Украина — Израиль: предпосылки прорыва

Поделиться
С визитами в Израиль у глав украинского военного ведомства все как-то не складывалось. Как только ...

С визитами в Израиль у глав украинского военного ведомства все как-то не складывалось. Как только обсуждение деталей будущих встреч и переговоров близилось к завершению, как только назначалась дата — визит срывался из-за украинской стороны: то министра снимали с должности (и так несколько раз), а то и самолет с израильскими гражданами случайной ракетой сбивали. Так что завершившийся на этой неделе официальный визит министра обороны Украины Анатолия Гриценко в Государство Израиль оказался первым подобным событием за все 14 лет украинской независимости.

Политическая погода меняется

И хотя визит, понятно, в основном был посвящен вопросам военного и военно-технического сотрудничества, в его ходе было и несколько политически важных моментов. Прежде всего, Анатолий Гриценко от имени правительства Украины принес официальные извинения за «страшный инцидент» над Черным морем, в результате которого был сбит российский самолет с пассажирами, среди которых были граждане Израиля. Кроме того, на встрече с президентом Израиля Моше Кацавом, который «очень вежливо, но твердо выразил озабоченность тем, что в Украине время от времени на уровне публикаций поднимаются антисемитские настроения», украинский министр заверил своего собеседника, что руководство Украины никоим образом не поддерживает подобные проявления и намерено жестко реагировать на такие факты. А. Гриценко сообщил, что пообещал президенту Кацаву донести Президенту Украины озабоченность израильской стороны, и, «если там есть предмет для реагирования правоохранительных структур, такая реакция последует». В свою очередь, израильская сторона через главу украинского оборонного ведомства передала важный мессидж: Израиль очень ждет визита Виктора Ющенко и придает ему большое значение». Визит намечен на начало ноября. От себя же добавим, что отсутствие посла Украины в этой стране вызывает, мягко говоря, недоумение у израильской стороны. И скорое назначение главы диппредставительства, во-первых, снимет ненужные вопросы и догадки, а во-вторых, будет способствовать более успешной подготовке визита главы Украины в Государство Израиль, важного в том числе и потому, что Израиль очень уверенно чувствует себя на ряде африканских и азиатских рынков, принимает участие в кооперационных поставках военной продукции странам НАТО, что могло бы помочь продвинуть на этих направлениях и украинские интересы.

Что же касается военной и военно-технической кооперации, то нельзя сказать, что раньше Украина совсем не сотрудничала с Израилем в этих сферах. Особое внимание двух государств было сосредоточено на оружейной тематике. В этом нет ничего странного: единые корни научной школы, обладание прорывными ноу-хау, гибкость Израиля на оружейном рынке и отсутствие политических требований у Украины способствовали развитию дружбы. И хотя военно-техническое сотрудничество не является самоцелью, оно может создать достаточно прочный мост для политического сближения двух государств. А также решить весьма важную для Украины задачу уменьшения рычага российского влияния на украинскую обороноспособность.

В свое время израильский посредник помог «Укрспецэкспорту» продать станции пассивной радиоэлектронной разведки «Кольчуга» в Эфиопию, после чего началось экспортное шествие этой системы по миру. Потом был пример совместной модернизации РЛС 36Д6 и поставки улучшенных версий этих станций в Мьянму. Многообещающей с точки зрения продвижения общих интересов на индийском рынке стала совместная работа по созданию авиационного тренажера Ан-32. Есть у Украины и Израиля еще один совместный проект — по модернизации учебно-боевого самолета L-39, выполненный «Укроборонсервисом» и Israel Aircraft Industries. Военные эксперты двух государств оценивают его весьма перспективным как для украинских ВВС, так и для третьих стран (хотя на внутреннем рынке этот проект не единственный). Украина сумела подписать с Израилем два наиболее важных для ВТС соглашения: о взаимной защите секретной информации и о военно-техническом сотрудничестве.

Но были провалы и просчеты как в политике, так и в самой военно-технической сфере. Украина по внутренним причинам сорвала многомиллионный контракт на разработку и поставку малогабаритных турбовентиляторных двигателей, сопоставимый по объему с крупнейшей сделкой Украины на мировом рынке вооружений — пакистанским танковым контрактом. В результате прибылей недосчитался не только запорожский «Мотор-Січ», но и все государство.

Продвижение украинских интересов на израильском направлении на новом этапе начали военные. В этом есть особая логика. Во-первых, украинские миротворцы уже в сентябре планируют развернуть свой лагерь на Голанских высотах, что может стать многообещающим прологом политических отношений. А во-вторых, системный кризис военной организации Украины в силу ее отсутствия в числе приоритетов у новой власти, а также разрастающаяся «боеприпасная» угроза на многочисленных складах военного ведомства заставили украинские власти взглянуть на собственную армию с другой стороны. Дополнительным и далеко не самым последним стимулом к этому стало заметное охлаждение отношений с соседней Россией, что, среди прочего, угрожает свертыванию важных для украинской обороноспособности проектов. Израиль же является своеобразной высокотехнологической и оружейной Меккой. Тут есть необходимые Киеву технологии уничтожения сложных боеприпасов, особенно таких, которые лежат на земле и опасны для разборки. Израиль является реальной альтернативой России в вопросах модернизации авиационных платформ, прежде всего, самолетов МиГ-29, Су-25 и вертолетов Ми-24 и Ми-17. Наконец, Израиль в состоянии оснастить украинскую армию средствами современной цифровой связи, новейшей электроникой для средств наблюдения и разведки, беспилотными летательными аппаратами. При этом особая ценность израильских проектов для Украины состоит в том, что все они адаптированы под стандарты НАТО, а израильская сторона берется уладить непростой вопрос взаимоотношений с разработчиками военной техники из России. Это особенно важно, поскольку даже нынешние поставки боевых самолетов из арсеналов Минобороны Украины сопряжены с текущими проблемами договоренностей с Россией. Так, несмотря на то, что Луцкий авиаремонтный завод успешно справляется с капитальным ремонтом двигателей для МиГ-29, при поставке 12 машин одному из партнеров по ВТС Украина была вынуждена согласиться на размещение заказа на ремонт двигателей в России. Скорее всего, такая ситуация превратится в систему, и хотя руководство украинского военного ведомства не против того, чтобы доверить «малую» модернизацию институту генеральных конструкторов, сотрудничество с Израилем могло бы снять с повестки дня целый ряд технических вопросов. Принимая во внимание тот факт, что имеющиеся в украинской армии авиационные платформы могут служить еще 15-20 лет, а приобретение новых аппаратов во много раз дороже их глубокой модернизации, политические и технические выгоды ВТС с Израилем становятся очевидными.

Реалистичный взгляд на дружбу

Фактически продвижению этого блока вопросов и был посвящен визит министра обороны Украины в Израиль. По словам Анатолия Гриценко, имея выведенные из боевого состава самолеты в количестве, почти в два раза превышающем действующий парк Воздушных сил Украины, имеет смысл модернизировать их для третьих стран. С тем, чтобы использовать вырученные средства для модернизации самолетов ВСУ. Впрочем, военное ведомство еще окончательно не определило требования к облику модернизированного самолета — частые смены команд сделали правопреемственность переговорного процесса делом сложным и неблагодарным. Фактически сопоставление возможностей двух израильских проектов (частной компании Elbit Systems и государственной Israel Aircraft Industries), а также предложений российской стороны, как ожидается, завершится через два месяца. Представители израильских компаний должны появиться в Киеве уже до 10 августа, встреча с россиянами состоится после завершения ими разработки облика обновленного МиГ-29.

Впрочем, кроме этой проблемы, есть очевидная необходимость состыковки предлагаемых работ с новыми и перспективными возможностями украинского ОПК. Например, предложения израильтян относятся преимущественно к обновлению авионики с существующим на МиГ-29 давно устаревшим бортовым радаром. Между тем перспектива совмещения израильской авионики должна бы учитывать и интеграцию с новым бортовым радаром, а также с создающейся в Украине новой авиационной ракетой «воздух — воздух» с активной головкой самонаведения. Как минимум потому, что появление такого оружия на украинском самолете в несколько раз усилит истребитель. А во-вторых, уже сейчас есть государства, готовые вложить средства в продвижение этого проекта на уровне его создания. В этом случае не совсем ясно, какой бортовой радар (в том числе и нероссийского происхождения) мог бы использоваться для украинского самолета. А также нет достоверного ответа на вопрос, могла бы израильская сторона помочь в таком проекте. В свое время Россия подразнивала намерением передать производство нового радара «Жук-МЭ», но до дела так и не дошло. Поэтому, учитывая, что украинская авиаракета будет прямым конкурентом российского изделия РВВ-АЕ, нет смысла рассчитывать на российский бортовой радар. Специалисты считают: при определенных условиях технологии его производства могли бы поставить израильтяне или французы.

Если говорить о проектах утилизации боеприпасов и оснащения украинской армии средствами связи, они выглядят более понятными, чем авиационные. Еще раньше израильская корпорация EMI высказывала готовность принять участие в утилизации боеприпасов новобогдановских складов, где в мае 2004 г. произошли несанкционированные взрывы. Израильская сторона готова предложить технологии применения специальной пены, которая при подрыве локализует участок взрыва. По мнению советника министра обороны генерала Александра Стеценко, такие технологии могут оказаться полезными для решения проблемы боеприпасной угрозы в Украине. При этом он считает, что взаимодействие должно организовываться через создание совместного предприятия, которое могло бы взять на себя и ответственность за проведение работ.

Наконец, проект по связи предполагает на первом этапе оснащение одного батальона средствами связи израильской компании Tadiran Communications. Такой проект на условиях «оружейной квоты» (т.е. когда Министерством обороны передает компании выведенное из боевого состава оружие — для продажи на внешнем рынке) готов реализовать «Укроборонсервис». После тестирования работы новых средств связи на уровне одного подразделения в рамках тендера украинским военным руководством будет принято решение, средства связи чьего производства взять на вооружение. Сегодня на прицеле у украинских военных три иностранные компании: израильский Tadiran, итальянский Marconi и американский Harris. Впрочем, это уже не первый тендер по связи — первый конкурс был начат еще в прошлом году, однако в силу того же отсутствия преемственности в украинской власти тендер будет организован заново. Это подтвердил украинский министр обороны во время пребывания в Израиле.

Как считают эксперты, преимущества на тендере будут иметь компании, которые максимально задействуют в предложенных проектах отечественную промышленность, а также пойдут на частичную или полную передачу технологий производства. По последним данным, сегодня Tadiran и Marconi готовы к такому сотрудничеству, в частности, на сборку цифровых станций на одном из киевских военных заводов.

В ходе переговоров с руководством израильских компаний министр обороны Украины делал ударение на очень важном условии реализации совместных проектов — на основе офсетных, или компенсационных схем. Работы по модернизации военной техники должны выполняться на отечественных авиапредприятиях, с передачей им соответствующих технологий. По словам А. Гриценко, израильские компании готовы пойти на реализацию весьма привлекательных для Украины офсетных сделок. Хотя, представляется, на быстрое принятие решения пока рассчитывать не приходится — во многом начинания военных тормозятся резкими переменами настроений и намерений в высших эшелонах украинской власти.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме