Украинская разведка. Перед употреблением взболтать

Поделиться
Отставка Олега Синянского с поста главы Службы внешней разведки открыла неофициальную ярмарку вакансий по руководству спецслужбой...

Отставка Олега Синянского с поста главы Службы внешней разведки открыла неофициальную ярмарку вакансий по руководству спецслужбой. Претендентов — достаточно. И разговоры «кого назначат?» звучат гораздо громче, чем рассуждения о том, какой должна быть разведка. Президент Виктор Ющенко находится перед непростым выбором.

История с отставкой Синянского показывает второстепенное место внешней разведки в иерархии государственных ведомств Украины. СВР не имеет достаточно большого политического влияния, чтобы ее делили в каких-то «пакетах» между политическими группировками наравне, скажем, с НАКом или Минтрансом. Хотя потенциально информационные каналы разведки ничуть не менее важны для государства, чем денежные потоки. Дело в том, что разведка — инструмент малопонятный для украинской политической элиты, поскольку возможности влияния главы СВР на формирование государственной политики пока не определены ни практикой, ни теорией. Внешняя разведка является продолжением и усилением внешней политики государства, и потому служба не может быть эффективной, если сама политика непоследовательна. Если «многовекторность» граничит с хаотичностью, если руководство страны формулирует цели и задачи в соответствии с сиюминутными запросами, амбициями и эмоциями и не понимает специфики сбора и анализа разведывательной информации. Однако руководитель этой самостоятельной структуры по статусу имеет право доклада непосредственно Президенту. Это может стать весьма привлекательным аргументом в пользу повышения внутриполитического значения СВР в обойме ключевых государственных институтов. И сейчас, после перераспределения основных финансовых потоков, в команде победителей президентских выборов развернулась серьезная борьба за контроль над разведкой.

Впрочем, все по порядку. Отстранения Олега Синянского в «лесу» ждали давно («в лесу» на сленге разведчиков означает «в Службе внешней разведки», тогда как понятие «на острове» говорит о принадлежности к Главному управлению разведки Министерства обороны). Олег Григорьевич успел зарекомендовать себя в глазах профессионалов как с положительной, так и с отрицательной стороны.

В свои 34 года Синянский при поддержке экс-главы СБУ Игоря Смешко добился отделения разведывательной структуры от Службы безопасности, некоторого улучшения материально-технического обеспечения, усиления СВР за счет получения в штат подразделений радиотехнической разведки. Что принесло ему уважение подчиненных, которые почти простили вневедомственное «происхождение» — Синянский пришел в СВР вместе с командой Игоря Смешко и бывших военных разведчиков ГУР МО. Кроме того, Синянский имел прямой доступ к высшим должностным лицам страны и полную поддержку самого И.Смешко, что позволило поднять статус СВР. Так, за короткое время пребывания в должности три кадровых офицера внешней разведки получили генеральские звания, не говоря о прочих назначениях (причем лампасами обзавелись не «гуровцы», а местные кадры). Личный состав к таким сигналам относится очень чутко. При Синянском возможности и влияние ведомства возросли.

Однако близость к власти предопределила и неизбежность отставки Олега Григорьевича. Право доклада Леониду Кучме и возможность в любое время по «мобилке» решать вопросы с главой администрации президента Виктором Медведчуком имели и оборотную сторону, очевидную для окружающих. Получить самостоятельное ведомство в разгар избирательной кампании молодому начальнику позволили во многом личные контакты с Виктором Владимировичем и обязательства перед Леонидом Даниловичем. В ряде случаев было очевидно, что руководство страны может использовать внешнюю разведку в своих личных внутриполитических интересах, эксплуатируя ее оперативные возможности. Сотрудники разведки отмечают — Синянский старался выполнить любые, самые специфические распоряжения руководства страны, что в конкретной политической ситуации привело к втягиванию службы в предвыборную войну на стороне одной из групп влияния. СВР, как и заявлял генерал СБУ Валерий Кравченко, обеспечивала слежку за рубежом за деятелями оппозиции. А также пыталась отследить зарубежные финансовые потоки ряда ведущих политиков и бизнес-структур, поддерживающих оппозицию. По некоторым данным, оперативные и технические возможности разведывательной службы использовались для действий против оппозиции внутри страны. Эти подозрения наверняка станут предметом служебного расследования сразу после прихода нового руководства ведомством.

Впрочем, в кругах, близких к бывшему руководству СВР, отмечают, что преследование оппозиционных политиков ни в коей мере не может быть истолковано как незаконное деяние, его надо рассматривать как «контрразведывательное обеспечение государственных секретоносителей». Мол, «мы от внутренней политики абсолютно далеки, мы выполняем приказы». Относительно субординации — это, конечно, чистая правда. Однако реально внешняя разведка ничуть не менее политизированная структура, чем другие специальные и дипломатические учреждения. Во время революции один из молодых сотрудников службы даже публично выступил в поддержку оппозиции. Это зачеркнуло его карьеру, но вызвало уважение и понимание коллег.

«В лесу» рассказывают, что одной из первых серьезных задач, которую поставил подчиненным г-н Синянский, был мониторинг финансовых потоков и связей украинского бизнеса с оффшорными компаниями и вскрытие незаконных схем. Эта задача крайне беспокоила президента Кучму. Наши источники отмечают, что такой объемный документ был действительно подготовлен, и в нем отражена активность сотен украинских бизнес-структур, перемещения многомиллиардных долларовых масс. Однако оперативные материалы в ход не пошли — там были данные не столько по оппозиции, сколько по сомнительной деятельности одной известной объединенной политической партии и одной в то время провластной партии одного известного региона. Говорят, руководство администрации президента никакого удовольствия от изучения этого досье не получило, а наоборот — расстроилось.

Хотя Кучма даже собирал специальное заседание Совета безопасности и обороны Украины по теме исследования оффшорных схем сокрытия капиталов, и на этом заседании данные внешней разведки были одним из основных материалов. А интересно было бы почитать… Такое досье отнюдь не касается проблем государственной безопасности, а касается теневой деятельности бизнесменов, часть из которых тесно связана с новой властью. И лишь публичное расследование всех сомнительных деталей оффшорных схем дает гарантию, что эти схемы перестанут использовать.

По словам высокопоставленных сотрудников СВР, документы по организации слежки за оппозиционерами руководитель подписывал лично. Что ж, тем больше информации к размышлению получит новый шеф внешней разведки. До последних дней работы в должности г-н Синянский оказывал поддержку своим политическим патронам. Прежде всего — бывшему президенту Украины Леониду Кучме. Когда экс-президент собрался лететь на отдых в Карловы Вары, его крайне озаботил тот факт, что охрана лишена права провезти личное оружие — в том числе автоматическое. Еще до гибели Юрия Кравченко, экс-министра МВД, необходимость в хорошо вооруженной охране у Леонида Даниловича сомнений не вызывала, однако Министерство иностранных дел отказалось помочь в решении вопроса по провозу оружия в Чехию. Без арсенала для самообороны Кучма ехать не хотел. Но необходимость отбыть за границу именно на период с конца февраля до начала марта — до момента дачи показаний в Генпрокуратуре… простите, до момента самоубийства Кравченко, почему-то оказалась настолько острой, что ради этого в авральном порядке были задействованы все наличные связи. Поэтому огромную (а если бы Кравченко заговорил, возможно, и неоценимую) услугу Кучме оказала Служба внешней разведки, которая по своим каналам сумела договориться с чешскими властями о специфических особенностях визита и о вооруженном эскорте для экс-президента. Надо отметить, что если у одной части новой украинской власти помощь Кучме со стороны службы вызвала резкое раздражение, то кое-кто из высокопоставленных соратников Виктора Андреевича, наоборот, был вполне удовлетворен. В государственном секретариате Украины и в Совбезе есть очень влиятельные люди, которым профессионализм Олега Синянского весьма импонирует.

Совершенно очевидно, что кроме борьбы за «чистые руки» новое руководство СВР должно будет предложить некую концепцию развития внешней разведки, определить стратегию действий, которая де-факто так и не создана за все годы независимости Украины. Более того, ожесточенная борьба за контроль до сих пор оставляет массу вопросов относительно статуса СВР в системе государственной власти.

Глава СБУ Александр Турчинов, соратник премьер-министра Юлии Тимошенко, вообще сомневается в целесообразности сохранения самостоятельности внешней разведки. В комментарии для «ЗН» Александр Валентинович отметил: «Самостоятельный статус Службы внешней разведки определен указом Кучмы, а не законом Верховной Рады. Прерогатива Президента принимать как организационные, так и кадровые решения, однако они должны быть подкреплены законом. На мой взгляд, дробление не привело к повышению эффективности и результативности работы спецслужб». У Турчинова есть не только политическая логика. Он, например, хотел бы вернуть под одну крышу системы радиотехнической контрразведки и мониторинга, чтобы поставить под контроль возможность «прослушки».

А вот государственный секретарь Украины Александр Зинченко, публично не комментируя данный вопрос, очевидно, поддерживает самостоятельный статус СВР. Хотя сближение СВР и СНБО отнюдь не приветствует.

Разведка может быть замкнута на различные структуры власти. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Петр Порошенко полагает, что руководить СВР может и его близкий соратник Виктор Король, человек с богатым опытом работы в правоохранительных структурах и в парламенте.

Первый начальник украинской разведки Александр Шарков в комментарии «ЗН» отметил: «Очевидно, что приемлемым кандидатом на пост главы СВР мог бы стать политик с опытом дипломатической работы и, самое главное, с авторитетом, который позволил бы ему отстаивать свою позицию перед лицом всех групп влияния, перед лицом Президента. Однако такие уникальные люди не спешат идти в разведку, а потому на высокий пост претендуют политики, которые находятся на вторых ролях и практически не участвуют в большой политике».

Среди претендентов фигурируют также Олег Черноусенко, бывший народный депутат, бывший сотрудник военной контрразведки СБУ. Игорь Смешко — пока маловероятное назначение. Однако Смешко предлагает кандидатуру своего близкого коллеги — Александра Галаки, и эту инициативу поддерживает, например, А.Зинченко. Валерий Кравченко вряд ли может претендовать на какие-либо посты в СВР, поскольку его действия вызвали резкое неприятие среди сотрудников.

Очень неожиданным, но возможным кандидатом является бывший народный депутат Александр Жир — офицер действующего резерва СБУ, который сейчас не на гребне большой политики, однако обладает и большими связями, и определенным авторитетом. Жир хорошо знаком с Президентом Виктором Ющенко и сыграл значительную роль в «кассетном скандале». Впрочем, независимый характер Жира может сыграть и против него. Поговаривают также, что его сайт «5 элемент», где размещаются «пленки майора», на днях опять может начать регулярно обновляться…

Весьма вероятно, что список претендентов на руководство внешней разведкой этими именами далеко не исчерпан. Профессионалы разведки полагают, что дополнительным призом в борьбе за назначение может быть контроль над государственным предприятием «Укрспецэкспорт». Торговля оружием и внешняя разведка в Украине тесно связаны, и для СВР обеспечение торговли спецтехникой является одним из самых основных направлений деятельности. Весьма вероятно, что посты во внешней разведке и в «Укрспецэкспорте» получат представители одной группы влияния.

Впрочем, определенные сигналы указывают на то, что Президент Виктор Ющенко склоняется к идее закрепить самостоятельный статус внешней разведки назначением человека, который был бы свободен от политических обязательств перед чьей-либо командой. Внешняя разведка может и не быть предметом пакетных политических договоренностей, поскольку привлекать публичного политика к данной специфической работе совсем необязательно. Более того, предлагаемые кандидаты, как правило, имеют опыт работы в правоохранительных органах. Это показывает ошибочность представлений украинских политиков о специфике деятельности СВР. То, что это ни в коем случае не силовая структура, в правящей элите, увы, мало кто осознает.

В любом случае, говорить об эффективной государственной политике без наличия эффективного аппарата разведки в современном мире нельзя. И вклад внешней разведки в отстаивание позиции Украины на международной арене, например в скандале вокруг строительства украинского судоходного канала в устье Дуная, был, наряду с действиями дипломатов, весьма существенным.

Назначение нового шефа внешней разведки затягивается, поскольку консультации по этому поводу идут в различных государственных структурах. Судя по неофициальным результатам консультаций, Президент понимает, что разведка может быть либо скальпелем, либо ржавой пилой. Успех любой операции всегда определяет квалификация хирурга…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме