У РЕГИОНАЛОВ ПОЯВИЛСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

9 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 9 июля-16 июля

В пылу киевских разбирательств политические эксперты как-то совсем позабыли о региональном факторе президентской кампании...

В пылу киевских разбирательств политические эксперты как-то совсем позабыли о региональном факторе президентской кампании. Точнее, вспоминают о нем лишь тогда, когда сравнивают шансы Леонида Кучмы и Александра Ткаченко: у этого в кармане столько губернаторов, у того - столько. А между тем, сами региональные лидеры (и это не только губернаторы) активно формируют собственную стратегию поведения. Пока в среде регионалов возникают только проекты, но кто поручится, что эти проекты впоследствии не превратятся в реальную политику?

Чтобы понять, в какую сторону намерены двигаться региональные лидеры, мы проанализировали один из наиболее радикальных документов, подготовленных в их среде. Непосредственным разработчиком проекта, который озаглавлен «Политическая платформа Союза региональных и местных деятелей», выступило Агентство гуманитарных технологий.

Проект заключается в создании публичной политической организации с участием губернаторов, глав областных советов, районных и городских начальников, а также депутатов ВР, избранных по мажоритарным округам. По замыслу разработчиков эта организация должна заняться активной политической деятельностью уже до окончания президентской кампании 1999 года. Предполагается, что «объединенные регионалы» выдвинут целый ряд принципиальных требований к центральной власти, а также, за счет влияния на мажоритарных депутатов, попытаются серьезно изменить расклад сил в парламенте.

Чего же «добивается» не созданная пока организация? Процитируем документ: «Мы считаем, что развитие и процветание нашего государства, которое исторически сложилось на базе различных культур и разных экономических укладов, возможны только на основе этого многообразия, с учетом региональных и местных особенностей. Мы уверены, что именно представители регионов Украины могут и должны стать строителями нового государства, основанного на гармоничном сочетании его составных частей… Союз региональных и местных деятелей призван защищать региональные и местные интересы на государственном уровне, тем самым обеспечивая будущее Украины. Защита этих интересов, которые полностью совпадают с интересами украинских граждан, невозможна без коренного изменения государственной политики… Наше понимание новой государственной политики зиждется на двух принципах: 1) повышение самостоятельности региональных и местных органов власти, 2) участие этих органов в делах центральной власти».

Согласитесь, заявка более чем самонадеянная, особенно, если учесть, что до недавнего времени региональные элиты никак не проявляли себя на политической сцене Украины (за исключением днепропетровского и донецкого кланов, которые региональными в общем-то не являются).

Тем не менее, следует признать, что текущая политическая ситуация, когда каждый союзник на счету, позволяет регионалам если и не добиться выполнения всех своих программных тезисов, то по крайней мере выторговать у центральной власти весьма существенные дивиденды за свою неожиданную активность.

При внимательном изучении обсуждаемого документа можно выделить два блока требований. Первый блок - требования эпатирующие. Среди них можно отметить выборность глав областных администраций, передачу районам статуса базового уровня местного самоуправления (что кардинально изменит всю систему местного самоуправления), влияние на разработку государственного бюджета и законов, наконец - создание верхней палаты парламента, сформированной по территориальному принципу.

Добиться выполнения требований первого блока в ближайшей перспективе вряд ли удастся, но само их оглашение может способствовать выполнению требований блока второго. Сюда можно отнести реальные потребности местных властей, которые давно страдают от неоправданной централизации.

Регионалы хотят, чтобы областные и местные бюджеты формировались преимущественно на основе собственных доходных источников (а не на базе субвенций и дотаций), чтобы нормативы распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней были стабильными (сегодня они меняются ежегодно). Кроме того, они требуют от государства своей доли собственности, участия в процессе приватизации, расширения доступа к рынку ссудного и инвестиционного капитала. Все эти требования вполне реалистичны и, к тому же, вряд ли могут рассматриваться как политические. Перманентный кризис областных и местных бюджетов - явление хорошо известное. Спору нет, с этим надо что-то делать.

Реакция главных игроков украинской политики на вышеозначенные заявки пока неизвестна, однако вряд ли можно предположить, что они до сих пор находятся в неведении. Обсуждаемый документ, скорее всего, уже был каким-то образом презентован на Банковой, иначе в нем не появилась бы часть следующего содержания: «Мы готовы добиваться решения поставленных задач политическими методами, в том числе через партнерство с Президентом Украины, с Верховной Радой и Кабинетом министров. Мы также находим необходимым участие Союза региональных деятелей в выборах президента и парламента… Мы предлагаем Президенту Украины выступить гарантом интересов региональных и местных территориальных образований, заключив политическое соглашение с нашим союзом».

Тем не менее, вряд ли можно предположить, что администрация Президента являлась инициатором идеи союза. Радикальные проекты регионалов слишком не вяжутся со стилем государственной политики, которую Леонид Кучма проводит вот уже несколько лет. Единственное «пропрезидентское» начало, которое можно усмотреть в обсуждаемом документе, - идея верхней палаты парламента, которую Кучма выдвинул еще в прошлом году. Но если Президент с помощью нее пытался обнаружить новый ресурс для борьбы с Верховной Радой, то регионалы (и это совершенно очевидно) имели в виду нечто совсем иное - приобретение части государственной власти.

Таким образом, слова о политическом союзе с действующим Президентом, о политических соглашениях, гарантиях etc. - это не просто знак лояльности и желание обезопасить себя от немедленных репрессий. Это еще и попытка приобрести мощный ресурс власти, без которого все разговоры о региональных интересах останутся пустым звуком.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно