных. Всего «безлошадных» — 51. Можно ли отыскать среди оставшихся 34 неопределившихся еще два десятка голосов, необходимых для полного счастья? Теоретически — да, практически — невероятно сложно. Сразу отбрасываем Павла Лазаренко и Николая Агафонова, которые (даже если бы у них и возникло такое желание) не смогут поддержать президентскую инициативу по вполне понятным причинам. Трудно представить, что может заставить проголосовать «за» Сергея Головатого, Александра Ельяшкевича, Виктора Шишкина, Адама Мартынюка (он, кстати, формально не входит во фракцию КПУ). Есть определенные сомнения и по поводу того, что поддадутся уговорам (либо нажиму) Александр Ткаченко, Николай Лавриненко, Анатолий Матвиенко, Григорий Омельченко, Анатолий Ермак, Александр Старинец, Иван Чиж, Дмитро Чобит, Валерий Штепа, Юрий Кармазин. Хотя практически к каждому из них в принципе можно найти индивидуальный подход. Еще девять формально внефракционных депутатов (Наталья Витренко, Владимир Марченко, Александр Чародеев, Петр Романчук, Наталья Лымар, Людмила Безуглая, Иван Малолитко, Михаил Сидорчук, Елена Мазур) представляют ПСПУ, им публично поддерживать президентские начинания тоже вроде как-то не с руки.

Разумеется, кто-то из указанных избранников электората уже в самое ближайшее время может пополнить большинство. Поговаривают, что, к примеру, Валерий Штепа и Александр Чародеев уже определились (Заранее приношу извинения обоим, если информация не соответствует действительности).

Но в любом случае искомое количество голосов, как ни крути, не набирается.

Да и то, что «большевистские» фракции в судный день выдадут стопроцентный результат — тоже еще не факт. Два лидера лояльных к Леониду Кучме объединений в режиме «офф-рекордз» признались автору этих строк, что среди их подопечных обязательно отыщется по 3—4 человека, которые ни при каких обстоятельствах не поддержат президентский проект. Более того, оба моих собеседника объявили, что лично будут голосовать против, дабы не иметь лишних проблем на следующих выборах. Даже если эти политики и передумают после задушевных бесед в администрации Президента (что, согласитесь, очень вероятно), сам факт подобного вольнодумства наглядно демонстрирует, насколько непрочным выглядит фундамент, на котором гарант Основного Закона планирует выстраивать конституционную реформу.

Есть и еще одно обстоятельство — кровопролитная война, которую ведет Юлия Тимошенко. Ее отставка (особенно, если это будет отставка с последствиями) способна спровоцировать демарш «Батьківщини». А уход Виктора Ющенко может сподвигнуть на акт непослушания «Реформы» и, возможно, часть фракции УНР. Одним словом, если Банковая всерьез надеется на 300 голосов и при этом рассчитывает обойтись без помощи Петра Симоненко и его команды, им, по логике, следует сдувать пылинки с главы Кабинета и позволять вице-премьеру по вопросам ТЭК время от времени переводить дух.

Насколько можно судить из рассказов информированных парламентских источников, есть несколько схем достижения имплементационного успеха. В соответствии с первым вариантом, планируется развалить фракцию СПУ, перетащив в «большевистские» ячейки до десятка соратников Александра Мороза (по достоверным сведениям работа уже ведется). Одновременно лидеров «олигархических» фракций обяжут (выделено автором) в складчину раскупить «Батьківщину». Параллельно будет идти процесс индивидуальной обработки и «поштучного приобретения» членов фракции КПУ и «безлошадных».

Кроме того, руководителям всех пропрезидентских объединений предстоит кровью расписаться под неким тайным документом, состоящим из двух пунктов. Пункт первый: ни один человек ни при каких обстоятельствах не должен сбежать из «большинства» — ни в «безлошадные», ни (тем более) к коммунистам. Пункт второй: ни один «большевик» не имеет права «соскочить» в день судьбоносного голосования — никаких воздержавшихся, не голосующих либо не регистрирующихся. О том, чтобы выступить против, как вы понимаете, вообще речь не идет. Существование документа — разумеется, шутка, но вот в том, что главам депутатских сообществ будет поставлена задача повторить подвиг фракции СДПУ(о) и обеспечить стопроцентную поддержку президентского проекта, сомневаться не приходится. В противном случае их бизнес может серьезно пострадать. Эксперты уверены, что командиры «большевистских» отрядов вынуждены будут использовать апробированный прием сбора карточек.

По задумке вдохновителей описанного выше плана, в случае выполнения всех указанных арифметических действий, можно будет с грехом пополам насобирать 305—310 голосов. Думаю, читатели не станут спорить с тем, что план весьма громоздкий и крайне ненадежный. Наивно было бы полагать, что Юлия Тимошенко и Александр Мороз не проинформированы о запланированном разграблении их фракций. Еще более наивно было бы думать, что два столь опытных политика не будут сражаться за свое место под солнцем. Особенно ожесточенно, очевидно, будет защищаться Юлия Владимировна, у которой еще есть средства для борьбы и уже нет пути для отступления. И хотя пяти-шести человек Тимошенко, вероятно, в ближайшее время недосчитается, фракцию она постарается удержать во что бы то ни стало.

Схема эта выглядит скользкой еще и потому, что достаточно одного сбоя, чтобы рухнул весь план.

Более реалистичным представляется второй вариант, являющийся расширенной версией первого. В соответствии с «планом номер два» все делается как и в первом случае, но при этом достаточно большая группа уполномоченных лиц будет вести индивидуальную обработку нескольких десятков коммунистов. Предполагается, что каждому (с учетом индивидуальных особенностей) будет сделано предложение, от которого будет невероятно трудно отказаться. Тем более, что жизнь не жирная такая…

В процесс этой своеобразной «вербовки» почти наверняка будут вовлечены главы крупнейших лоббистских группировок, которые в случае успеха операции получат шанс либо вернуть утраченное доверие (речь, прежде всего, об Александре Волкове), либо укрепить свое положение (под эту категорию подпадает, к примеру, Виктор Медведчук). Надо ли говорить, что возможная признательность Президента сулит вполне осязаемые политические и бизнес-перспективы. Есть ради чего потратиться. Хотя, как говорится, обещанного три срок ждут.

Таким образом планируется создать неприкосновенный запас в полтора-два десятка голосов. Причем процесс накопления должен происходить в обстановке строгой секретности. На успех (как считают организаторы) можно будет рассчитывать только в том случае, если факт «обработки» отдельных депутатов-коммунистов останется тайной для фракции КПУ в целом и для Петра Симоненко, в частности.

Но и в этом плане есть свои недостатки. А вдруг все коммунисты окажутся идейно стойкими? Или (что еще более вероятно) Петр Николаевич спрячет все комкарточки в партийный сейф — от греха подальше?

Надежды на то, что в «большевистские» группы удастся переманить значительное количество коммунистов, тоже невелики. По имеющейся информации, фракция КПУ уже в сентябре «похудеет», но похудеет, надо думать, несущественно. Руководитель «Солидарности» Петр Порошенко рассказал, что в его команде осенью ожидается пополнение и среди новобранцев есть представители левого лагеря. По сведениям, полученным из источников, близких к руководству КПУ, коллегами Петра Алексеевича должны стать 2-3 коммуниста. В перспективе Порошенко рассчитывает собрать под своими знаменами до сорока человек, но «солидаристов» намерен рекрутировать среди внефракционных мажоритарщиков. Насколько можно судить, он пристально присматривается и к народным демократам, однако же слухи о слиянии «Солидарности» и фракции НДП решительно опроверг.

Активно «сватают» коммунистов и «трудовики». Андрей Деркач со товарищи считаются главными парламентскими специалистами по «работе» с левыми. Не будет лишним напомнить, что в «Трудовой Украине» (кстати, самом большом нелевом депутатском объединении) сегодня успешно трудятся экс-члены комячейки Светлана Синенко, Андрей Звонарж, Светлана Друзюк и Николай Кириченко, «списочники» ПСПУ Татьяна Задорожная и Михаил Савенко, бывшие члены фракции СПУ-СелПУ Анатолий Новик и Федор Шпигало, а также недавний «селянин» Александр Шпак. В ближайшие недели руководителям «ТУ» предстоит подтвердить репутацию успешных ловцов коммунистических душ.

Но каким бы богатым ни оказался совокупный «улов» «солидаристов», «трудовиков» и «возрожденцев», фракция КПУ почти наверняка останется самой большой. А это означает, что для гарантированного успеха предприятия идеологам имплементационного процесса потребуется поддержка коммунистов.

Банковая не может рисковать. Конституция требует, чтобы голосования, касающиеся внесения изменений в Основной Закон, происходили на двух сессиях подряд. Кроме того Конституция запрещает два раза голосовать за одни и те же изменения. Президент должен чувствовать себя сапером, не имеющим права на ошибку.

По свидетельству близких к президентской администрации источников, коммунистам могут предложить три варианта. Первый — «простимулировать» фракцию. Второй — вернуть представителям КПУ кресло первого вице-спикера и часть стульев глав комитетов. Третий — «подправить» текст имплементационного постановления. Вкратце опишем суть возможных правок. Во-первых, парламентским большинством будет считаться группа депутатов, голосующих за премьера. В этом случае сами коммунисты в коалиции с парой-тройкой других фракций имеют шанс стать «большевиками». А главное — подобная формулировка позволит им, не теряя своего политического лица, проголосовать «за». Во-вторых, коммунистам будут даны гарантии того, что 80-я статья будет звучать так же, как и в «вопроснике» референдума. «ЗН» уже писало: если в тексте Основного Закона 80-я статья будет звучать просто — «Народным депутатам гарантируется неприкосновенность», то строго юридически парламентариям будет обеспечена абсолютная неприкасаемость.

Правда, есть одно «но». Знающие люди утверждают, что Президент категорически отказывается торговаться с коммунистами.

Что в этом случае остается апологетам имплементационного движения? Пожалуй, только одно. Добиваться того, чтобы в течение тридцати дней не могли начаться пленарные заседания. В этом случае включается механизм 106-й статьи — Президент абсолютно законно распускает ВР и назначает новые выборы. Которые неизбежно пройдут под знаком админресурса, особенно на востоке страны.

Тех, кто утверждает, что 300 голосов найдутся сами собой, — единицы. Точнее, двое — Виктор Медведчук и Александр Волков. Однако тех, кто верит в то, что Президент хладнокровно переживет «завал» имплементационного голосования, еще меньше...

Сергей РАХМАНИН

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме